Что включают правила разворота, где можно и нельзя разворачиваться. Как правильно разворачиваться на светофоре, перекрестках, в целом на дороге. Как правильно сдать разворот на экзамене. Как найти место для разворота. Нарушение правила разворота на перекрестке часто приводит к аварийным ситуациям. Соблюдение последовательности выполнения манёвра обезопасит разворот.
Содержание
- Где запрещен разворот
- Штрафы за нарушение правил разворота
- Где можно разворачиваться по правилам дорожного движения?
- Как развернуться на дороге с оживленным движением?
- Основа основ
- Разворот без перекрёстка
- Разворот запрещен Правилами
- Виды разворотов на автомобиле
- Где нельзя совершать разворот?
- Техника выполнения разворота
- Запрещающие и разрешающие знаки
- В каких случаях разворот запрещён
- Разворот вне перекрестка: основные способы, как выполнить правильно
- Как правильно делать развороты на экзамене
- Разворот на разных видах перекрёстков
- Вопросы и ответы
Где запрещен разворот
Разворот для автомобилей запрещен на объектах, перечисленных в п. ПДД:
Разворот запрещается:
- на пешеходных переходах;
- в тоннелях;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
- на железнодорожных переездах;
- в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
- в местах остановок маршрутных транспортных средств.
На местах, где нельзя выполнять маневр, стоят знаки:
- ;
- ;
- 1.2, , , , ;
- ;
- ;
- , ;
- , , ;
- , ;
- 1.6, 1.7.
Они предупреждают о наличии объекта из запретного для выполнения действия списка или особенностях дороги, которые делают ее плохо обозримой.
На перекрестках разворачиваться нельзя, если они расположены на спуске (подъеме), там затруднена видимость, есть запрещающие символы, или образовался затор.
Пешеходные переходы
Разметка в виде зебры или знаки , ограничивают зону, где запрещено разворачиваться. Маневр может быть опасен для идущего через пешеходный переход человека, лишит водителя возможности уступить ему дорогу.
Тоннели
Тоннель – это сооружение под землей, в котором есть дорога, и в силу ограниченности пространства, видимости там разворачиваться тоже нельзя. Это способно привести к тяжелой аварии. На подъезде к тоннелю может стоять символ , если речь о неосвещаемом сооружении или плохо различимом въезде.
Мосты, путепроводы, эстакады
Выполненный в нарушение правил маневр на эстакаде, мосту или путепроводе может завершиться столкновением с другой машиной, падением авто с высоты. И эти объекты часто существуют без знаков. Водителю следует быть особенно внимательным, ведь насыпь может продолжиться эстакадой, мост тоже иногда легко принять за обычную дорогу.
Железнодорожные переезды Еще одно место, где нельзя развернуться, это железнодорожный переезд, обозначенный символами , , или шлагбаумом. Маневр запрещен не только в непосредственной близости от объекта, но и на расстоянии 5 м до него. Здесь выполнять его тоже опасно.
Места с небольшой видимостью
Отрезок дороги, представляющий собой крутой или извилистый поворот, подъем, спуск, – тоже не места для того чтобы развернуться. И оповещающие знаки там есть не всегда. По ПДД маневр может выполняться только при хорошем обзоре не менее 100 м в оба конца от участка. Запрещен он, если дорога плохо видна из-за здания, рекламной конструкции, других машин, что особенно актуально в населенном пункте.
При наличии знаков Символ, непосредственно запрещающий разворачиваться, имеет номер . Не удастся выполнить действие, если на пути стоят знаки , , . Есть и другие символы, обозначающие объекты, при которых нельзя разворачиваться, о них говорилось выше. А вот и позволяют маневр.
При наличии разметки
Непрерывные линии 1.1 и 1.3 нельзя пересекать, поэтому их присутствие – тоже препятствие для маневра. Разметку наносят на самых опасных участках для разделения разнонаправленных потоков автомобилей.
Внимательнее нужно быть при приближении к линии . Она предупреждает, что вскоре на пути будет 1.1 или . Вторую можно пересекать только с пунктирной стороны, то есть маневр на ней разрешен не для всех автомобилей. Если слева от машины оказывается сплошная составляющая, развернуться нельзя.
Штрафы за нарушение правил разворота
Вынесение штрафов за нарушение правил разворота регламентируется ст. КоАП:
- штраф от 500 руб., если водитель не занимает крайнюю левую полосу или не включает соответствующий поворотник;
- штраф от 500 руб., если водитель сдаёт назад там, где это запрещено;
- штраф в размере 1/1,5 тыс. руб., если разворот совершён в запрещённом месте.
Отдельно стоит упомянуть о штрафах, которые выписываются за выбор водителем опасной траектории разворота.
- Штраф в размере 1,5 тыс. руб. возможен, если рубеж перекрёстка был пересечен при движении по удлинённой траектории.
- Штраф в размере 5 тыс. руб. выписывается водителю, который нарушил принцип движения по малой траектории и выехал как за границы пересечения дорог, так и на встречную полосу. Лишение прав сроком на год ждёт водителя при повторном нарушении.
В отдельных случаях штраф не выписывается, даже если водитель нарушил ПДД. Речь идёт о нарушениях с целью предотвращения ДТП, а также пропуска полиции, пожарных, скорой помощи и авто с проблесковыми маяками. Также в категорию исключений входят ситуации, когда часть дорожного полотна перекрыта из-за ДТП или ведутся ремонтные работы. Если светофор на перекрёстке не работает, данный участок автоматически становится нерегулируемым.
Где можно разворачиваться по правилам дорожного движения?
Каждый водитель понимает, что нельзя взять и просто развернуться посередине дороги, руководствуясь сиюминутным желанием. К поиску места следует подойти очень ответственно, учитывая рекомендации, данные в ПДД. Как правило, доступны два пути:
- развернуться на перекрестке – по правилам дорожного движения перед маневром водитель должен занять крайнее левое положение, то есть делать разворот следует от центра проезжей части;
- выполнить разворот вне границ перекрестка, например, не доезжая до него – по умолчанию разрешается развернуться, если это не запрещено соответствующими знаками, дорожной разметкой или каким-либо пунктом правил.
Важно: если дорога узкая, а вам необходимо развернуться вне перекрестка, то ПДД допускают выполнение маневра с использованием обочины, то есть справа. Главное, помнить, что в таком случае вы обязаны пропустить как встречку, так и машины, едущие в попутном направлении.
В ситуации, когда вы движетесь по дороге, по центру которой расположены трамвайные пути попутного направления, знайте – разворачиваться нужно именно с них, если знаками не предписано иное.
Как развернуться на дороге с оживленным движением?
Водители, которые хотя бы раз выполняли разворот на практике, могли столкнуться со следующими проблемами:
- интенсивное движение встречных и попутных автомобилей;
- недостаточная ширина проезжей части (зачастую ширина ограничена автомобилями, припаркованными у края проезжей части).
Если Вы столкнулись с одной из перечисленных проблем, то выполнить стандартный разворот вряд ли удастся. Поэтому рассмотрим нестандартные схемы:
Разворот с использованием прилегающей территории
В данном случае нужно выбрать прилегающий к дороге двор, парковку, АЗС и т.п. Лучше выбрать прилегающую территорию слева по ходу движения. Связано это с тем, что впоследствии выезжать из двора гораздо проще направо, чем налево.
Уверен, многие водители помнят вариант разворота, предложенный в экзаменационных билетах ГИБДД. ГИБДД предлагает въехать на прилегающую территорию, а затем задним ходом вернуться на основную дорогу. Однако при интенсивном движении такой маневр выполнить довольно сложно. Поэтому просто въезжайте на прилегающую территорию и разворачивайтесь там. Движение на прилегающих территориях практически отсутствует, поэтому можно развернуться даже на самом маленьком "пятачке". Пусть даже для этого придется включить задний ход несколько раз.
Разворот вокруг квартала
В данном случае нужно выполнить разворот, объехав квартал по траектории в форме прямоугольника. Т.е. на первом перекрестке нужно повернуть направо, на следующих двух - также направо, на четвертом - налево. Данный вариант применяется лишь в том случае, когда выбранный район состоит из прямоугольных кварталов. В городах с хаотичной застройкой такой вариант не подойдет.
Основа основ
Главное, что написано в правилах выполнения разворота: его всегда нужно начинать с крайней полосы. При повороте налево или направо вы и так должны занять одноимённую крайнюю полосу. Но при развороте вы должны занять самое крайнее положение в этой полосе. Этот пункт, если вдуматься, весьма логичен. Люди, не понаслышке знакомые с дорожной обстановкой в нашей стране, понимающе кивнут головой. Если вы просто встанете, скажем, в левую полосу, оставив немного места до её края, то какой-нибудь лихач, объезжающий поток по встречной полосе, совершенно спокойно это место займёт. Вы потеряете время, пока он будет убирать с вашего пути свою машину, можете пропустить момент для разворота, на перекрёстке это может вас серьёзно задержать и следующего просвета вы можете ждать ещё долго. Помимо «гонщика», вы можете получить и другой сценарий. Скажем, на свободный участок между вашим боком и разметкой может заехать мотоциклист, которого вы наверняка услышите, и бесшумный велосипедист. Второй страшнее; если вы его не заметили, например, он как раз попал в «мёртвую зону» вашего зеркала, и начнёте выполнять разворот на дороге, правила его выполнения, которые вы не соблюли в полной мере, не помогут предотвратить аварию. Поэтому будьте внимательны и максимально близко «прижимайтесь» к краю полосы.
Обратите внимание, что, даже если разметка и знаки позволяют выполнить поворот с двух и более полос, правильный разворот на перекрёстке выполняется только и исключительно из крайнего положения крайней полосы. Для поворота возможны исключения, например, когда вы управляете автомобилем с прицепом и прицеп при такой траектории попадает на тротуар или на встречную полосу. В этом случае ПДД оставляет за водителем право немного отступить от требований. Но конечно, в пределах здравого смысла.
Изображение разрешенного разворота на перекрёсткеЧто касается траектории как таковой, правила выполнения разворота о ней явно ничего не говорят. Нет даже рекомендаций. Вопрос должен решаться на усмотрение водителей в каждой конкретной ситуации.
Если задумываться о вариативности, то этот подход также очень логичен. Например, при развороте на Т-образном перекрёстке водитель не сможет выбрать очень широкую траекторию, ему придётся проводить манёвр в условиях ограниченного пространства. При этом разворот на многополосной дороге предоставляет больше альтернатив. Здравый смысл подсказывает, что кратчайший путь будет самым безопасным, но иногда ситуация на дороге требует контринтуитивных решений.
Рассмотрим ситуацию, когда на перекрёстке выполняют разворот сразу два встречных автомобиля. Если они оба выберут широкую траекторию, то их пути пересекутся. Они будут пропускать друг друга, а в этом случае недопонимание практически неизбежно. При суженной траектории с обеих сторон разворот на перекрёстке пройдёт без осложнений и препятствий. Казалось бы, пример иллюстрирует как раз обратное тому, ради чего мы его приводим, но допустим, что у второго автомобиля есть прицеп. Ситуация обретает другую грань: слишком узкий радиус разворота для такой машины создаст аварийную ситуацию. Поэтому один из водителей должен будет выбрать узкий радиус, тогда как второму придётся расширять траекторию. Рекомендаций, как мы уже сказали выше, нет, но если возможно — старайтесь оставлять для других водителей пространство на дороге. Разумеется, выполнять разворот на дороге вы должны тогда, когда ваше действие не создаст никому из участников движения препятствий.
По факту, единственное ограничение при развороте на перекрёстке касается разметки на нём. При наличии линий разметки манёвр будет связан с кратковременным пребыванием на встречной полосе. Чтобы было понятнее, о чём речь, представьте дорогу с разделительной полосой, в месте пересечения которой разрешён правилами поворот налево и разворот. В этом самом «просвете» может быть разметка, она разделяет встречные потоки автомобилей. Так вот правильный разворот на перекрёстке вроде этого выполняется по траектории, удалённой от аверса поворота. Это та самая контринтуитивность, о которой мы упоминали. Формально в ПДД об этом не сказано, но иная траектория будет считаться выездом на встречную полосу и ДПС не преминет вам об этом рассказать. Так что будьте внимательны!
Разворот без перекрёстка
У вас могло сложиться впечатление, что мы будем говорить только о разворотах на перекрёстке. Но это не так. Ведь разворот вне перекрёстка тоже выполняется водителями очень часто и он важная часть повседневного дорожного движения.
Если разметка позволяет вам выполнить разворот на дороге, то есть сменяется со сплошной на прерывистую с одной или обеих сторон, то, заняв крайнее левое положение, начинайте манёвр, пропустив, соответственно, встречный поток. Тут есть нюанс: разворот на многополосной дороге по такой схеме вы выполните без особых трудностей; пространство позволяет построить траекторию без необходимости упираться в бордюр и сдавать назад, что на оживлённой дороге было бы неудобно и весьма опасно. Разворот на узкой дороге, как говорят правила, можно при необходимости выполнять не только из левой полосы. В этом случае займите полосу правее, пропустите попутный поток вместе со встречным и тогда начинайте движение. Если же правой полосы нет (например, так бывает на узкой загородной дороге), то допускается использование обочины. Именно обочины, а не тротуара, это очень важно. Но будьте аккуратны и внимательны, обязательно сигнализируйте водителям о своём намерении поворотниками, ведь вам нужно пропустить сразу два потока.
Если в месте вашего разворота вне перекрёстка есть трамвайные пути, то (в отсутствие запрещающих знаков и разметки, естественно) выполнять разворот на дороге следует именно с них. В этом случае пропускаете два потока и трамвай.
Главное в этом манёвре то, что выполнять его следует, только когда вы не создадите препятствий для других участников движения. Разворот на четырёхполосной дороге не создаст для вас трудностей: она достаточно широкая, на ней вы спокойно займёте нужную для этого полосу. Разворот на двухполосной дороге будет несколько сложнее, но тоже вполне осуществим. А вот когда нельзя разворачиваться вообще, мы расскажем прямо сейчас.
Разворот запрещен Правилами
Общие запреты разворота установлены требования в пункте ПДД. То есть разворот запрещен вне зависимости от наличия знаков или разметки в следующих случаях:
- на пешеходных переходах;
- в тоннелях;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
- на железнодорожных переездах;
- в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
- в местах остановок маршрутных транспортных средств.
И в пункте 16.1:
16.1. На автомагистралях запрещается:
разворот и въезд в технологические разрывы разделительной полосы;
Рассмотрим некоторые места, где разворот запрещен.
Похожая статья: Приоритет при изменении направления главной дорогиРазворот запрещен на пешеходных переходах
Маневр начинается с начала смены направления и заканчивается когда началось движение в обратном направлении. Ни начинать, ни завершать разворот на пешеходном переходе запрещено.
Запрещенный разворот на пешеходном переходе Запрещенный разворот на пешеходном переходе. Начало маневра в конце перехода Разрешенный разворот вне перекрестка перед пешеходным переходомДля разворота перед пешеходным переходом отсутствуют требования к расстоянию до перехода. Не забывайте, как определяются границы пешеходного перехода согласно определению.
Разворот запрещен в местах остановок маршрутных транспортных средств.
Первая ошибка это когда зону запрета разворота определяют по радиусу 15 метров от знака. Это не верно. Во первых расстояние 15 метров относится к запрету остановки, во вторых действие знака распространяется по направлению движения.
Если есть разметка, то место, где разрешен разворот определить просто. Маневр нужно выполнить не наезжая на эту разметку.
Разрешенный разворот вне перекрестка около остановки маршрутных транспортных средствДалее первого ряда транспортные остановку не осуществляют и место в левой полосе не является местом остановки.
При отсутствии разметки правила границы места остановки не устанавливают. Есть лишь косвенное подтверждение из пункта 12.4 Правил — 15 метров до и после знака.
Разворот запрещен в местах остановок маршрутных транспортных средств.Виды разворотов на автомобиле
Виды разворотов, выполняемых на автомобиле или ином транспорте, можно разделить по особенностям траектории:
- Дальняя выбирается, если нет возможности сменить направление движения на малом полукруге. Этому иногда мешает недостаток пространства, внушительные габариты машины. Тогда следует проехать чуть вперед и свернуть таким образом, чтобы оставить себе место для выравнивания авто и точного захода на свою полосу.
- Ближняя выгоднее, если на участке достаточно места, ведь так удастся быстрее выполнить действие. Начинать разворот следует с начала пересечения путей у края линии, отделяющей встречный ряд. Необходимо беречься от контакта с бордюром и заезда на пешеходный переход или непрерывную разметку.
Разворот на светофоре
Разворот иногда выгодно выполнять именно на светофоре, ведь с его помощью легче контролировать авто с других направлений. Правильно осуществить действие можно, если разбить его на этапы:
- прижаться к линии, разделяющей потоки едущего навстречу транспорта;
- заранее зажечь поворотник и на разрешающий сигнал выехать на середину перекрестка;
- пропустить встречные авто, если они есть;
- завершить маневр, даже если на светофоре красный сигнал (ПДД это позволяют).
Поворот налево и разворот вне перекрестка
Поворот налево, как и разворот вне перекрестка, выполняется с соблюдением требований п.8.8. ПДД:
- необходимо уступать проезд встречному транспорту и трамваю, который едет попутно;
- начинать действие из крайне левого положения;
- если дорога в этом месте недостаточно широка, допускается выполнять его с правой стороны проезжей части или обочины.
Последнее правило позволяет обойтись без включения заднего хода, что облегчает разворот.
Как найти место для разворота
Найти место для безопасного выполнения разворота можно по следующим критериям:
- дорога должна быть с рядом для встречного движения, то есть не односторонней;
- хорошо, если она достаточно широкая, или узка, но на участке есть въезд/выезд на прилегающую территорию;
- обязательно отсутствие знаков, запрещающих действие, и непрерывной разметки;
- нужна хорошая просматриваемость дороги во все стороны.
В выбранном месте не должно быть объектов, перечисленных в п. ПДД.
Смотрите в этом видео о том, как правильно развернуться на перекрестке:
Как развернуться на дороге с оживленным движением
Для выполнения действия при интенсивном движении можно использовать следующие приемы:
- Перемещение на прилегающую территорию. Это въезд на заправку, парковку, во двор, образуемый зданиями. Лучше всего отправиться туда, развернуться прямо там, если прилегающий участок расположен справа. Есть еще вариант использовать площадку и задний ход, чтобы сменить направление движения, когда он находится слева.
- Объезд проблемной территории через несколько перекрестков. Получается довольно большое расстояние. Но при прямоугольных кварталах, поворачивая на первых двух перекрестках направо, а на четвертом налево, можно сменить направление движения относительно изначального.
Т-образный перекресток
На Т-образном перекрестке может быть три варианта развития событий при развороте:
- Автомобиль едет по главной дороге. В этом случае он уступает встречным машинам.
- Авто находится на второстепенной дороге. При выполнении действия следует пропустить ТС, следующие по встречной и приближающиеся справа.
- Дороги равнозначны. Здесь тоже работает правило помехи с правой стороны (ей уступают).
С разделительной полосой
На перекрестке с разделительной полосой главное при выполнении маневра – не следовать по встречной. А для этого в большинстве случаев нужно проехать по большой траектории. На «встречке» ТС окажется только ради ее пересечения, то есть маневр будет выполнен верно.
Езда по малой траектории как раз и приведет к тому, что разворачивающаяся машина короткий отрезок проследует по встречному ряду. А это нарушение.
С трамвайными путями
На дороге, где есть трамвайные пути, маневр регламентируется вторым абзацем п.8.5 ПДД:
При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками или либо разметкой не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.Выполняется он с соблюдением следующих требований:
- рельсовое ТС нужно пропустить, если на участке нет светофора, а дороги равнозначны;
- то же делается, если он есть, и сигналы светового приспособления предназначены обоим видам транспорта;
- если для трамвая отдельная светофорная секция, на основной для него горит красный, а для автомобилей зеленый, тоже лучше пропустить рельсовое ТС, так как на стрелке может в любой момент зажечься разрешающий сигнал;
- при отсутствии светофора на перекрестке, движении автомобиля по главной, а трамвая по второстепенной, первый не должен уступать.
С односторонним движением
Разворачиваться на отрезке пути с односторонним движением запрещено. Ведь при маневре направление следования меняется на противоположное, а ехать в эту сторону нельзя.
С дополнительной секцией
Смена направления следования на перекрестке со светофором с дополнительной секцией осуществляется так:
- если основной зеленый не включен, но на левой стрелке горит разрешающий свет, разворачиваться можно после того, как проедут все остальные;
- при разрешающих сигналах главной и дополнительной секций маневр тоже разрешен, и здесь выполняющего его пропускают другие авто (кроме движущихся навстречу).
Где нельзя совершать разворот?
Прежде всего, нужно четко уяснить, где подобные маневры запрещены:
- зоны остановок пассажирского транспорта;
- мосты, тоннели, путепроводы, эстакады;
- переезды железнодорожного транспорта;
- пешеходные переходы.
Если вы нарушите правила, то ответственность может наступить по следующим статьям админкодекса:
- ч.2 (разворот и движение задним ходом в запрещенных местах) — 500 рублей;
- ч.3 — разворот и задний ход на автомагистрали, а также использование для данной цели разрывы разделительной полосы — 2500 рублей.
Также не разрешается пересекать разделительную двойную сплошную полосу, которая отделяет потоки противоположного направления на 4-х и более более полосных дорогах. За это положен штраф по статье ч.2 — 1000-1500 рублей. Ну а если получится так, что водитель не рассчитает место для маневра и даже один метр проедется по встречной против потока, то ему придется познакомиться со статьей ч.4 — 5 тыс. рублей или лишение на 4-6 месяцев.
Могут выписать и дополнительные штрафы, если автолюбитель нарушил какие-либо другие требования ПДД, разметки или сигналов светофора. Поэтому перед выполнением разворота нужно убедиться, что вы ничего не нарушаете.
Техника выполнения разворота
Поскольку транспортные средства с механической КПП более сложны в управлении, рассмотрим порядок действий при развороте именно на них:
- водитель должен занять крайнюю левую позицию и остановиться после включения поворотника;
- далее необходимо выжать сцепление, активировать первую передачу и держать ногу на педали тормоза;
- проверьте приоритетные направления на наличие транспортных средств и если таковые отсутствуют, начинайте вращать руль влево, отпуская педаль тормоза;
- выровняйте машину после завершения разворота;
- выключите поворотник и начинайте набирать скорость в соответствии с общим транспортным потоком.
Запрещающие и разрешающие знаки
Безусловно, знание ПДД значительно облегчит жизнь водителям, так как, запомнив соответствующие знаки, вы будете хорошо ориентироваться в ситуации и быстро принимать решения о возможности или невозможности разворота.
Какие знаки разрешают разворот?
Что не запрещено ПДД, автоматически считается разрешенным, поэтому рассмотрим знаки, которые не делают разворот невозможным, но чаще всего вызывают у водителей сложности.
- Предписывающие знаки говорят водителям, в каком направлении следует ехать, причем надо знать: если возможен поворот налево, то и развернуться вы имеете полное право, главное, ехать по крайней левой полосе (Рисунок 1).
- Первые два знака указывают направление движения по полосам – можно развернуться, так как поворот налево разрешен. Второй и третий знаки определяют конкретное место или зону для выполнения разворота (Рисунок 2).
- Самый сложный для автолюбителей случай – знаки запрещают поворот налево. Можно ли развернуться? Да, движение в обратном направлении допустимо (Рисунок 3).
Важно: руководствоваться необходимо теми знаками, которые установлены непосредственно перед пересечением дорог.
Какие знаки запрещают разворот?
Если вы при движении по дороге увидели представленные ниже дорожные знаки или разметку, то помните, что разворачиваться в их зоне действия недопустимо.
- Определяют, что в данном месте пешеходы переходят дорогу (Рисунок 4).
- Указывает на въезд в тоннель (Рисунок 5).
- Обозначают границы ж/д переездов (Рисунок 6).
- Предупреждают о плохой видимости дорожного полотна (Рисунок 7).
- Информируют о наличии остановки общественного транспорта (Рисунок 8).
- Запрещают разворот, указывают направление движения (Рисунок 9).
- Двойная или одинарная сплошная линия (Рисунок 10).
В каких случаях разворот запрещён
Остаётся узнать, можно ли разворачиваться на перекрёстке со специальными знаками. Ответ будет отрицательным, если речь идёт о знаках, которые запрещают разворот. Они могут быть установлены на остановках и пешеходных переходах, на дорожном полотне с плохой видимостью, железнодорожных переездах и мостах, даже если двойной сплошной нет.
Разворот вне перекрестка: основные способы, как выполнить правильно
Разворот на участке пути вне перекрестка подчиняется правилу ПДД 8.8:
При … развороте вне перекрестка водитель безрельсового ТС обязан уступить дорогу встречным ТС и трамваю попутного направления.Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным ТС.
Более детально действие в этой зоне можно разобрать следующим образом:
- ехать через разделительную полосу, то есть огибать ее необходимо в месте, где нет непрерывной разметки, и так, чтобы не очутиться во встречном ряду;
- на двухполосной трассе разрешается начать маневр, не перемещаясь в крайне левое положение, как и на узкой дороге;
- во втором случае следует воспользоваться частью прилегающей территории;
- на четырехполосной дороге обязательно занимать крайний левый ряд и дождаться отрезка, где потоки встречных направлений не будут разделены сплошной, или искать символы , ;
- на пешеходном переходе маневр не разрешается, но допускается выполнить его до этой зоны или после нее;
- на трассе или автомагистрали разворачиваются там, где нет сплошной разметки.
Водителям стоит потренироваться использовать следующие способы разворота:
- В один прием. Пригодится для дороги, где мало машин. Нужно податься чуть вправо от нужного положения, включив соответствующий сигнал, заехать на обочину и остановиться. Зажечь левый поворотник и, оценив обстановку с помощью зеркал, быстро крутить руль в ту же сторону перехватом. Развернувшись, выровнять авто и прибавить скорость.
- В два приема. Подойдет для мест с прилегающим участком или площадкой с отдельным въездом. Если он находится справа, нужно проехать мимо и остановиться, чтобы оценить обстановку сзади и в самой вспомогательной зоне. Включив задний ход заезжают на прилегающий участок. Оттуда смотрят налево и направо от машины, если там пусто, поворачивают в нужную сторону.
Все действия выполняются сначала с включением правого светового сигнала, затем левого.
- В три приема. Метод используют на узком отрезке, где нет прилегающего участка. Нужно остановиться у правой стороны ближе к обочине, включить левый поворотник. Затем двигаться влево, быстро вращая руль. Но когда до противоположной стороны останется 1 м, остановиться, поворачивая его вправо таким образом, чтобы и колеса «смотрели» туда же. Здесь нужно снова остановиться, включить задний ход и правый световой указатель.
Необходимо сдать назад, в то же время повернув руль максимально вправо. За этим следует еще одна остановка, после которой включают левый поворотник и движутся вперед на первой передаче, выравнивая положение колес.
Смотрите в этом видео о правилах и ошибках выполнения разворота вне перекрестка:
Как правильно делать развороты на экзамене
Правильно делать развороты на экзамене нужно, учитывая ситуацию:
- Если дорога имеет одну полосу для каждого направления, можно начать маневр от обочины вне перекрестка. Во всех остальных случаях обязательно занимать крайнее левое положение.
- На перекрестке лучше выбрать траекторию, как для поворота, то есть большой полукруг. Малый экзаменаторами не приветствуется, может быть расценен, как выезд на «встречку».
- Нельзя задевать разметку пешеходного перехода. Это тоже ошибка.
- Нельзя при смене направления следования выезжать за границы перекрестка. Ведь таким образом машина оказывается на встречной полосе.
- Обязательно следить за дорогой с помощью зеркал. Водитель должен контролировать все направления.
- Перед началом маневра обязательно зажигать левый поворотник. Выключить его можно, когда ТС окажется на полосе, на которую стремилось попасть.
Разворот на разных видах перекрёстков
Разворот по траектории следует выполнять так, чтобы транспортное средство не выезжало за перекрещивание проезжих частей. Можно выбирать любую схему движения, но следить за соблюдением правил ПДД. Как правильно разворачиваться на перекрёстке со светофором, разделительной полосой, односторонним движением, трамвайными путями и другими особенностями?
Т-образный перекрёсток
Разворот на Т-образном перекрёстке доступен для всех легковых автомобилей, кроме крупных внедорожников. Радиус движения у них слишком широкий для такого манёвра. На таком участке нельзя выполнять несколько разворотов и сдавать назад, в противном случае размер штрафа составляет 500 руб. Прежде всего стоит определить местоположение главной дороги, поскольку она не всегда может быть ровной. Если указатели «Уступи дорогу», «Стоп» и «Главная дорога» отсутствуют, стоит ориентироваться на правило «Помеха справа». Не забудьте включить поворотный сигнал и развернуться только после того, как убедитесь в отсутствии помех.
Перекрёсток со светофором
Разворот на перекрёстке со светофором выполняется только налево. Действия водителя следующие.
- После выезда на крайнюю левую полосу и активации поворотника необходимо дождаться разрешающего сигнала светофора и выехать на середину. Движение можно продолжать без остановок, если со встречных направлений не едут машины, в противном случае их необходимо пропустить. В этот момент следите за транспортным потоком сзади вас, поскольку тем водителям ещё неизвестно, развернётесь ли вы или просто повернёте направо.
- Завершите манёвр после того, как уступите дорогу всем автомобилям с преимуществом и следуйте дальше, даже если на светофоре горит красный свет. Поскольку вы уже начали выполнять разворот, вас должны пропустить.
- Не забудьте выключить поворотник.
Дополнительно рекомендуем прочитать статью нашего эксперта, в которой он подробно разъясняет значение сигналов светофора.
Также советуем прочитать статью нашего специалиста, посвящённую такой важной и сложной теме, как сигналы регулировщика.
Использование прилегающей территории
Если прилегающая территория справа, алгоритм действий следующий.
- Проезжайте вперёд, но не прижимайтесь к бордюру вплотную.
- В метре от поворота на прилегающую территорию необходимо остановиться, ориентируйтесь на габариты ТС.
- Убедитесь в отсутствии помех на дорожном полотне (автомобили и пешеходы).
- Включите правый поворотник и начинайте движение задним ходом, сворачивая.
- Остановитесь, как только бампер вашей машины скроется в повороте, и не будет препятствовать движению других авто.
- Включите правый поворотник и подождите, пока в транспортном потоке появится просвет. Далее можно выезжать на проезжую часть.
Если прилегающая территория слева, ваши действия следующие.
- Остановитесь после того, как займёте крайнюю левую полосы и включите левый поворотник.
- Пропустите встречные автомобили и начинайте двигаться передом к прилегающей территории. Придерживайтесь правой стороны.
- Как только вы скроете в повороте, съехав с проезжей части, проверьте, нет ли автомобилей позади вас.
- Аккуратно выезжайте на проезжую часть задним ходом и продолжайте движение.
С разделительной полосой
Если разделительная полоса не доходит до перекрёстка, необходимо разворачиваться по малой траектории, места будет достаточно. Если же разделительная полоса пересекает перекрёсток, радиус поворота должен быть большой, в противном случае вам придётся двигаться по встречной полосе некоторое время, а за это могут лишить прав. Не забывайте учитывать ширину разделительной полосы.
С трамвайными путями
ПДД регламентирую преимущество рельсового транспорта перед другими ТС в большинстве случаев. Уступить дорогу автомобилю трамвай должен, если автомобиль двигается по главной дороге, а трамвай по примыкающей. Трамвай в приоритете, если на перекрёстке есть светофор, разрешающий движение и автомобилю, и трамваю.
Если же на светофоре горит красный для трамвая и зелёный для авто, водитель машины действует в соответствии с ПДД. Однако в этот момент может загореться движение на стрелку, и водитель трамвая решит ехать. Следовательно, лучше всегда уступать дорогу трамваю, поскольку не всегда можно предугадать, чем руководствуется водитель – светофором или стрелкой. Разворот на нерегулируемом перекрёстке с трамвайными путями требует всегда пропускать трамвай, кроме ситуации, когда автомобиль едет по основной дороге.
С односторонним движением
Многие убеждены, что разворот на перекрёстке с односторонним движением запрещён, поскольку для совершения манёвра придётся выехать на встречную полосу. На самом деле никаких запретов в данной ситуации нет, а алгоритм действий такой же, как в общих случаях. Знак «Стрелка» лишь запрещает поворот в сторону, но разворачиваться можно.
С дополнительной секцией
Если вы проезжаете через перекрёсток с дополнительной секцией, преимущество будет за водителями, которые на перекрёсток не въезжают. То есть уступить дорогу при желании совершать разворот необходимо той машине, которая движется вам наперерез по дополнительной секции. Разрешающий сигнал светофора во внимание не берётся. Ориентироваться на данное правило можно до тех пор, пока вы находитесь на перекрёстке. Как только вы завершите манёвр и окажетесь на дороге, преимущество будет за вами. Если же одновременно с запрещающим сигналом светофора включена стрелка, двигающаяся по дополнительной секции машина должна уступить дорогу.
Вопросы и ответы
Источники
Использованные источники информации.
- https://avto-urist.online/pravila-razvorota/
- https://motorsguide.ru/pravo/pravila-razvorota
- http://passus.ru/avto/gde-zapreshhen-razvorot-i-gde-mozhno-razvorachivatsya.html
- https://pddmaster.ru/pdd/gde-mozhno-vypolnit-razvorot.html
- https://carextra.ru/sovety/pravila-vyipolneniya-razvorotov-na-doroge.html
- https://ruspdd.ru/journal/301-razvorot-vne-perekrestka/
- http://avtopravilo.ru/uchimsya-razvorachivatsya-po-pravilam-pdd/