Вы купили бытовую технику, но продавец не стал заполнять вам гарантийный талон? Расскажем, является ли это нарушением, куда обращаться, что делать с товаром при его поломке.
Содержание
Обязан ли продавец заполнять гарантийный талон?
Согласно законодательству, в момент покупки передаче подлежат:
- Непосредственно сама вещь, выполняющая определенную потребительскую функцию;
- Комплектующие и расходные материалы к ней (если они указаны в соответствующей инструкции производителя);
- Технический паспорт (при сделках с электроникой, запчастями и т.д.);
- Руководство пользователя на русском языке;
- Документы, подтверждающие прохождение сертификации качества.
Однако в нормативных актах нет определения популярного сервисного понятия «гарантийный талон». Организации сами решают, выдавать его или нет. Поэтому Гражданский кодекс и Закон о защите прав потребителей не содержат никаких пояснений относительно его формы, необходимости заполнения и т.д.
Всю юридическую значимость как договора купли-продажи несет обыкновенный товарный чек. Именно он должен использоваться при направлении претензий к качеству сделанной покупки.
Правильное оформление документа
Каждая компания-производитель вправе сама устанавливать свой вид бумаги, дающей право на послепродажный сервис. Однако каждый такой документ по отраслевым стандартам должен содержать такие обязательные поля:
- Название товара и модели, серийный номер. Одного последнего идентификатора недостаточно: производители могут выпускать несколько наименований продукции под одним и тем же номером;
- Дата совершения сделки купли-продажи. Она будет являться точкой отсчета срока, в течение которого обеспечивается обслуживание;
- Длительность предоставления сервиса. Как правило, производители устанавливают рекомендованные сроки для собственных сервисных центров;
- Данные ритейлера: подпись заполнявшего бумагу должностного лица, печать организации и ее реквизиты. Если технику продает индивидуальный предприниматель, необходимо указать его ФИО и адрес;
- Условия оказания услуг: защищают импортера от злоупотреблений со стороны потребителей. Здесь указывается порядок обращения в техцентр с поврежденной техникой, правила эксплуатации и т. д.
Некоторые из вышеуказанных сведений могут отсутствовать в бумаге, если они имеются в других документах (заказ-наряд, договор купли-продажи и т. д.).
Послепродажные обязательства продавца
Сфера гарантийного обслуживания почти целиком регулируется Гражданским кодексом, где указано, что:
- Предоставление гарантии по ремонту товара и замене его запчастей является делом добровольным. Закон не возлагает повышенной ответственности даже на продавцов дорогостоящей электроники;
- Круг обязанностей, который может возложить на себя компания, может быть довольно обширен: вплоть до полного возмещения стоимости покупки;
- Срок, в течение которого будет осуществляться обслуживание, также устанавливается магазином. Он может длиться как несколько лет, так и считанные дни;
- Тем не менее, ГК предоставляет покупателю определенные временные рамки, в течение которых он может направить продавцу претензии по качеству произведенной покупки;
- Максимальный срок для направления претензий составляет в общем случае два года. Однако за материалы для строительства и ремонта компания-распространитель отвечает более длительное время;
- Таким образом, магазин несет ответственность за продаваемую продукцию даже тогда, когда он не установил никаких дополнительных обязательств.
Типичные ошибки при продаже
Факультативность гарантийного обслуживания для продавцов и существенные пробелы в законе в этой сфере приводят к многочисленным нарушениям. Среди них наиболее распространены:
- Вместо данных магазина указаны контактные данные юридического лица, представляющего в России производителя. Покупатели не обязаны обращаться к изготовителю напрямую;
- Имеется только печать. Должностное лицо должно указывать свою подпись вместе с расшифровкой;
- Доставщики самостоятельно вносят изменения в уже заполненный документ (поверх печати);
- Не заполнение талона.
Последняя ситуация вовсе не редкость для российского сервиса. Отказ со стороны техцентра в обслуживании будет расценен как нарушение прав потребителей. Согласно букве закона, покупатель может предъявлять претензии в течение 2 лет, имея на руках лишь кассовый чек.
Если организации по ремонту электроники отказываются принять технику при незаполненном талоне, необходимо призвать на свою сторону закон.
Вопросы и ответы
Источники
Использованные источники информации.
- https://1-kak.ru/643-pri-prodazhe-ne-zapolnili-garantijnyj-talon.html