Концессия жкх что это такое простыми словами

 

Из статьи вы узнаете, что такое концессия в сфере ЖКХ, каков порядок заключения концессионного соглашения на передачу объектов частным инвесторам, а также ознакомитесь с примерами государственно-частного сотрудничества. Что такое концессия в ЖКХ. Перспективы данной сферы для частных инвесторов. Какую поддержку государство оказывает концессионерам в сфере ЖКХ. Где получить льготный кредит на модернизацию коммунальных объектов.

Договор концессии что это такое

Главная цель управления муниципальной собственностью — обеспечение максимальной пользы жителям муниципального образования. В условиях возрастающих потребностей общества и недостаточностью финансовых ресурсов муниципальных образований для обеспечения этих потребностей, повышение эффективности использования муниципальной собственности приобретает особую актуальность. Привлечение частных инвестиций в муниципальную экономику при условии сохранение муниципальной собственности на основные фонды позволяет решить задачи социально — экономического характера, стоящие перед органами местного самоуправления.

Одной из форм ГЧП является концессия, однако предложения по ее законодательному оформлению уже несколько лет не могут пробить себе дорогу. О перспективах развития концессионного законодательства в России и, в частности, рассмотрения в Государственной Думе законопроекта «О концессиях» рассказывает советник министра экономического развития и торговли РФ Игорь Дроздов. — Игорь Александрович, для начала напомните, что такое «концессия»? — Понятие «концессия» происходит от латинского слова concessio, означающего «разрешение».

Что такое концессия простыми словами

Концессия (от лат. concessio — разрешение, уступка) — форма договора о передаче в пользование комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю. Передача в концессию осуществляется на возмездной основе на определенный срок или без указания срока. Объектом договора может быть передача прав на эксплуатацию природных ресурсов, предприятий, оборудования и иных прав, в том числе на использование фирменного наименования и (или) коммерческого обозначения, охраняемой коммерческой информации, товарных знаков, знаков обслуживания и т. п.
Выплата вознаграждения может осуществляться в виде разовых (паушальных) или периодических (роялти) платежей, процентов от выручки, наценки на оптовую цену товаров или в иной форме, установленной договором.
Конце́ссия, концессио́нное соглашение — форма государственно-частного партнёрства, вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или в оказании услуг, обычно оказываемых государством, на взаимовыгодных условиях.

КОНЦ’ЕССИЯ, -и, ж.
1. Договор, заключаемый государством с частным предпринимателем, иностранной фирмой на эксплуатацию промышленных предприятий, природных богатств и других хозяйственных объектов. К. на постройку железной дороги. Отдать рудники на концессию.
2. Предприятие, работающее по такому договору. Иностранные концессии.
прил. концессионный, -ая, -ое.

Коммерческая концессия и договор

В качестве метода ведения бизнеса, коммерческая концессия выгодна обеим сторонам договоренности. Что касается правообладателей, то они могут эффективно распоряжаться своим имуществом, не затрачивая при этом много средств. Кроме этого, доля юридического лица на современном рынке значительно повышается при заключении данного договора. Пользователь же будет использовать уже разработанную и экономически устойчивую систему для заработка, поэтому с большой вероятностью этот договор принесет ожидаемую прибыль.

В нашей практике, я работаю адвокатом, был случай, когда после заключения договора коммерческой концессии, сторона, которая использовала чужой комплекс прав, нарушила технологию производства товаров, и при этом испортила репутацию фирмы – правообладателя. Если используется чужая торговая марка, и качество продукции должно соответствовать. Спор, конечно, выиграла фирма правообладателя, они еще и компенсацию выплачивали своим оппонентам.

Проблемы начинаются с подготовки

Однако любое благое начинание, особенно таких масштабов, неизбежно сталкивается с рядом преград на пути его осуществления. В данном случае все начинается уже с законодательного регулирования.

Согласно действующему законодательству, подготовку концессионного проекта, а также документации на организацию конкурса и его проведение, кадастрового учета земель и прочих необходимых документов, производить следует на условиях софинансирования, рассказывает руководитель Центра развития городского хозяйства НИУ-ВШЭ Павел Усатый. Как поясняет эксперт, из регионального и местного бюджетов должно быть покрыто минимум 20% от общей суммы затрат. Но, как правило, региональные бюджеты городов с численностью населения меньше миллиона жителей с трудом находят средства даже на простое поддержание действующей инфраструктуры и уж им точно не до расходов на подготовку документов для заключения концессионных соглашений.

Что такое концессии в ЖКХ?

Концессия — форма государственно-частного партнерства, которая предусматривает передачу государственного имущества  на определенный срок частному инвестору, который должен осуществить строительство (реконструкцию) переданного имущества и имеет право получать доход от его использования.  
Концессия на сегодняшний день является наиболее проработанной формой ГЧП для привлечения инвестиций в коммунальную сферу с позиции баланса интересов частного и государственного партнеров.

Основными плюсами концессии являются:

обеспечение для частного инвестора разносторонних гарантий, повышающих возвратность вложенных средств и снижающих инвестиционные риски: гарантия использования метода регулирования, долгосрочных параметров регулирования, фиксация правил регулирования тарифов на момент заключения концессии, гарантия объема выручки,  при изменении нормативных правовых актов;

прозрачность конкурсных процедур и четкие правила формирования условий концессии в процессе конкурса: условия концессии определяются конкурсной документацией и наилучшим конкурсным предложением, победитель определяется на основании ценового критерия —  дисконтированной валовой выручки (суммы тарифных и бюджетных средств, требуемых концессионеру для осуществления инвестиционных и эксплуатационных обязательств);

сохранение имущества в государственной собственности.

Существенными условиями концессии в коммунальной сфере являются:

долгосрочные параметры и метод регулирования тарифов;

задание и основные мероприятия, определяющие обязательства по созданию (реконструкции) объекта соглашения;

предельный размер средств на создание (реконструкцию) объекта соглашения;

плановые значения показателей деятельности концессионера (в том числе показателей качества, надежности и энергоэффективности);

порядок возмещения расходов концессионера, не возмещенных к моменту окончания концессионного соглашения.

В 2014 году по данным Минстроя России  было заключено порядка 115 концессионных соглашений в коммунальной сфере.

В 2015 году по данным единной информационной системы государственно-частного партнерства в России (pppi.u) в процессе подачи заявок на участие в концессионном конкурса находятся 100 концессионных проектов, в процессе подведения итогов конкурса — 149 проектов.

.

Порядок проведения конкурса и определения победителя:

Концедент обязан согласовать с РЭК метод регулирования и значения долгосрочных параметров, не являющиеся критериями конкурса (размер инвестированного капитала до перехода на метод доходности инвестированного капитала и срок возврата инвестированного капитала).

РЭК также определяет предельные значения критериев конкурса, предельный рост НВВ и предоставляет иные величины и значения, необходимые для расчета прогнозной НВВ.

Концедент оформляет решение о заключении конкурса в котором определяется задание участникам в соответствии со схемами теплоснабжениями, водоснабжения и водоотведения, основные условия концессионного соглашения и критерии конкурса.

На основании решения и согласительных процедур с РЭК готовится конкурсная документация, в которой указываются: минимально допустимые плановые значения показателей деятельности концессионера, значения долгосрочных параметры, не являющиеся критериями конкурса, состояние объекта до передачи в концессию, прогнозные величины, которые используются для расчета прогнозной НВВ и не выступают в последующем условиями концессии, метод регулирования тарифов, предельные значения критериев конкурса, предельный рост необходимой валовой выручки от осуществления регулируемых видов деятельности.

Критериями конкурса являются: предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, объем субсидий концедента на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения (если конкурсной документацией предусмотрены такие расходы концедента); объем субсидий концедента на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения; плановые значения показателей деятельности концессионера, долгосрочные параметры регулирования тарифов .

Для оценки конкурсных предложений рассчитывается дисконтированная валовая выручка (сумма тарифных и бюджетных средств, требуемых концессионеру для осуществления инвестиционных и эксплуатационных обязательств). Дисконтированная валовая выручка рассчитывается по единому формату в вычислительной программе, размещенной на сайте .

По вопросам реализации инвестиционных проектов на основе концессионных соглашений обращаться:

119435, город Москва, улица Малая Пироговская, дом 13, строение 1, БЦ «П13»

+7 (499) 558-38-32

invest@

Источник:

Фото 1

Особенности таких договоренностей

Концессионное соглашение, решающее проблемы жилищно-коммунального хозяйства – это конкретная договорённость между владельцами частной компании и государственными Управляющими организациями (в том числе принадлежащими городу), согласно которой фирма, вкладывающая свои финансы принимает на себя обязательства по созданию (или же возобновлению, проведению реконструкции) определённого имущества (движимого или недвижимого), принадлежащего жилищно-эксплуатационным предприятиям, обеспечивающим работу инженерной инфраструктуры зданий населённых пунктов, занимающихся обустройством жилищного хозяйства, включая капитальный и текущий ремонт зданий, вопросами теплоснабжения, водоснабжения, обеспечения электроэнергией, ремонтом инженерных коммуникаций, а также благоустройством территорий, утилизацией мусора и уборкой.

Концессионное соглашение содержит такие пункты:

  1. описание объекта заключения соглашения;
  2. срок действия договорённости;
  3. концессионную плату, включая размеры, периодичность и формы оплаты;
  4. плату концедента, включая размеры, структуру платежей на модернизацию, или строительство объекта ЖКХ и его эксплуатацию;
  5. условия, при которых может произойти досрочное расторжение;
  6. способы разрешения противоречий;
  7. банковские гарантии;
  8. реквизиты и подписи сторон – инвестора, муниципалитета и субъекта РФ.

Скачать бланк концессионного соглашения

Компания-инвестор не может претендовать на право собственности по отношению имущества, однако может эксплуатировать объект договорённости и производить все необходимые виды работ, позволяющие получать прибыль.

Правоисполнитель, в свою очередь, обязан предоставить фирме права владения и пользования имуществом на указанные в соглашении сроки, чтобы компания, вкладывающая инвестиции, могла осуществлять деятельность, предусмотренную договорными обязательствами.

Напоминаем, что вы можете получить быструю бесплатную консультацию по телефону: +7 (499) 938-51-36 просто кликните для звонка

Как заключить концессию в ЖКХ

После того, как частник, желающий инвестировать, подобрал подходящий объект типа котельной, алгоритм действий следующий:

  • подать заявку в местную администрацию;
  • исполнительный орган подготовит ПСД и проведёт конкурсные процедуры;
  • комиссия проанализирует документацию всех заявителей и выберет подходящего инвестора;
  • когда пакет документов подал только один претендент, он и будет заниматься инвестированием без всякого конкурса;
  • предпринимателя могут обязать откорректировать свои планы, но иногда этого не требуется.

Текст соглашения частника и государства состоит из нескольких пунктов:

  1. Описательная характеристика объекта уступки прав.
  2. О периоде, когда договор будет действителен.
  3. О величине сумм концессии , в каком виде она будет осуществляться и в какие сроки
  4. О величине сумм и их составляющих, идущих на реконструкционные или строительные мероприятия.
  5. При каких обстоятельствах договор расторгается до окончания намеченного срока.
  6. Каким образом будут разрешаться претензии сторон.
  7. Банковские гарантии.
  8. Данные о субъектах и их подписи.

Кроме того, предпринимателю в обязательном порядке передаются все документы на принимаемые им в эксплуатацию объекты.

Концессия в сфере ЖКХ: особенности, условия заключения соглашений

Фото 3

Слово концессия произошло от латинского «concessio», что в переводе означает — «уступка» или «разрешение». Это вид договора между частной компанией и государством о временной передаче в эксплуатацию предприятий, земельных участков.

Инвестор использует свои средства на возведение, модернизацию либо обслуживание, получает доход.

Концессия в сфере ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства)означает вовлечение частного сектора в управление зданиями или предоставление коммунальных услуг.

Понятие концессии в применении к ЖКХ

Такая форма партнерства государства и инвесторов, как концессия, практически отсутствовала в РФ два десятилетия назад. Но сейчас она стала распространенной, успешно реализуясь и в сфере ЖКХ. Внесенные средства идут на строительство, реконструкцию или использование объектов, временно (иногда бессрочно) переданных в частные руки. Партнеры государства при этом получают доход.

Считается, что концессионные соглашения оздоравливают сферу ЖКХ, обновляя ее посредством привлеченных финансов. Однако, объект находятся в государственной собственности, а доступа для иностранных инвесторов не имеется. По закону лишь компании от РФ могут вступить в государственно-частное партнерство (ГЧП). Концессия регулируется законодательством:

  • № 115-ФЗ, Федеральным законом «О концессионных соглашениях»;
  • Постановление Правительства РФ № 748 «Об утверждении типового концессионного соглашения».

Концессионный договор

Концессионная сдача объекта в коммунальной сфере производится при выполнении следующих условий.

  • Контракт должен быть долгосрочным.
  • Четко поставленные задачи, перечень обязательств с последующим выполнением.
  • Наличия верхней границы для инвестиции, выше которой инвестор не обязан вкладывать финансы.
  • Качество, надежность, эффективность по расходу энергии.
  • Наличие алгоритма по возврату потраченных инвестором средств (в случае отсутствия полного погашения к конечной дате договора).

Концессионное соглашение заключается в определенном порядке.

  • Инвестор по реконструкции жилищно — коммунального хозяйства выбирает объект. К примеру, котельная устраивает его по характеру, объему работ и вложений.
  • Необходимо заявить о намерении в местный орган власти.
  • Далее проводится конкурс по назначению партнеров или миссия возлагается по ст. 37 ФЗ «О концессионных соглашениях» на единственного инвестора без торгов.

Концессионный договор включает:

  • описание объекта соглашения, документация;
  • срок действия;
  • порядок концессионной оплаты, размер, периодичность взносов, форма платежа;
  • расчет по финансированию реконструкции или использования объекта;
  • досрочное расторжение — условия;
  • способы разрешения конфликтов;
  • гарантии от кредиторов;
  • дата, подписи и наименование сторон.

Преимущества и недостатки

Концессия в сфере ЖКХ выгодна обеим сторонам соглашения. К положительным для государства относятся следующие моменты.

  • Возможность улучшать объекты ЖКХ без бюджетных расходов.
  • Передача в концессию позволяет оставлять имущество в государственной или муниципальной собственности.
  • Концессионное партнерство предоставляет право наблюдения и контроля за хозяйствованием инвестора.
  • Можно консолидировать средства из разных источников.

На деле в подобных договорах есть следующие плохие стороны.

  • Государство софинансирует из регионального бюджета подготовку проекта в размере 20%.
  • Трудно найти инвестора, делающего значительные вложения. Чаще это малый бизнес.

Фонд поддержки

Для привлечения частных инвесторов и поддержки проектов создан Фонд реформирования сферы ЖКХ. Он содействует усилиям концессионеров, направленным на объекты небольших населенных пунктов.

Условия обеспечения следующие: в мероприятие вкладываются по 40% местный, региональный бюджеты, а также инвестор с долей от 20%. Предельная сумма помощи — 300 млн. рублей. Если соглашение не выполняется инвестором, формируется задолженность по отношению к Фонду.

В таком случае проект считают неудавшимся, причем концессионеров зачастую нельзя считать виновными.

Итоги и другие возможные проблемы

При сдаче объектов ЖКХ в концессию важно наличие официального оформления факта, что они находятся в государственной собственности. Нужен дополнительный документ об обременении, передаче права собственности на определенный срок.

Сложность может заключаться в отсутствии оформленного права владения, наличии долгов. Поэтому Правительство РФ продолжает регулировать проблемы на законодательном уровне.

Однако, объем успешных инвестиций по концессионным договорам имеет тенденцию к росту.

Концессия в сфере ЖКХ: особенности, условия заключения соглашений Ссылка на основную публикацию

Источник:

Сфера ЖКХ: из проблемной отрасли – в новую рыночную нишу

Сфера ЖКХ – вечная головная боль как государства, так и простых потребителей. Но между тем это и огромный рынок, потенциал которого для бизнеса в последние десятилетия так и не использовался.

Многие годы в сфере ЖКХ безраздельно властвовало государство. Однако под влиянием ряда причин, в основном того, что содержание отрасли тяжелым бременем ложилось на бюджет, решено было модернизировать эту сферу, привлекая частных инвесторов. В пользу этого решения говорит и зарубежный опыт, где частная инициатива широко распространена.

Еще в 2005 г. был принят Федеральный закон «О концессионных соглашениях» N 115-ФЗ от г., который официально регламентировал порядок организации такой формы партнерства государства с инвесторами, как концессия.

По своей сути, концессия в ЖКХ представляет собой соглашение, по которому тот или иной коммунальный объект передается в руки частного инвестора на определенный срок. Инвестор обязуется вложить средства в реконструкцию существующих или же в строительство новых объектов, эксплуатировать их, получая доход, но не имея при этом права собственности на эксплуатируемый объект.

Такая форма партнерства выгодна обеим сторонам: государству при передаче в концессию объектов ЖКХ гарантируется их обновление и модернизация, а инвестор, если сумеет правильно и эффективно организовать свою работу, получает доход и пользуется определенными льготами и поддержкой государства.

Материал в тему: О том, как рассчитать точку безубыточности бизнеса, узнайте здесь.

Подробнее о том, что такое концессия, смотрите в видео:

Рис. 1. Для государства концессия – способ модернизировать проблемные объекты

Фото 3

Условия концессии

Основные:

  1. Обязательная регистрация в территориальных отделениях ФНС, которые ведут учёт предпринимателей.
  2. Дополнительная регистрация в специальном ведомстве по выдаче патентов в случае, если предметом договора является разрешение на использование эксклюзивных прав на оговоренные объекты.
  3. Получение и оформление лицензий правообладателем.

Дополнительные:

  • При утрате правообладателем возможности использовать фирменное наименование (в том числе и в связи с банкротством одной из сторон), концессионные договорённости могут быть аннулированы.
  • Расторжение соглашений возможно только в том случае, если одна сторона заранее уведомила об этом другую.

Плюсы и минусы

К плюсам концессионных соглашений для государства можно отнести:

  • возможность усовершенствовать (реконструировать, модернизировать) объекты ЖКХ, не расходуя бюджетные средства;
  • переданное во временное пользование частникам, имущество все же продолжает оставаться в муниципальной или государственной собственности;
  • партнерство оставляет право наблюдать за хозяйствованием частных инвесторов и контролировать этот процесс.

При ближайшем рассмотрении концессия оказывается на практике не настолько радужным партнерством: подготовку проекта, а также документации на организацию конкурса и его проведение, кадастрового учета земель и пр. производить следует на условиях софинансирования (из регионального и местного бюджетов минимум 20% от общей суммы затрат).

Минус концессии также в том, что готового вложить огромные суммы инвестора не так просто найти, чаще всего на партнерство выражают желание представители малого бизнеса или бывшие МУП (унитарные предприятия), не располагающие необходимыми финансами.

Для поддержки концессионных проектов организован Фонд содействия реформированию сферы ЖКХ, направление усилий концессионеров при этом должно концентрироваться на объекты ЖКХ некрупных населенных пунктов (до 250 тыс. жителей).

Обеспечение финансами реализации концессионных проектов по реконструкции или строительству объектов в сфере ЖКХ предполагается на таких условиях: вкладывают средства инвестор, местный и региональный бюджеты в размере не меньше 40% от общей цены мероприятий, при этом доля инвестора должна составлять минимум 20%. Фонд может субсидировать реализацию проекта, но предел его помощи ограничен 300 млн. руб.

Если концессионер не сумел выполнить в обусловленные соглашением сроки запланированный объем мероприятий и допустил существенную задолженность Фонду, то данный проект можно отнести к неудавшимся.

При этом не стоит обвинять во всем только концессионера: многие сети тепло- и водоснабжения настолько изношены, что потери энергоносителей не удается покрыть тарифными ставками, а проводить реконструкцию и получать доход при таких условиях нереально трудно, при этом еще и отдавая долги Фонду и иным кредиторам.

Концессии в ЖКХ: почему муниципалитеты против частных инвесторов

То, что государство так долго и упорно продвигало в сфере ЖКХ, похоже, начинает обретать вполне реальные очертания. В жилищно-коммунальную отрасль пошли частные инвестиции.

Если до недавнего времени количество концессионных соглашений можно было по пальцам пересчитать, то в этом году отмечен качественный скачок.

На просторах российского ЖКХ полноценно работает уже 900 концессий! О проблемах государственно-частного партнерства в коммунальной сфере шел разговор на недавнем III Общероссийском форуме частных операторов коммунальной инфраструктуры.

Условия созданы, милости просим!

В ЖКХ, наконец, пришли частные деньги. В целом за счет механизма ГЧП в отрасль привлечено 183 млрд руб. А значит, как отметили участники форума, инвестор поверил в отрасль. Достигнут определенный прогресс и в формировании концессионного законодательства.

— Сейчас у нас для частных операторов созданы такие условия, каких нет даже в некоторых экономически развитых странах, — отметила на форуме руководитель Департамента ЖКХ Минстроя РФ Оксана Демченко.

И действительно, изменения в сторону «благоприятствования» частным инвесторам видны невооруженным глазом. Например, теперь можно передавать в концессию объекты со значительной долей незарегистрированного имущества, предприятия с долгами. Продлен срок трансформации арендных соглашений в концессионные.

Любопытный факт. Везде, куда приходит концессионер, наблюдается улучшение ситуации: снижается аварийность, ведется ресурсосберегающая политика. По данным Минстроя, на концессионных предприятиях, занимающихся теплоснабжением, потери снизились на 18%, а аварийность — на 47%!

Но чтобы частный инвестор в отрасли заработал в полную силу, нужно окончательно решить вопрос прямых договоров с ресурсниками, сошлись во мнении участники форума.

Кроме того, двигаться дальше мешает отсутствие квалифицированных управленцев в ЖКХ. В отрасль приходит инновационное оборудование, но, к сожалению, многие коммунальные предприятия продолжают работать так, как привыкли — по старинке.

В планах министерства, по словам Оксаны Демченко, продолжение политики активного привлечения частных инвесторов, отстройку механизмов установления предельного уровня тарифов по оплате ЖКХ (чтобы частник не задирал цены), формирование перечня показателей по привлечению частных инвесторов (за чем теперь регулятор будет строго следить).

А муниципалитеты — против…

Между тем на пути развития частного сектора в ЖКХ есть серьезные преграды. И главная из них, как отметил председатель правления Центра государственно-частного партнерства Павел Селезнев, это, как ни странно, «тихое» противодействие муниципалитетов. Последние достаточно ощутимо препятствуют допуску частных инвесторов на свою территорию.

Причина проста: «чужаками» сложнее управлять. Ведь частник, конечно же, будет проявлять самостоятельность в принятии решений. А многие муниципалитеты привыкли к так называемому ручному управлению подотчетными предприятиями ЖКХ.

Кроме того, присутствует и боязнь каких-либо нововведений в принципе.

— Нужно активнее рассказывать о новых форматах в ЖКХ местным депутатам, представителям администрации, — убежден Павел Селезнев. — А то ведь частный инвестор порой просто бежит из города, столкнувшись с непониманием со стороны местной власти.

А вот заместитель председателя Правительства Московской области Денис Буцаев считает, что опасения муниципальных властей вполне понятны. И дело здесь даже не в какой-то злонамеренности и тем более корысти.

ЖКХ — это тот сектор, откуда поступает больше всего жалоб.

И муниципалитеты вполне объяснимо боятся того, что если они будут лишены управленческих рычагов, то не смогут вмешаться в ситуацию в случае каких-то чрезвычайных обстоятельств.

Кроме того, региональным властям пока не понятно, какую тарифную политику будет вести частный инвестор, как он удержится в том тарифном коридоре, который обозначило государство. Будут ли у него стимулы модернизировать переданную ему инфраструктуру.

Еще одна не очень хорошая тенденция: не все выигравшие конкурс концессионеры потом заключают концессионное соглашение. То есть они заявляют о своем желании войти в ГЧП, получают определенную выгоду от аккумуляции финансов, а когда доходит до вложения собственных средств — дают задний ход.

— У нас в Подмосковье немало сделок находится в таком подвешенном состоянии, — признался Денис Буцаев. — И как с этим бороться, пока не совсем ясно.

Обеспокоила участников форума и практика так называемой смены вывесок. Сейчас предприятие ЖКХ, взятое в аренду, можно переоформить в концессию. И предприниматели этим активно пользуются.

В предпринимательской среде это называется «переобуться». То есть частник просто юридически меняет форму собственности, опять же не вкладывая при этом собственных средств.

— Из трехсот предприятий, которые изъявили желание оформить концессию, только сто — это реальные концессионеры. Остальные «переобулись», переоформили аренду в концессию, — сообщил вице-премьер подмосковного правительства.

А Павел Селезнев даже посетовал:

— Не хочется, чтобы такое «переобувание» стало для местной административной элиты удобным механизмом по «отжатию» собственности.

Зачем концессионеру застарелые «болячки» местного ЖКХ

Между тем есть претензии к государству и у представителей другой стороны — у самих концессионеров, участников государственно-частных партнерств. Первый заместитель генерального директора УК «Лидер» Юрий Сизов, например, посетовал на излишнее внимание надзорных органов:

— За последний год у нас прошло 120 проверок — по одной каждые две недели, — поделился он с участниками форума. — А ведь что такое проверка? Это выемка документов, отвлечение людей и пр. Конечно, со стороны может показаться, что все это не так ужасно. Но есть же пределы, есть психологическая усталость! — не без пафоса заключил он.

По мнению Юрия Сизова, предпринимателям должны быть понятны правила игры. В самом деле, зачем постоянно проверять предприятие, где и так все прозрачно?

— У нас 14 районов охвачено передовой системой сбора мусора. Мы сами себя проверим лучше любого проверяющего! — волнуется Юрий Сергеевич.

Вывод несложен: должен быть налажен тщательный мониторинг, анализ концессий. Тех, кто хорошо работает, надо оставить в покое и прекратить «кошмарить». А вот те, кто паразитирует не на инвестициях, а на обещаниях, должны серьезно призадуматься.

Еще одна головная боль «правильных» концессионеров — попытка городских властей свалить на них все прежние беды коммунальной инфраструктуры.

Частный оператор нередко заключает концессионное соглашение вслепую, а потом выясняется, что трубопровод, который он должен теперь обслуживать, не ремонтировался последние 20 лет.

Начинаются бесконечные протечки, и, понятное дело, затраты инвестора возрастают многократно.

Вице-президент ЗАО «СМИТ групп» Андрей Демин считает, что муниципалитеты должны корректно формулировать условия конкурса и честно прописывать там параметры и состояние инфраструктуры ЖКХ.

Если же на уровне тендерного соглашения это прописать невозможно, муниципалитет должен гарантировать, что сдаваемые в концессию инженерные сети прослужат столько-то и столько-то.

Причем гарантии должны быть подкреплены денежными средствами.

«Тепло», «мусор» и «вода» — наши лучшие друзья?

Какие же направления больше всего интересуют частных инвесторов? Как оказалось, аншлаг наблюдается в сфере «мусорного» предпринимательства — вывоза ТБО, оборудования мусорных свалок и т.д. Популярны и объекты теплоснабжения: 456 проектов на 29,8 млрд руб. Традиционно пользуются спросом водоснабжение и водоподготовка: концессионеры активно разбирают региональные водоканалы.

Читайте также: Оценка недвижимости для оспаривания кадастровой стоимости: коммерческий подкуп за завышение её, что делать, если я не согласен с результатами данной процедуры, оценкой и изъятием дома, а также всё о независимой экспертизе по оцениванию - всё о недвижимости

— Сегодня нас тревожит отсутствие запроса муниципалитетов на частных операторов ЖКХ, — признался генеральный директор ГК «Росводоканал» Антон Михальков. — Мы работаем в отрасли 13 лет и уже давно доказали, что предприятия ЖКХ могут быть прибыльными и функционировать без копейки бюджетных дотаций.

Причина неудач в работе частных операторов в ЖКХ (да, собственно, и муниципальных операторов!) — это, по мнению Антона Михалькова, неумение сформировать правильные тарифы. А «неправильные» тарифы ведут к накапливанию долгов, невыплате по кредитам, а при худшем сценарии — и к банкротству.

…И все же процесс «концессионирования» в ЖКХ уже не остановить. Да, новый формат продвигается не без сложностей. Но когда у нас в России что-то проходило без сложностей? И все-таки надо признать, что там, где у коммунальной инфраструктуры есть хозяин, с подачей коммунальных ресурсов и качеством услуг ситуация становится значительно лучше.

А значит, мы на верном пути.

Елена МАЦЕЙКО

Источник:

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://urcom-kazan.ru/dogovora/koncessija-v-zhkh-chto-jeto-takoe-prostymi-slovami-osobennosti-i-reshaemye-zadachi-uslovija-takogo-roda-dogovorennostej-a-takzhe-primery-zakljuchennyh-soglashenij.html
  • http://amnn.ru/sdacha/kontsessiya-v-sfere-zhkh-chto-eto-takoe-kakov-poryadok-zaklyucheniya-kontsessionnogo-soglasheniya-a-takzhe-primery-obektov-dopustimyh-dlya-peredachi-v-ruki-chastnyh-investorov-vsyo-o-nedvizhimosti.html
  • http://svoe.guru/mnogokvartirnye-doma/upravlenie/zhkh/kontsessiya.html
  • https://fin-atlas.ru/kontsessiya-zhkh-chto-eto-takoe-prostymi-slovami/
  • https://moneymakerfactory.ru/biznes-idei/kontsessiya-v-kommunalke/
  • http://zhivemvrossii.com/kvartira/zhkh/kontsessionnye-soglasheniya.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий