Что такое инклюзивное обучение в школе

 

Плюсы и минусы инклюзивного образования в школах, особенности законодательства в России и Украине, как оформить ребенка инклюзивный класс?. «Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития. нет ничего более важного, никакой другой мисс

Результаты инклюзии:

  1. У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса
  2. Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов
  3. Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны
  4. Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика
  5. Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
  6. Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков
  7. Существуют процедуры оценки эффективности

Проблемы в России

Занятия классов являются прекрасной концепцией, но они требуют много обучения, терпения и сострадания со стороны учителей. Полностью инклюзивные классы имеют учащихся по всему спектру образования и развития: начиная от типично развивающихся детей и заканчивая детьми с тяжелой формой инвалидности. По этой причине учителю сложно найти баланс в образовательном процессе.

Каковы главные проблемы инклюзивного образования в школе, с которыми сталкиваются учителя?

  1. Отсутствие опыта – преподавательский состав не в полной мере ознакомлен с особыми потребностями детей-инвалидов. Педагоги должны координировать усилия и понимать потребности класса с точки зрения развития навыков.
  2. Отсутствие опыта работы с тяжелыми формами инвалидности — ученики с серьезными и глубокими нарушениями требуют большей адаптации и медицинской помощи. Учителя должны быть способны справиться с тяжелыми формами инвалидности и создавать планы уроков, основанные на индивидуальных способностях ребенка. Отсутствие опыта может привести к тому, что ребенок не будет в полной мере развиваться с физической, интеллектуальной и социальной стороны.
  3. Включение всех учеников в разные формы деятельности – учителя должны решить, как класс будет общаться друг с другом и поощрять участие. Если отсутствует адаптивное оборудование или адаптивные средства коммуникации и языка, то это затрудняет работу учителей в рамках единого класса.
  4. Дефицит тьюторов – обычно в инклюзивных классах есть основной педагог и тьютор (помощник педагога для работы с «особенными детьми»). Из-за характера класса и размера крайне важно, чтобы было соответствующее количество помощников учителей.
  5. Психологическая готовность здоровых детей к восприятию детей-инвалидов – учителя не должны терпеть нечувствительность и жестокость, их цель научить пониманию, состраданию, уважению и коллективной поддержки.
  6. Психологическая готовность родителей – роль учителя показать родителям детей с особенными потребностями, что их детям ничего не угрожает, и участие в общем образовательном процессе будет стимулировать их всестороннее развитие и социализацию. Что касается родителей здоровых детей, педагогический коллектив и администрация школы должны показать все преимущества внедрения новых образовательных стандартов.
  7. Отсутствие навыков разработки индивидуальных образовательных планов с учетом потребностей всех учеников в классе. Первая задача школ, внедряющих ИО – обеспечить разностороннюю и полноценную подготовку педагогического коллектива.

Проблемы инклюзивного образования в украинских школах

Среди основных проблем ИО в украинских школах стоит отметить:

  1. Финансирование: не существует оценки стоимости реформы по внедрению инклюзии, которое должно основываться на законодательно установленной модели услуг такого образования.
  2. Содержание образования: программы ООШ являются сложными для определенных категорий детей с особыми потребностями, даже в том случае, когда они будут адаптированы под ребенка, инклюзивное образование не достигает цели. Программы ООШ в основном адаптируются учителями по принципу значительного сокращения, а не по принципам учета индивидуальных потребностей и возможностей ребенка; часто такая адаптация осуществляется «по своему усмотрению» учителя без использования научных и методических разработок.
  3. Кадровые вопросы: современное состояние подготовки специалистов в Украине для работы в инклюзивной образовательной среде не удовлетворяет общественным запросам и потребностям.
  4. Условия инклюзивного образования в школах: критически малое количество учебных заведений в Украине приспособлено для обучения лиц с особыми потребностями, а именно: оборудованы пандусами, лифтами, специальными гигиеническими комнатами.
  5. Социально-психологические факторы: неготовность родителей с обеих сторон.

Неверные представления об инклюзии:

  1. Представление, что присутствие в школе само по себе достаточно
  2. Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать
  3. Фокусирование не на целях, а на действиях
  4. Когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка
  5. Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию

Плюсы и минусы инклюзивного образования в рамках школы

Практика внедрения инклюзии в общеобразовательные учебные заведения за счет применения индивидуального подхода и учебных планов, которые приносят пользу всем учащимся в целом и по отдельности, позволяет убрать социальный барьер и устранить клеймо неполноценности.

В идеале инклюзивное образование не должно иметь никаких минусов. Но, в России и в Украине инклюзия – это экспериментальная площадка, следовательно, со своими плюсами и минусами. Правительство поставило вопрос о развитии и внедрении ИО в общеобразовательные заведения на первое место, и по прогнозам к 2025 году система будет работать идеально.

Законодательные ресурсы:

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1
  3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф
  4. Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод
  5. Конвенция ООН о правах ребенка

Инклюзивные сообщества:

  1. Быть инклюзивным - означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).
  2. Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем)

Инклюзия означает - раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

  1. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива
  2. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

Правила инклюзивной школы:

  1. Все ученики равны в школьном сообществе
  2. Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня
  3. У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей
  4. Планируется и проводится эффективное обучение
  5. Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников
  6. Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика
  7. Семьи активно участвуют в жизни школы
  8. Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности

Как организована инклюзия в школах

В полностью инклюзивных школах все ученики приветствуются и могут принимать участие во всех аспектах школьной жизни. Разнообразие уважается и поддерживается. Инклюзивные школы считают, что все учащиеся уверены, связаны, активно участвуют в мероприятиях, учатся в течение всей жизни и работают над этим в рамках разработанного учебного плана. Идентичность учащихся, языки, способности и таланты признаются и утверждаются, их потребности в обучении рассматриваются.

Инклюзивные школы:

  • имеют этические стандарты и лидерство, которые строят культуру инклюзивного учебного заведения;
  • имеют хорошо организованные системы, эффективную коллективную работу и конструктивные отношения, которые определяют и поддерживают включение всех учеников;
  • используют инновационные и гибкие методы, которые отвечают потребностям всех учащихся.

Обучение разнообразию: основа для размышлений об инклюзивных практиках.
Поскольку каждый ребенок привносит уникальный и разнообразный опыт, потребности и сильные стороны в процесс обучения, системы образования должны быть гибкими и адаптироваться к потребностям учащихся, вместо того, чтобы ожидать, что ученики будут соответствовать фиксированной системе обучения.

Учебные индивидуальные инклюзивные программы требуют равного подхода к учащимся, учитывая интеллектуальные, физические, языковые, культурные способности и таланты. Учебная программа не является предписывающей и предусматривает гибкий подход к обучению. ООШ (общеобразовательные школы) имеют мандат на разработку своей учебной программы более персонализированным образом, поскольку они замечают, признают и отвечают потребностям всех их учащихся.
ИО (инклюзивное образование) — это исследовательский подход, который может использоваться школами для поддержки разработки более гибких инклюзивных обучающих сред, оптимизированных для персонализации.

Структура организации ИО в школе обеспечивает руководство по нескольким способам:

  • представление информации для поддержки понимания;
  • представление учащимся возможности творить, учиться и сотрудничать;
  • стимулирование устойчивого интереса и мотивации в обучении.

В школе или классе, реализующей подход ИО, учащиеся, могут персонализировать свое обучение в средах, где ожидаются и оцениваются разнообразие и изменчивость. Вначале были выявлены и сведены к минимуму препятствия для обучения детей-инвалидов в партнерстве с иными учениками-сверстниками, педагогами и родителями. Поддержка обучения будет внедрена в окружающую среду и предоставлена всем детям, а не для отдельных лиц или небольших групп учащихся.

Дифференцированный подход также является частью структуры инклюзивного образования. Акцент заключается в разработке наименее ограничительной среды для всех учащихся. Такой подход уменьшает необходимость обширной дифференциации, поскольку учащиеся могут самостоятельно настраивать среду обучения для удовлетворения многих своих потребностей.

Фото 1

Особенности законодательства об инклюзивной школе в России

В ходе организационного этапа правительство уделило внимание особенностям законодательной базы. НПБ ИО (нормативно-правовая база инклюзивного образования) основывается на законах федерального уровня:

  • «Об образовании в РФ»;
  •  «О социальной защите инвалидов в РФ»;
  •  Конвенции ООН «О правах ребенка» статья №28.

Каждая ООШ, включающая в процесс обучения инклюзию, в работе учитывает ФГ (Федеральный государственный) образовательный стандарт, на основе которого и проводится разработка индивидуальных уникальных программ.
Правовые акты, ссылки:

  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • ;

Важные составляющие инклюзии:

  1. Разрабатывайте философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику
  2. Всесторонне планируйте инклюзию
  3. В процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя и администрация школы
  4. Включайте родителей
  5. Сформируйте понимание инвалидности у работников (школы, детского сада) и учеников
  6. Обучайте весь персонал школы (включая охранников, поваров и т.п.)

Существующие барьеры:

  1. Архитектурная недоступность школ
  2. Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми
  3. Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах
  4. Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки

Отзывы о внедрении ИО в школы

Оценку перспектив и уровня готовности к широкому внедрению инклюзии в ООШ оказывали прежде всего те участники исследования, которые имели опыт ИО, то есть эксперты, представители профессиональных групп, родители детей с особыми потребностями и здоровых детей, обучающихся в пилотных учреждениях дошкольного и школьного образования. Оценки существенно отличаются, и уровень оптимизма или пессимизма находится в прямой зависимости от степени вовлеченности в процесс инклюзивного образования, реально отражает конфликт между представлением о процессах и реальным опытом участия в нем.

Профессиональные группы

Большинство представителей профессиональной группы понимают, что инклюзия — это не просто модное нововведение, но вызов времени, связанный с различными факторами: общим ухудшением состояния здоровья детского населения, желанием родителей и детей-инвалидов получать образование на равных условиях и в удобной среде; демократическими преобразованиями в обществе.
Эти объективные условия заставляют педагогов пересматривать традиционные уклады классической системы образования, все больше ориентируя ее на индивидуализированный и персонализированный подход, делая общую стандартную программу доступной для всех.
Оценивая возможности широкого внедрения инклюзивного образования, большинство опрошенных педагогов считают, что сегодня страна не готова или частично готова перейти к инклюзии широкого масштаба, несмотря на определенные положительные результаты эксперимента.

Мнение родителей
Размышляя о необходимости и перспективности инклюзивного образования, некоторые родители здоровых детей выражали недоверие к способности инклюзивного образования содействовать развитию детей с особыми потребностями. Заметим, что умеренная часть родителей считает, что наличие в классе детей с особыми потребностями воспитывает у других детей положительные качества: человечность и толерантность.

По мнению родителей детей с особыми потребностями из экспериментальных школ и УВК, инклюзивное образование на современном этапе его внедрения — это не только проблемы и нерешенные вопросы. Это еще и возможность выбрать другой, отличный от стереотипного путь для развития ребенка, который открывает для него мир за пределами специальной школы, какие бы положительные характеристики последняя не имела.
При этом родители детей с особыми потребностями в большинстве случаев именно социализацию считают основной целью и результатом инклюзивного образования для своего ребенка. Возможность пребывания в кругу своих здоровых сверстников предоставляет таким детям толчок к адаптации в окружающей среде.

Как оформить ребенка инклюзивный класс

По законодательству ни одно общеобразовательное учебное заведение не может отказать ребенку-инвалиду в желании получать образование наравне с иными детьми. Как оформить ребенка в инклюзивный класс:

  • задуматься о ИО необходимо заранее (приблизительно за год);
  • родители выбирают ООШ удобную как для ребенка, так и для себя;
  • оформление письменного обращения в МУО (местное управление образованием) с просьбой предоставления вашему ребенку права обучения в классе с инклюзивным направлением обучения;
  • ожидание ответа (важно: заключение ПМПК – это только совет, только родители имеют право выбирать для своего ребенка форму обучения);
  • в апреле родители должны прийти в выбранное учебное заведение и оформить письменное заявление на имя директора, с просьбой принять вашего ребенка в класс с инклюзией.

Важно: директор не имеет право отказать вам!

Принципы формирования индивидуальной программы обучения:

  1. Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью)
  2. Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика
  3. Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения
  4. Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе
  5. Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения
  6. Составлена с целью повышения успешности ученика

Обычный учитель может быть успешен при условии, если:

  1. он достаточно гибок,
  2. ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы
  3. он уважает индивидуальные различия
  4. он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива
  5. он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе
  6. он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде

Особенности законодательства об инклюзивной школе в Украине

В 2019 году Верховной Радой Украины был принят законопроект «О внесении изменений в Закон Украины об образовании», в котором отмечались нормы и особенности обучения лиц с особыми потребностями.
По законодательству Украины, каждый ребенок имеет право на полноценное участие в образовательном процессе. При этом у родителей есть право выбора: инклюзивное, дистанционное или индивидуальное обучение.
Правовые акты, ссылки:

  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • %D0%BF.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/07/01/chto-takoe-inklyuzivnoe-obrazovanie
  • https://autizmy-net.ru/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-shkole/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий