Что значит рыба договора

 

«Рыба» договора - это заготовка документа, который при небольшой обработке превращается в полноценное соглашение. Где его взять и как правильно использовать?

Архив документов

Если система договорной работы централизована, регистрация, хранение документов обеспечивается одним отделом, если имеет место децентрализация, то каждое подразделение самостоятельно занимается данными вопросами. Второй вариант имеет место в холдингах, образованных из множества предприятий. И в каждом отделе или предприятии имеется своя база документов и шаблонов договоров, которыми при необходимости пользуются.

Почему «рыба» договора?

Практикующие юристы обладают собственным профессиональным сленгом. В качестве примера можно привести обсуждаемую тему. Откуда взялся термин? Сказать сложно. Возможно, подразумевался скелет или основа, на которую нанизывается остальное «тело».

Еще один вариант - обозначение пришло из игры «домино», и «рыба» означает, что договор ничей, что он всего лишь еще проект.

Существует предположение, что термин пришел из уголовного жаргона, где «рыба» означала подделку.

Таким образом, установить, что значит «рыба» договора, сложно, но, судя по всему, оно прижилось и активно применяется в юридической практике.

Сегодняшние юристы, используя данное выражение, подразумевают черновик, который почти готов для использования, или бланк. Это касается любого официального документа, не только договоров. Комплект заготовок есть, например, у следователя или помощника судьи.


Они помогают значительно экономить время для другой работы, не требующей монотонного повторения одних и тех же действий. Тем более что сейчас заготовки делают на компьютере.

Организация работы с договорами

Существует два типа организации договорной работы:

  • составлением правовых документов и договоров, в частности, занимается юридический отдел;
  • составлением документов занимаются сотрудники различных отделов.

Первый вариант предполагает составление «рыбы» договора юридическим отделом. Он занимается разработкой всех договоров, обеспечивает другие отделы шаблонами и контролирует их оформление. Юридический отдел ведет учет и хранение всех правовых документов.

Второй вариант предполагает распределение обязанностей по составлению договора между представителями разных отделов. Подразделение может иметь собственного юриста, который обеспечивает юридическое сопровождение деятельности с учетом ее специфики.

Например, в центральном офисе находится юрист, занимающийся корпоративными вопросами; в подразделении, работающем с поставками, работает юрист, занимающийся, соответственно, договорами поставок.

Если компания занимается, например, еще и компьютерными программами и технологиями, в подразделении работает юрист, сведущий в соответствующей области. Каждый из них имеет в запасе не один шаблон договора.

Если воспользоваться Интернетом

В Интернете легко найти полноценную «рыбу» договора. Остается лишь вписать данные сторон - и все готово. Но здесь неискушенных граждан ждут подводные камни.

Во-первых, соглашение может не отвечать потребностям сторон. Поэтому стоит самим изложить все важные для сторон положения.

Во-вторых, подготовленный договор нужно полностью изучить, чтобы не получилось, что, изменив одно из его положений, стороны делают бессмысленным другие его пункты или создают противоречия.

В-третьих, «рыба» договора может не отвечать требованиям закона. Стороны могут подписать договор, который автоматически является недействительным или несет в себе риск признания его незаконным (оспоримая сделка).

Составление шаблонов

Бизнесмен небольшой руки может хранить копию договора на электронном носителе или в компьютере и при необходимости распечатывает нужное число экземпляров. Если возникает потребность, вносятся изменения, например, в «рыбе» договора купли-продажи товара, когда постоянно вносятся новые характеристики товаров (ассортимент, объем масса, количество и т. д.).

Но здесь имеет место, скорее, не создание шаблона, а его корректировка под текущие потребности.

В крупной организации или в случае с юристом рекомендуется создать базу, которая бы систематизировала имеющиеся документы. Договор обычно формируется с помощью одного из текстовых редакторов. Юрист готовит документ, согласовывает с другими отделами и передает по назначению. Изменения, которые не предусмотрены внутренними регламентами, вносятся лишь при согласии юриста.

На сегодня получили распространение сервисы, предлагающие услуги по составлению договоров. Суть в том, чтобы на основе имеющихся шаблонов создать документ под конкретного заказчика. Сервисы автоматизированы как частично, так и полностью. Клиенту остается лишь внести данные и произвести оплату.

Типовые документы

Привычным явлением стала подготовка типовых документов органами власти, особенно что касается договоров. Это помогает быстрее решать множество вопросов с гражданами или между гражданами и организациями.

Предприятия и организации часто перенимают манеру действия государства в той или иной области. Типовые документы тому пример.

Они представляют собой частично готовый документ, остается добавить ряд данных, сделать небольшие изменения при необходимости, и результат готов. Подобный подход помогает экономить много времени сотрудникам юридических отделов предприятий. Наличие шаблонов ускоряет работу по составлению документов.


Помощь профессионалов

Кто поможет составить полноценный документ или предоставит «рыбу» договора? Юрист, занимающийся составлением договоров, или нотариус, правда, область его деятельности специфична, и предложенные им варианты пригодятся узкому кругу людей.

За разовой помощью к юристам прибегают предприниматели, работающие самостоятельно или с привлечением нескольких работников. Без юридической помощи не обойтись, а нанимать на постоянной основе юриста не хватает денег.

Так предприниматель может получить «рыбу» договора подряда, который можно использовать многократно, заключая с гражданами соглашения на выполнение разовых работ.

Надо сказать, что граждан больше привлекают бизнесмены, готовые оформлять соглашения на бумаге и предоставляющие квитанции об оплате, это дает чувство защищенности и возможность отстоять свои права и интересы, если возникнут проблемы.

Учитывая запросы граждан, шаблон с периодически вносимыми небольшими изменениями вполне подходит для длительного использования.

Применение шаблона при этом сводится к простой процедуре: клиенту остается вписать в отведенное место сведения о себе (паспортные данные, адрес проживания и иные данные). Сведения об ИП уже, как правило, имеются в печатном виде.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://autogear.ru/article/344/266/ryiba-dogovora---chto-eto-takoe-i-pochemu-tak-nazyivaetsya-shablon-dogovora/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий