Как использовать материнский капитал на покупку автомобиля

 

Как купить машину на средства материнского капитала. Кто имеет право на приобретение авто в случае принятия законопроекта. В каких регионах уже разрешили. Можно ли потратить материнский капитал на покупку автомобиля: новости, изменения в законодательстве, плюсы и минусы приобретения машины на маткапитал.

Содержание

Покупка автомобиля под маткапитал – аргументы «за» и «против»

Для многих российских семей приобретение авто – реальный способ улучшить качество жизни.

Мобильность особенно актуальна для многодетных семей, проживающих в сельской местности или отдаленных районах города. Детей постоянно нужно доставлять в детские сады, школы, поликлиники – без автомобиля на это тратится несколько часов каждый день.

Аргументы «за»

Перечислим все аргументы в пользу приобретения автомобиля за государственные активы:

  • цена нового авто, произведенного в России, вполне сопоставима с суммой семейного капитала (в отличие, например, от стоимости квартиры);
  • семьи, не имеющие проблем с жилплощадью, не считают привлекательным расходование средств на образование и пенсионные накопления: такие варианты воспринимаются как «отложенные потребности», неактуальные на фоне текущих трудностей;
  • автомобиль экономит время и средства родителей, затрачиваемые на ежедневные перемещения в городских условиях;
  • в связи с сокращением в последние годы пригородного ж/д сообщения возможности получения квалифицированной медицинской помощи, образовательных услуг и даже приобретения необходимых товаров у жителей глубинки снижаются.

Таким образом, автомобиль для многих семей – насущная необходимость, а не предмет роскоши.

Половина всех многодетных семей в России проживает в сельской местности. В холодное время добираться до школ и детсадов затруднительно: родители вынуждены оставлять детей дома, дабы не подвергать их опасности переохлаждения.

Наличие собственного транспорта сокращает ежедневные затраты времени и средств родителей и предоставляет детям больше возможностей для обучения и развития. Разве не эти цели изначально ставились перед программой стимулирования рождаемости?

Аргументы «против»

Некоторые чиновники полагают, что покупка родителями нового автомобиля никак не затронет интересы детей.

Они считают, что это лишь умножит количество махинаций с маткапиталом: владельцы сертификатов будут приобретать машины по безналичному расчету, дабы затем перепродать их и обналичить средства.

Налицо явная недооценка интересов простых людей и отдаленность высокопоставленных лиц от нужд народа. Чиновникам пора перестать противопоставлять цели детей и родителей. Любая экономия сил и времени мам и пап, в конечном счете, благотворно отражается на детях.

Государство призвано поддерживать семью как социальный институт и учитывать интересы всех её членов.

Перечислим аргументы противников «автомобилизации» российских семей:

  • машина по своей значимости не может сравниться с квартирой или перспективой получения полноценного образования;
  • чем взрослее дети, тем острее необходимость в увеличении жилплощади (вплоть до приобретения отдельного жилья) – вместо этого семьи к моменту взросления ребенка будут иметь лишь старый неликвидный автомобиль;
  • целевое применение транспортного средства сложнее контролировать, чем, например, использование жилья.

На фоне спада продаж авто в 15-16 годах данный вариант использования государственных активов рассматривается некоторыми чиновниками не как забота о населении, а как лоббирование интересов автопрома и представителей рынка сбыта транспорта.

Итоги

Итак, теперь читателям известны все аргументы «за» и «против», и они могут сделать собственные выводы относительно данного вопроса.

Наше мнение – разрешить использовать маткапитал на приобретение авто нужно обязательно, поскольку больше половины семей до сих пор не знает, как им использовать государственные дотации с реальной пользой для всей семьи.

На наш взгляд, наличие собственного транспорта благотворно отразится и на детях, и на их родителях.

Машину можно использовать как для повседневных нужд, так и для полноценного отдыха семей в летнее время. Выехать за город на личном авто гораздо легче и приятнее, чем пользоваться железнодорожным транспортом или другими способами передвижения.

Региональная политика

Стоит отметить, что в некоторых субъектах РФ присутствует возможность приобретения транспортных средств за маткапитал. Но речь идет именно о региональном МСК, который чаще всего полагается за рождение и/или усыновление 3-4 ребенка.

В каких именно регионах можно приобрести ТС за средства МСК:

  • Калининградская область (предметы длительного пользования, в том числе авто),
  • Камчатский край (автомобиль или микроавтобус),
  • Новосибирская область (автотранспорт),
  • Орловская область (автомобильный транспорт и (или) сельхозтехника),
  • Тульская область (автотранспортное средство отечественного производства (автомобиль легковой с мощностью двигателя до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно, автобус с мощностью двигателя до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно),
  • Ленинградская область (транспортное средство при условии, что в семье, есть ребенок-инвалид либо число детей от 5),
  • Республика Саха (Якутия) — (транспортное средство или сельхозтехника),
  • Ростовская область (возможность приобретения автотранспортного средства посредством перечисления средств МСК на банковский счет организации-продавца либо физлица, продающего автомобиль).

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Фото 1

Мнения сторонников и противников расширения целевого назначения маткапитала

Для более чёткого понимания проблематики распоряжения маткапиталом напомним установленные действующим законодательством возможные варианты направления денежных средств. Среди них:

  1. Решение жилищного вопроса: приобретение, погашение жилищных займов, ремонт, реконструкция;
  2. Оплата образовательных услуг для детей;
  3. Вклад в накопительную часть пенсии матери;
  4. Реабилитация и адаптация детей с ограниченными возможностями.

В пользу сторонников расширения целевого назначения капитала говорит, прежде всего, статистика подачи гражданами, имеющими сертификат, заявлений на расходование средств по ним:

  1. За всё время действия программы более половины семей, получивших сертификат, ни разу не обратились в уполномоченные органы с просьбой о направлении денег на какую-либо из установленных законом целей;
  2. Единовременные наличные выплаты получили более половины имеющих на это право лиц в 2015 году;
  3. Обращают материнский капитал на покупку жилья и на другие указанные в законе цели ежегодно не более 1% от всех имеющих на это право лиц.

Хоть нуждаемость российских семей в финансовой помощи и бесспорна, многие из них не находят для себя приемлемого варианта применения полученных денег в рамках существующего законодательства.

Приведем другие весомые доводы сторонников внесения радикальных изменений в закон:

  1. В то время, как материнский капитал покроет лишь незначительную часть стоимости жилья, а соответственно семье для его приобретения потребуются собственные средства, стоимость нового отечественного авто примерно равна сумме представляемых денежных средств;
  2. Получение образования и пенсионный возраст родителей представляют собой для большинства молодых семей очень отдалённые перспективы, тогда как потратить материнский капитал на покупку автомобиля – часто реальная необходимость;
  3. Так как большинство многодетных пар живут в отдалении от больших городов, вопрос приобретения личного авто для доставки ребёнка к врачу, в образовательные учреждения имеет огромную актуальность. Зимой автомобиль станет незаменимым помощником для мамы как малыша до года, которого необходимо показывать педиатру ежемесячно, так и для мамы дошкольника и школьника, которых гораздо удобнее доставить в детский сад или школу на личном авто;
  4. За счёт приобретения автомобиля многие семьи смогли бы повысить свои доходы (примером может послужить подработка в такси);
  5. Посредством расширения целевого назначения маткапитала государство смогло бы поддержать производителей отечественных автомобилей, значительно увеличив продажи.

Доводы противников инициативы о выдаче материнского капитала на авто:

  1. Жилищный вопрос рано или поздно возникает в любой семье: даже если родители обеспечены жильём в настоящем, о его приобретении придётся задуматься в будущем, когда дети подрастут;
  2. Транспортное средство со временем изнашивается и обесценивается, в то время как недвижимость наилучшим образом способна сохранить вложенные в неё финансовые средства;
  3. При направлении средств маткапитала на покупку автомашины возникает ряд проблем с контролем целевого использования средств, возникновением у недобросовестных граждан возможности легко обналичить денежные средства;
  4. Автомобиль может не только не принести желаемой пользы, а даже усугубить положение семьи (частые поломки, попадание в ДТП и др.);
  5. Многодетные мамы, долго находящиеся в декретном отпуске часто не могут обеспечить для себя достойную пенсию в будущем. Хорошую возможность восполнить этот недочёт позволяет направление в накопительную часть пенсии маткапитала;
  6. Введение в законодательство рассматриваемого условия может быть результатом только лишь продвижения интересов отечественного автопрома.

Почему необходимо внедрение закона о покупке машины за маткапитал

После внедрения программы материнского капитала в 2007 году, лишь небольшая часть семей смогла реализовать свое право на его использование. Ограниченный список целей и небольшая сумма сертификата не дают возможности использовать средства полноценно. Денег попросту не хватает на покупку собственного жилья. Поэтому, сертификаты пылятся в шкафах.

Принятие закона, разрешающего семьям покупать за МК автомобиль, позволило бы упростить цели использования средств. Даже при наличии ограничений на круг лиц, которые смогли бы купить авто, многие граждане обратились бы в ПФ с пожеланием реализовать данную возможность.

Покупка авто за счет средств маткапитала значительно упростила бы жизнь многодетных семей и родителей, воспитывающих ребенка-инвалида. Они относятся к социально незащищенным слоям населения, требующим помощи. Приобретение машины позволило бы семье выезжать на отдых, отвозить детей на обследование в районные поликлиники, разводить их по садам и школам.

Приобретение автомобиля за счет МК также крайне актуально для жителей сельской местности, которые не могут приобрести транспортное средство за свой счет. Отдаленность города отражается на возможности детей получить полноценное образование и медицинские услуги на качественном уровне.

Принят ли закон на покупку автомобиля под материнский капитал в 019 году

Фото 3

Антикризисные выплаты из средств маткапитала производились трижды (в 2009, 2010 и 2015-16 годах). Статистика свидетельствует, что ими воспользовались около 70% всех владельцев сертификата.

В тоже время на предусмотренные законом варианты ежегодно направляют средства не более 2-5% граждан, имеющих право на государственное пособие.

Это означает, что семьи с двумя и более детьми определённо нуждаются в материальной поддержке, но не могут удовлетворить свои потребности путём направления маткапитала на законные нужды.

Вывод: налицо необходимость расширения списка возможностей для распоряжения государственными субсидиями.

Руководствуясь данным соображением и принимая во внимание необходимость принятия антикризисных мер, депутат от КПРФ В. Соловьёв направил в январе 16-го года очередной запрос премьер-министру с предложением разрешить владельцам сертификата использовать МСК на покупку авто, произведенных на российских заводах.

Цель данной просьбы формулировалась следующим образом: «обеспечение социальной стабильности и устойчивого роста российской экономики».

Памятуя о прошлых отказах, разработчики проекта предусмотрели несколько значимых моментов:

  1. Купленный автомобиль надлежит оформлять в общую долевую собственность родителей и детей.
  2. Машина не обязательно должна быть легковой.
  3. Запрещается перепродажа авто в течение длительного времени.
  4. Транспортное средство должно быть произведено на российской территории (это может быть иномарка отечественной сборки).
  5. Автомобиль должен быть новым.

Бурное обсуждение этого предложения длилось несколько недель, однако положительное решение так и не было принято.

Таким образом, официальный статус вопроса остался неизменным. Закон, разрешающий приобретение авто на средства маткапитала, НЕ ПРИНЯТ. Семьи не могут купить машину за деньги из федерального бюджета.

Федеральный материнский капитал

Уже 10 лет в России действует федеральная программа «Материнский капитал», предназначенная для государственной поддержки семей с детьми. При рождении второго ребенка выделяется крупная сумма на целевые безналичные расходы.

Правила распоряжения этими деньгами определяет Федеральный закон от N 256-ФЗ (ред. от ) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Потратить выделенные средства можно на:

  1. Улучшение жилищных условий (покупку квартиры, ремонт в имеющейся квартире).
  2. Формирование накопительной части пенсии матери.
  3. Оплату учебы детям.
  4. Оплату услуг для детей-инвалидов и покупку товаров, которые помогут им быстрее адаптироваться к окружающей среде (пандусы и поручни для оснащения квартиры, велотренажеры для детей с ДЦП, подъемные устройства для детей с ограниченными двигательными возможностями, специализированные мониторы для слабовидящих, клавиатуры снабженные шрифтом Брайля и т.д.)
  5. С мая 2015 года на любые текущие расходы семьи можно было снять наличными до 20 тыс. рублей (согласно Федеральному закону № 88-ФЗ от «О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала», действующему до 1 июля 2019 г. Заявление для этого нужно было подать до ).

Несмотря на регулярное обсуждение парламентариями в течение нескольких последних лет вопроса о расширении списка целевых расходов, в 2019 году покупка автомобиля на средства федерального материнского капитала не разрешена.

НА ЗАМЕТКУ!

  • Размер материнского капитала – 480 000 рублей в 2019 году.
  • Программа по предоставлению материнского капитала продлена до 2019 года. К этому времени сумма выплаты может быть увеличена до 500 тыс. рублей.

Почему не принимают закон о покупке автомобиля за материнский капитал?

Фото 6

10 декабря 2014 года Дмитрий Медведев поручил профильными федеральными министерствами (Минтруда, Минфин, Минэкономразвития и Минпромторг) в срок до 12 февраля 2015 года рассмотреть вопрос о распоряжении средствами маткапитала «на приобретение транспортных средств». После обсуждения в Правительстве данная мера была отклонена и так и не была оформлена в виде принятого закона.

Однако практически сразу в отношении данного предложения стали поступать негативные оценки со стороны уполномоченных лиц:

  • Ольга Голодец, вице-премьер Правительства РФ в интервью РИА Новости 10 декабря 2014 года заявила: «Об этом нужно серьезно подумать, потому что автомобиль — дело приходящее, и это вложение, которое теряет в стоимости. Для семьи очень важно иметь что-то более надежное, а именно — квартиру. 97% семей используют маткапитал на приобретение жилья. Это существенно более важная тема для молодых семей».
  • Максим Топилин, глава Минтруда и соцзащиты РФ Выступая в ходе Гайдаровского форума 14 января 2015 года отметил: «Эта идея не новая, мы ее не раз обсуждали. Я считаю, что надо использовать маткапитал в тех инструментах, которые сейчас уже есть — это жилье, образование, пенсии. Мы исходим из того, что расширять на что-то другое не надо. Нужно совершенствовать те механизмы, которые уже присутствуют».

 

Однако в Государственной Думе нашлись депутаты, поддержавшие данную инициативу:

  • Константин Субботин, член комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей 10 декабря 2014 года заявил в эфире радиостанции «Говорит Москва»: «Нужно как можно больше расширить статьи расходования мат. капитала, в том числе и на покупку автомобиля. Конечно, поддерживаем, поскольку автомобиль уже давно не роскошь, а средство передвижения, и в некоторых сельских поселениях он просто жизненно необходим, в том числе для спасения матери, ребенка и членов семьи».

Решение правительства о поддержке отечественного производителя автомашин маткапиталом

Несмотря на многочисленные обращения граждан в пользу вложения сертификата в автотранспорт, Правительство РФ так и не поддержало ни одного законопроекта.

В 2015 году обсуждался вопрос о поддержке отечественного автопроизводителя бюджетными деньгами. В результате решили выделить субвенции в размере 25 млрд рублей. Маткапитал в объем финансирования автопрома не включили.

Вывод. Работа по отстаиванию права владельцев сертификатов по расширению целевого использования его средств продолжается.

Плюсы и минусы вложения сертификата в автотранспорт

В среде законодателей постоянно обсуждаются положительные и отрицательные стороны данной инициативы. В обществе тоже идут споры по его поводу. В целом отмечается, что нельзя отрицать плюсы законопроекта. Они таковы:

  1. облегчение перемещения родителей, воспитывающих детей, в городских условиях, в том числе к местам расположения:
    • детских образовательных учреждений;
    • больниц;
  2. семьи, проживающие в отдаленных регионах, смогут чаще и свободнее перемещаться в областные и районные центры;
  3. у родителей появится дополнительные источники заработка, что актуально в кризисные времена;
  4. данная мера окажет стимулирующее влияние на отечественный авторынок.

Вместе с тем мнения критиков тоже нельзя не учитывать. Правительство считает основным риском — нецелевое использование бюджетных средств. Оно может реализовываться такими способами:

  • быстрая перепродажа семейством машины, воспрепятствовать которой сложно;
  • угон или умышленная порча авто;
  • риск потери имущества в ДТП (что связано с угрозой здоровью несовершеннолетних);
  • мошенничество в целях обналичивания средств, предназначенных для укрепления положения семьи, обеспечения будущего детей.
Внимание! Цель программы «Материнский капитал» — развитие общества. А приобретение семьями автотранспорта не способствует ее реализации в глобальном масштабе.

Материнский капитал на покупку автомобиля: принят ли закон?

Фото 7

На федеральном уровне ранее неоднократно поступали предложения о возможности расходования материнского капитала на покупку автомобиля с необходимостью его оформления в общую долевую собственность обоих родителей и всех детей в семье.

При этом предусматривались следующие значимые моменты и ограничения:

  • автомобиль не обязательно должен быть легковым;
  • запрещалась его перепродажа в течение определенного времени;
  • автомобиль должен быть произведен на территории страны (в том числе — иномарка отечественной сборки);
  • приобретаемая машина ранее не должна была состоять на регистрационном учете в ГИБДД.
Однако все законодательные инициативы по возможности покупки автомобиля с использованием средств материнского капитала в итоге были отклонены Правительством РФ и большинством депутатов государственной Думы. В 2015 году этот пункт не был принят даже как антикризисная мера по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности.

Ознакомиться с мнением россиян по данному вопросу и оставить свой голос можно по этой ссылке.

История законотворческих инициатив по вопросу использования маткапитала на покупку авто

Нужно заметить, что данная тема с 2009 года используется в политической борьбе среди думских партий. Она затрагивает большую часть активного электората, потому довольно активно эксплуатируется для привлечения общественного внимания:

  1. Первый подобный законопроект был внесен в Госдуму в августе 2009 года. Однако инициаторы нарушили ч. 3 ст. 104 Конституции РФ. Они не приложили к проекту заключение Правительства по данному вопросу.
  2. Уже в декабре того же года зарегистрирован новый законопроект (№ 302723-5). Суть его состояла во внесении изменений в законодательство, позволяющих приобретать за маткапитал машины отечественного производства. Правительство документ не поддержало. Его аргументы касались невозможности зарегистрировать собственность на всю семью (родителей и несовершеннолетних). Это могло ущемить права одной из сторон. В результате проект отклонили в первом чтении в феврале 2011 года.
  3. Следующая попытка разрешить вложение сертификата в автотранспорт произошла в августе 2014 года. 5-го числа зарегистрирован законопроект №583192-6. Он не дошел даже до первого слушания. Документ «забраковали» на стадии предварительного изучения, как не соответствующий конституционным требованиям, а также регламенту Госдумы.
Внимание! В конце 2014 года Председатель Правительства РФ своим поручением предложил Кабинету министров выработать условия применения сертификата для покупки авто. Срок исполнения поручения значился .

Суть возражений чиновников

При разработке программы по маткапиталу цели его расходования должны были соответствовать не только интересам граждан, но и основным направлениям развития страны. В целом такой гармонии достичь удалось:

  1. приобретение жилья оказывает влияние на развитие:
    • инфраструктуры муниципалитетов;
    • банковского сектора;
    • повышения благосостояния граждан (долгосрочные вложения);
  2. трата средств бюджета на образование способствует:
    • развитию творческого потенциала страны;
    • повышению культурно-образовательного уровня народа;
    • обеспечению отраслей отечественной экономики высокопрофессиональными кадрами;
  3. вложение в пенсионное обеспечение матерей тоже дает определенный двусторонний экономический эффект:
    • женщины пожилого возраста будут иметь высокий уровень доходов;
    • этот фактор снижает нагрузку на государственный Пенсионный фонд.
Внимание! Материнский капитал, кроме указанных, имеет более глубокое целеполагание. Он направлен на укрепление института семьи, традиционных ценностей.

Что даст государству разрешение приобретать машины за сертификат

Используя вышеописанную логику, можно посмотреть, как повлияет принятие законопроекта на страну в целом. Если разрешить использование сертификата на авто отечественного производства, то:

  • часть бюджетных средств будет перенаправлена в автостроительную отрасль;
  • граждане получат недолговечную материальную ценность;
  • часть средств будет направлена в тот же банковский сектор (для обеспечения автокредитов).

Если поддержка отечественного автопрома может входить в цели государства, то его никак не устраивает такая поддержка семей:

  1. Автомобили довольно быстро теряют ценность.
  2. Их обслуживание требует дополнительных средств, которые семья вынуждена будет отбирать у детей.
  3. Машину редко передают по наследству, то есть она не является капитальным вложением.
  4. Такая трата денег не приносит пользы инфраструктуре.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://hiterbober.ru/personal-money/pokupka-avtomobilya-pod-materinskij-kapital.html
  • http://lgoty-vsem.ru/mat-kapital/ispolzovanie/avtomobil-za-materinskij-kapital.html
  • https://laudit.ru/na-chto-potratit-materinskiy-kapital.html
  • https://vseolgotah.ru/maternity-capital/materinskij-kapital-na-pokupku-avtomobilya
  • http://pravo-auto.com/mozhno-li-na-materinskij-kapital-kupit-mashinu/
  • http://pro-materinskiy-kapital.ru/ispolzovanie/pokupka-avtomobilya/
  • http://materinskij-kapital.ru/use/kredit-na-avtomobil/
  • http://auto-lawyer.org/kuplya-prodazha-avtomobilya/mozhno-li-na-materinskij-kapital-kupit-mashinu.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий