В случае не полного комплекта или комплектности товара покупатель вправе потребовать укомплектовать товар или соразмерного уменьшить цену. Как это осуществить?. Купленным товаром вроде бы и возможно воспользоваться, но ограниченно, что накладывает свои условия. Многие не знают, что делать в таких случаях и куда обратиться со своей проблемой.
Содержание
Права потребителей в случае некомплектности
Нарушение комплектности является неисполнением продавцом своих обязанностей, поэтому потребитель вправе устно потребовать доукомплектования, а в случае отказа, реализовать свои права, опираясь на Гражданский кодекс РФ.
Что делать, если был куплен некомплектный товар?
Действия покупателя в тех случаях, когда приобретен некомплектный товар, зависят от того, может функционировать некомплектная покупка или нет.
Если товар может использоваться по назначению, то покупатель должен руководствоваться ст. 480 ГК РФ, а его дальнейшие действия должны выглядеть следующим образом.
- Первым делом необходимо устно обратиться к продавцу с требованием доукомплектования товара.
- В случае отказа необходимо составить письменную претензию на имя продавца с требованием устранения некомплектности покупки либо потребовать уменьшения цены, соответствующей «обеднению» комплектации.
- Если требования потребителя не были удовлетворены, покупатель может потребовать расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченных денежных средств или полной замены товара. Как правило, такие требования происходят при обращении в суд после неудовлетворения письменной претензии продавцом.
Можно ли вернуть комплект постельного белья в магазин? Ответ узнайте прямо сейчас.
Как написать претензию?
Претензия составляется в свободной письменной форме и должна содержать следующие пункты:
- название документа (заголовок);
- паспортные данные и адрес покупателя;
- данные продавца и его юридический адрес;
- фабула (основная часть) — описание покупки и ее неполной комплектации;
- правовые основания того, что некомплектность нарушает права покупателя;
- требования подателя;
- последствия того, что претензия не будет удовлетворена продавцом в полном объеме (например, обращение в судебные органы);
- перечень приложенных документов, фотографий и иных доказательств правоты потребителя;
- подпись и дату.
Претензия передается продавцу лично или отправляется заказным письмом с отметкой о вручении.
Понятие комплектности и комплекта
Несмотря на то, что эти понятия довольно близки друг к другу, значения у них разные. Разность обуславливается различными правилами продажи и ответственности продающей стороны.
Комплектом зовется объединение различных товаров в одну группу. Формально они независимы друг от друга, поэтому могут продаваться как вместе, так и по отдельности в зависимости от ситуации и предпочтения покупателя.
Понятие же комплектности применяется к технически сложной продукции и означает, что при продаже должны наличествовать все указанные в техпаспорте детали. Даже отсутствие одной из них вызывает полный нефункционал товара или же его ограничение. Поэтому продажа подобных товаров ведется в условиях полной комплектности. В ином случае это будет рассчитываться как неисполнение продающей стороной своих обязанностей и будет считаться нарушением прав потребителя.
А чтобы читателю стало более понятно, приведем примеры обоих понятий на таком предмете, как мебельный набор.
Итак, комплект в этом случае будет означать мебельный гарнитур. Здесь каждый предмет можно продать как отдельный вид мебели за свою цену. Можно также продавать его в сборе, тогда стоимость всех предметов складываются. Но в любом случае функциональность гарнитура не пострадает.
Что касается же комплектности, то здесь будем ориентироваться на наличие всех требуемых деталей для сборки предмета мебели: дверок, угольников, запорных механизмов, гаек, винтиков, ножек и другой фурнитуры. Без всего перечисленного предмет как бы можно собрать, но полноценно работоспособным его назвать нельзя.
Что такое некомплектность?
В правоприменительной практике некомплектность товара может быть признана неисполнением продавцом своих обязанностей и разновидностью ненадлежащего качества, если при некомплектности товар не может использоваться по своему назначению.
Если же товар может эксплуатироваться в обедненной комплектации, то считается, что продавец продал товар надлежащего качества и несет ответственность лишь за некомплектность.
Некомплектность товара — широкое понятие, которое относится не только к целостности составляющих товара, но и к каждой отдельной детали.
Так как гарантия распространяется не только на весь товар в целом, но и на его составляющие части, то, например, наличие в новом автомобиле использованной ранее запчасти признается некомплектностью товара, несмотря на то, что формально продавец полностью укомплектовал проданный товар.
Примером некомплектности товара может быть приобретение цифровой фотокамеры без входящего в состав общей покупки USB-кабеля для соединения с персональным компьютером.
Без наличия такого кабеля фотоаппарат формально может использоваться по своему прямому назначению (фотографированию), однако возможности потребителя резко снижены из-за того, что цифровые фотографии могут быть просмотрены только после перекачивания на компьютер, что невозможно без наличия кабеля.
Что такое комплектация в 1С?
Что такое комплектация в 1С?Комплектация (сборка) – это складская операция по сборке какого-либо товара (комплекта) из комплектующих частей.
Особенностью отражения сборки в «1С:УТ 8» является то, что она не учитывает дополнительные затраты (например, стоимость электроэнергии, аренды, оплату труда рабочих и т.п.). Себестоимость комплекта просто складывается из стоимости его комплектующих.
Соответственно, операция разборки отражает разборку товара (комплекта) на несколько отдельных номенклатурных позиций. При этом в 1С себестоимость комплекта распределяется между этими позициями в соответствии с коэффициентами (долями), которые указывает пользователь.
Что можно отнести к некомплектности
Нередко можно слышать, что товар был возвращен в магазин по причине некомплектности. Как это понять?
В юридической практике под данным термином признается неисполнение продавцом своих обязанностей и разновидностью ненадлежащего качества. В этом случае приобретенный товар невозможно использовать по назначению, так как не хватает каких-то деталей для этого.
Но возможно использование товара и в неполной комплектации. В этом случае законодательство признает, что продавцом был продан товар, имеющий надлежащее качество. Ответственность на него накладывается только за продажу продукции с неполной комплектностью.
В качестве примера. Вы приобрели новый автомобиль. На него дается гарантия. Но вот случилась авария, и тут обнаружилось, что одна из деталей вашего нового авто б/у. Законодательство такой проступок со стороны продавца считает нарушением, так как это признается некомплектностью. Хотя вроде бы приобретенный товар (автомобиль) был формально укомплектован полностью. Но тут необходимо вернуться к вышенаписанному, где указывается, что гарантия дается не только на все авто в целом, но и на каждую его деталь по отдельности. В рассматриваемом случае такое невозможно, так как указанная деталь уже была в эксплуатации и давать на нее гарантию никто не будет.
С одной стороны, это не мешает использованию фотокамеры по его прямому назначению – фотографированию. Но с другой стороны, особенность такой камеры в том, что фотографии полноценно можно рассмотреть только после скачивания их на комп, а без кабеля сделать это невозможно. А значит, продан фотоаппарат вам был неполной комплектности.
Настройки для отражения комплектации
Настройки для отражения комплектацииОформление операций сборки и разборки требует соответствующих настроек складского учета в программе.
НСИ и администрирование / Настройка НСИ и разделов / Склад и доставка, подраздел «Внутреннее товародвижение»- Флаг «Сборка (разборка)» – включает непосредственную возможность регистрации сборки и разборки товаров;
- Флаг «Заказы на сборку (разборку)» – включает возможность оформления сборки и разборки по предварительным заказам.
Законодательный регламент
Понятия комплекта и комплектности товара устанавливаются Гражданским кодексом РФ.
Комплект товара уточняется ст. 479 ГК РФ, комплектность — ст. 478 ГК РФ.
Ответственность продавца в случае передачи некомплектного товара устанавливается ст. 480 ГК РФ.
Если некомплектностью нарушается качество товара, то продавец несет ответственность согласно ст. 475 ГК РФ.
Статья 478. Комплектность товара
[Гражданский кодекс РФ] [Глава 30] [Статья 478]
1. Продавец обязан передать покупателю товар, соответствующий условиям договора купли-продажи о комплектности.
2. В случае, когда договором купли-продажи не определена комплектность товара, продавец обязан передать покупателю товар, комплектность которого определяется обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статья 479. Комплект товаров
[Гражданский кодекс РФ] [Глава 30] [Статья 479]
1. Если договором купли-продажи предусмотрена обязанность продавца передать покупателю определенный набор товаров в комплекте (комплект товаров), обязательство считается исполненным с момента передачи всех товаров, включенных в комплект.
2. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства, продавец обязан передать покупателю все товары, входящие в комплект, одновременно.
Отличие понятий
Несмотря на близость понятий, комплект и комплектность товара имеют различные значения, что обуславливает разные правила продажи и ответственности продавца.
Комплектность применяется к технически сложным товарам и означает наличие всех деталей, агрегатов, узлов и частей товара.
Без наличия всех необходимых деталей устройство не может функционировать в соответствии со своим назначением либо снижаются его потребительские качества.
Поэтому такие товары продаются только с условием полной комплектности, нарушение которой влечет за собой последствия неисполнения продавцом своих обязанностей.
Комплект товара — объединение разнородных, формально независимых товаров в одну группу.
Вещи и устройства, входящие в комплект, могут продаваться отдельно друг от друга и связаны между собой ситуативными требованиями.
Что делать?
Извечный вопрос нашего народа. Да еще и кто за это будет отвечать. Как уже неоднократно указывалось, это является неисполнением продавцом своих обязанностей. И покупатель имеет полное право потребовать (у продавца устно) довести комплектацию купленного товара до полной. Если же он откажет, то обращаемся к ГК.
Все действия потребителя зависят от следующего факта – работоспособен ли приобретенный товар, пусть и ограниченно, или же его функциональность на нуле.
В первом случае к руководству действиями покупателя берется ст. 480 ГК. И он должен сделать следующее:
- Сразу же после обнаружения некомплектности товара обратиться устно к продавцу и потребовать доукомплектации.
- Если же последний откажет, то составляется письменная претензия на имя продавца. Требования те же – устранить некомплектность. В крайнем случае снизить стоимость товара на цену, которая будет соответствовать нехватке.
- Если же и здесь последует отказ, то можно потребовать другое. А именно расторгнуть договор купли-продажи с требованием вернуть вам потраченные на покупку финансовые средства. Или же заменить товар на аналогичный, но полной комплектации. Обычно они удовлетворяются после того, как потребитель обратился в суд.
Если товар не функционирует по причине некомплектности, то обычно сразу начинают с третьего пункта – возврат денег или замена.
Вопросы и ответы
Источники
Использованные источники информации.
- http://pravapot.ru/tovar/komplektnost-eto.html
- https://grazhdaninu.com/pp/komplektnost.html
- https://1c.style/articles/o-komplektacii-tovarov-v-1sut-8/