Алгоритм действий при обжаловании постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл.30 КоАП РФ). Обжалование решения районного суда, как процедура, зависит от того, какое именно решение нужно оспорить и в каком процессуальном порядке оно принято.
Содержание
- Особенности рассмотрения дела по жалобам на вступившие в законную силу постановления по делам об административном правонарушении, решения по жалобам на постановления (ПДАП)
- Сроки обжалования
- Кассационное обжалование по административным делам
- Гражданский процесс
- КАС РФ: как обжаловать решение суда в порядке апелляции
- Порядок обжалования решения суда по административному делу в кассацию
- Обжалование вышестоящему должностному лицу или органу
- Особое производство
- Как составить жалобу
- Упрощенное производство
- Обращение в суд
- Обжалование решения суда в порядке надзора
- Содержание апелляции
- Способы обжалования решений суда
- Процедура рассмотрения жалобы
- Порядок рассмотрения жалоб
- Вопросы и ответы
Особенности рассмотрения дела по жалобам на вступившие в законную силу постановления по делам об административном правонарушении, решения по жалобам на постановления (ПДАП)
Порядок рассмотрения жалоб/протестов установлен ст.- КоАП РФ.
Шаг 1. Осуществляется проверка жалобы/протеста требованиям закона.
а) Проверяется соответствие жалобы/протеста требованиям , установленным ст. КоАП РФ.
При несоответствии жалобы/протеста требованиям названной статьи жалоба возвращается заявителю (протест прокурору) на основании ч.3 ст. КоАП РФ.
б) жалоба/протест проверяются на повторность.
Согласно ч.4 ст. КоАП РФ повторные подача жалоб, принесение протестов по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на такое постановление, не допускаются. В противном случае жалоба подлежит возврату на основании ч.3 ст. КоАП РФ.
В случае, если жалоба соответствует всем требованиям, судья выносит определение о принятии жалобы к рассмотрению.
Шаг 2. Извещается о подаче жалобы:
а) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
б) потерпевший (при наличии).
Названным лицам согласно ч.2 ст. КоАП РФ должна быть предоставлена возможность ознакомиться с жалобой, протестом и подать возражения на них. В противном случае принятое решение может быть отменено.
Шаг 3. Рассматривается жалоба по существу.
Срок рассмотрения жалобы - не позднее двух месяцев со дня поступления жалобы или протеста в суд. В случае истребования дела об административном правонарушении - не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд (ч.3 ст. КоАП РФ).
Дело проверяется исходя из доводов жалобы/протеста и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу/протест.
Согласно ч.2 ст. КоАП РФ судья имеет право (но не обязан!) проверить дело в полном объеме. Наиболее часто таким правом пользуются судьи Верховного Суда РФ при грамотно написанной надзорной жалобе (см., например, Постановление Верховного Суда РФ от N 25-АД16-7, Постановление Верховного Суда РФ от N 18-АД16-160 и др.).
Шаг 4. Принимается решение по делу. Направление копий заявителю/прокурору.
Согласно ч.1 ст. КоАП РФ решение по результатам рассмотрения жалобы или протеста принимается в форме постановления.
Виды решений, которые могут быть приняты по делу, указаны в ч.2 ст. КоАП РФ:
1) об оставлении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста без изменения, а жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов без удовлетворения;
2) об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения КоАП РФ и (или) закона субъекта РФ об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение;
3) об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело;
4) об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Иные решения по делу приниматься не могут, поскольку не предусмотрены ст. КоАП РФ.
Требования постановления содержатся в ст. КоАП РФ. Среди "стандартных" общих для актов по подобного рода делам требований, в частности, указаны и такие требования, как:
1) краткое содержание обжалуемых, опротестуемых постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов;
2) доводы и требования, содержащиеся в жалобе, протесте, и возражения, содержащиеся в отзыве на жалобу, протест;
3) мотивы и основания для оставления без изменения, изменения или отмены вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов со ссылкой на статьи КоАП РФ и (или) закона субъекта РФ об административных правонарушениях.
Согласно ч.2 ст. КоАП РФ постановление подписывается принявшим его судьей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия (ст. КоАП РФ).
В специальных нормах гл.30 КоАП РФ не содержится особого указания по срокам отправления копий принятого постановления по делу. Представляется, что такой срок аналогичен срокам, установленным ст.30.9 КоАП РФ, - три дня.
Сроки обжалования
Жалоба на решение районного суда может быть подана в течение 30 календарных дней после его принятия на судебном заседании. Закон также предусмотрел исключительные случаи, когда общий срок опротестования сокращается до 10 или 5 суток. Они регламентируются ст. 298 КАС РФ.
Пропущенный по уважительным причинам срок можно восстановить. Например, если была продолжительная болезнь или осуществлялся уход за больным иждивенцем. Для этого необходимо составить заявление о продлении срока обжалования, в котором описывается причина пропуска с приложением письменных доказательств.
Заявление можно подать лично в суд, где было принято оспариваемое решение, или отправить заказным письмом с описью вложения. Если судья примет доводы лица обоснованными, он восстановит срок обжалования и примет жалобу на постановление суда.
Кассационное обжалование по административным делам
Обжаловать в кассационном порядке можно уже вступившие в законную силу судебные решения по административным делам, которые прошли стадию апелляционного обжалования. Кассационная жалоба подается в срок до 6-ти месяцев после вступления в законную силу решения суда первой инстанции. При пропуске срока подачи жалобы вместе с ней заявитель может ходатайствовать о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока. Кассационная жалоба подается одной из сторон по административному делу либо иными лицами, чьи права были затронуты судебным решением либо прокурором, если представитель прокуратуры участвовал в административном деле. Жалоба подается заявителем или его представителем непосредственно в суд кассационной инстанции, а так как по правилам подсудности большая часть административных дел рассматривается районными судами, кассация, как правило, подается в Президиум суда субъекта РФ. Исключением являются ситуации, когда в ходе апелляционного обжалования суд оставляет жалобу без удовлетворения, но при этом приводит иные мотивы в обоснование обжалуемого решения, с которыми заявитель не согласен – с кассационной жалобой он обращается в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда РФ. По своему содержанию кассационная жалоба мало чем отличается от апелляционной, в ней также необходимо указать – наименование судебного органа, свои данные и данные других участников дела и все основные сведения по делу, а также требования и доказательства, на которые, впрочем, следует обратить особое внимание, как на существенное нарушение судами норм процессуального и материального права. К кассационной жалобе помимо доказательных документов обязательно прилагаются заверенные судом копии судебных актов, принятых по делу, которые можно получить в канцелярии суда, вынесшего соответствующий акт. При подаче кассационной жалобы оплачивается государственная пошлина в том же размере, что и при подаче апелляции. В соответствии со ст. 322 КАС РФ в суде кассационной инстанции жалобу рассматривают в срок, не превышающий 1 месяц, если административное дело не было истребовано, не более 2-х месяцев при истребовании дела с момента поступления дела в суд кассационной инстанции. В Верховном Суде РФ жалоба рассматривается в срок не более 2-х месяцев без истребования дела и не более 3-х месяцев при истребовании дела. В случае истребования дела и с учетом его сложности Председателем Верховного Суда РФ или его заместителя сроки рассмотрении кассационной жалобы могут быть продлены, но не более чем на два месяца. По итогам рассмотрения жалобы судебным органом сначала принимается решение – передать ли документ на рассмотрение суда или отказать в передаче. В случае принятия положительного решения жалоба рассматривается на судебном заседании коллегиальным составом суда с обязательным извещением всех лиц, участвующих в деле. Решение принимается большинством голосов судей, о результатах сообщается в день заседания. По результатам рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции вправе:
- оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а жалобу без удовлетворения;
- отменить обжалуемый судебный акт полностью либо в его части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд в ином составе суда;
- отменить обжалуемый судебный акт полностью или в его части и оставить заявление без рассмотрения или прекратить производство по делу;
- оставить в силе только один из принятых по делу судебных актов;
- отменить или изменить обжалуемый судебный акт и принять новый судебный акт по делу, не передавая дело на новое рассмотрения, если была допущена ошибка в применении или толковании норм материального права;
- оставить жалобу без рассмотрения по существу при наличии оснований, перечисленных в части 1 статьи 321 КАС РФ.
Гражданский процесс
Чтобы правильно обжаловать решение районного суда по гражданскому делу, необходимо сначала определить, в рамках какого производства принято решение, и есть ли в данном случае особенности обжалования вынесенных решений.
Районные суды в зависимости от категории и специфики гражданских дел вправе рассмотреть их в порядке:
- Искового производства.
- Заочного производства.
- Упрощенного производства.
- Особого производства.
Для искового производства действует общий порядок обжалования принятых районными судами решений. Он же применяется и к другим видам производств, но с учетом их специфики и, если установлено, по специальным правилам.
Общая схема:
- Первая стадия – апелляция (Глава 39 ГПК).
- Вторая и третьи стадии – первая и вторая кассация (Глава 41 ГПК).
- Четвертая стадия – надзор (Глава 41.1 ГПК).
- При наличии оснований (новые, вновь открывшиеся обстоятельства) допускается пересмотр судебных решений, что формально не является процедурой обжалования, но часто используется именно так.
КАС РФ: как обжаловать решение суда в порядке апелляции
Обжалование решения по КАС РФ может производиться в порядке апелляции, кассации и надзора. Каждую из этих процедур мы рассмотрим ниже.
В порядке апелляции могут быть оспорены те судебные акты, которые еще не обрели законную силу (ст. 295 Кодекса административного судопроизводства РФ, далее — КАС РФ). Таким образом, на апелляционное обжалование законодательство отводит по общему правилу 1 месяц с момента вынесения судом своего решения в окончательной форме (п. 1 ст. 298 КАС РФ). Вместе с этим по отдельным видам суд. актов могут быть определены и иные процессуальные сроки.
Право представить в указанном порядке жалобу принадлежит:
- участвующим в споре субъектам;
- субъектам, не фигурировавшим в деле, но чьи права и законные интересы задеты спорным судебным актом.
Жалоба в порядке апелляции должна быть подана в суд первой инстанции, принявший спорное решение (ст. 297 КАС РФ). Только после истечения отведенного на обжалование срока сама жалоба будет передана в апелляцию.
Рассмотрение жалобы происходит коллегиально (ст. 307 КАС РФ). При этом:
- Суд рассматривает дело в полном объеме, т. е. осуществляет проверку оспариваемых суд. актов, но не полное повторное рассмотрение дела по правилам первой инстанции. В т. ч. озвучивание письменных доказательств, видео- и аудиозаписей, заключений экспертов производится только при наличии такой необходимости (п. 79 постановления Пленума ВС РФ от № 36, далее — ППВС № 36).
- Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в жалобе, представлении или возражениях.
- Суд оценивает имеющиеся в деле доказательства, но может принимать и новые, если они не были представлены в суд предыдущей инстанции по объективной причине.
Порядок обжалования решения суда по административному делу в кассацию
В указанной инстанции могут быть оспорены те решения суда, которые уже обрели законную силу (п. 1 ст. 318 КАС РФ).
Правом подавать кассацию наделены:
- участвующие в споре субъекты;
- иные субъекты, чьи права и законные интересы были задеты суд. актом.
Срок подачи такой жалобы — до 6 месяцев с момента обретения спорным судебным решением законной силы при условии, что подателем жалобы были использованы все прочие определенные законом способы обжалования.
Пропущенный по объективным причинам срок подачи жалобы может быть восстановлен судьей. Правоприменитель указывает: данный вопрос должен быть разрешен в течение 10 дней с момента поступления в суд жалобы, в которой содержится просьба о восстановлении такого срока (подп. 3 п. 1 ст. 321 КАС РФ, п. 83 ППВС № 36).
При этом должно быть выполнено хотя бы одно из следующих условий (п. 3 ст. 318 КАС РФ):
- обстоятельства, повлекшие за собой пропуск подателем жалобы срока ее представления, имели место в период не позднее 12 месяцев с момента вступления спорного акта в законную силу;
- жалоба подана субъектом, не выступавшим участником административного процесса, но в отношении прав и законных интересов которого был принят спорный судебный акт.
Жалоба рассматриваемого вида должна быть направлена непосредственно в суд кассационной инстанции. Правила определения подсудности по КАС РФ изложены в ст. 319 названного кодекса.
ВАЖНО! Жалоба в кассацию, а также сопутствующие документы по КАС РФ могут быть поданы также через официальный сайт соответствующего суда посредством заполнения специальной формы.
Обжалование вышестоящему должностному лицу или органу
Как обжаловать решение по административному делу, если решение о привлечении к ответственности принималось должностным лицом правоохранительных органов? Ответ на этот вопрос интересует практически каждого, кто привлекался таким образом к административной ответственности.
В этом случае обжаловать решение можно:
- - вышестоящему должностному лицу;
- - в вышестоящий орган.
Законодательство позволяет при этом обратиться с заявлением также к лицу, первоначально рассматривающему данное дело.
Заявитель должен позаботиться о том, чтобы собрать все имеющиеся доказательства, необходимые для того чтобы оспорить вынесение постановления. На рассмотрение материалов дается 10 дней. Вышестоящий орган или лицо может отменить принятое ранее постановление, смягчить наказание, отправить дело на новое расследование или оставить решение без изменений.
Полученный отказ можно оспорить в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящую судебную инстанцию.
Особое производство
В особом производстве рассматриваются только конкретные категории дел:
- установление юридических фактов;
- усыновление (удочерение);
- признание безвестно отсутствующим или умершим;
- признании недееспособным, ограниченно дееспособным, установление имущественных ограничений в отношении несовершеннолетних;
- эмансипация;
- восстановление прав на ценные бумаги;
- дела о бесхозяйном имуществе;
- принудительное психиатрическое освидетельствование и помещение в стационар;
- обжалование нотариальных действий;
- восстановление судебного производства;
- внесение изменений, исправлений в записи органов ЗАГС.
Как таковой специфики обжалования решений, принятых в рамках особого производства, нет. Но, учитывая особенности некоторых категорий дел, решение по ним может быть де-факто пересмотрено в случае исчезновения обстоятельств, которые послужили основанием для его принятия. Например, лишенный дееспособности или ограниченный в ней человек может быть полностью восстановлен в правах. Подлежат пересмотру путем заявления новых требований в суд и решения, касающиеся признания умершим, безвестно отсутствующим, если человека нашли или он сам объявился. Однако большинство дел обжалуются и пересматриваются в общем порядке – апелляция, кассация, надзор. И здесь специфики действий нет.
Как составить жалобу
Требования по структуре жалобы устанавливаются для каждой инстанции отдельно в соответствии с Кодексом административного судопроизводства РФ следующим образом:
- апелляционное обжалование регламентировано статьей 299 вышеуказанного кодекса;
- кассационное обжалование – статьей 320 Кодекса;
- обжалование в порядке надзора – статьей 334 Кодекса.
Для того чтобы обжаловать судебное решение, гражданин должен руководствоваться структурой жалобы и отображать в ней определенные сведения.
В шапке документа содержатся:
- название судебного органа, в который направляется жалоба, и его адрес;
- информация о заявителе – фамилия, имя, отчество, а также контакты для связи с ним (номер телефона, адрес);
- сведения об иных участниках процесса с указанием необходимых данных;
- название суда начальной инстанции, вынесшего определение.
- наименование документа определяется в зависимости от существа претензии и действий, подлежащих обжалованию. Подробно следует просмотреть статью 310 Кодекса административного судопроизводства для определения причины жалобы.
«Тело» документа обязано содержать:
- информацию по реквизитам обжалуемого определения суда и административного дела с отображением важных дат и номеров;
- описание судебного решения с выделением нарушений закона;
- выразить требование в жалобе, подкрепляя его аргументами и ссылаясь на доказательную базу для защиты своего положения. Обжалование должно быть основано на правовых нормах, определяющих право на жалобу;
- прописать все прилагаемые документы, которые в обязательном порядке сопровождают жалобу;
- копию жалобы исходя из количества лиц, участвующих в судебном разбирательстве;
- сведения о доказательствах, различных ходатайствах и апелляционных жалобах, ранее поданных заявителем, и иные документы, которые способны изменить ход дела;
- документ, подтверждающий оплату государственной пошлины;
- число, месяц и год подачи жалобы;
- подпись лица, подающего заявление, и расшифровка подписи.
Если вам приходится сталкиваться с обжалованием в первый раз, советуем прибегнуть к профессиональной помощи юристов, которые смогут, основываясь на своем опыте, дать вам правовую консультацию по интересующим вопросам, а также помочь подготовить необходимые документы для подачи в суд.
Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.
Упрощенное производство
Упрощенное производство совмещает в себе некоторые особенности приказного производства мировых судей, но осуществляется, в целом, по правилам искового производства, за рядом исключений.
Решения, принятые в упрощенном производстве, касаются исков до 100 тыс. рублей о взыскании денег, об истребовании имущества и о признании права собственности. Еще одна категория дел – иски, в которых требования основаны на документах о денежных обязательствах ответчиков, признаваемых последними, но не исполняемых, или на документах о долгах по договорам.
Не рассматриваются упрощенно административные дела, споры, затрагивающие права детей, дела особого или приказного производства, а также связанные с гостайной.
Упрощенный порядок производства предполагает вынесение судом решения только в виде его резолютивной части. И только по просьбе участников процесса или при подаче апелляционной жалобы решение составляется в полном объеме – мотивированное решение.
Специальных процедур оспаривания решений, принятых в упрощенном порядке, нет. Но есть специфика обращения в апелляцию. На это отводится 15 дней со дня принятия обжалуемого решения, а при составлении мотивированного решения – столько же, но со дня принятия решения в окончательном виде. На обращение за мотивированным решением дается 5 дней, столько же суд вправе его составлять. Эти сроки также нужно учитывать.
Обращение в суд
Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает, что правонарушитель, против которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, может подавать жалобу непосредственно в суд. Выбор органа зависит от того, кем было вынесено первоначальное постановление.
Так, например, если документ был вынесен начальником отделения полиции, обращаться с жалобой нужно в районный суд. Туда же следует направлять заявления об оспаривании постановлений мирового суда. Для того чтобы обжаловать решение районного суда, следует обращаться в вышестоящий орган, это может быть областной или другой суд субъекта. Для изучения материалов и вынесения решения судебный орган имеет 2 месяца с момента получения жалобы.
Обжалование решения суда в порядке надзора
Регулирует рассмотрение судами надзорных жалоб и представлений в административно-судебном процессе глава 36 КАС РФ. Если заявителя не удовлетворили результаты разрешения жалобы в кассации, он имеет возможность произвести отмену вынесенного раньше решения в надзорной инстанции. Подают надзорную жалобу в Президиум ВС РФ участники разбирательства и граждане, интересы которых оспариваемое решение суда нарушило.
Имейте ввиду! Направить жалобу в надзорный суд можно в течение трех месяцев, исчисляемых с вынесения судебного акта в кассационном порядке.
Надзорная жалоба дублирует по содержанию апелляционную и кассационную, но кроме названия суда, истца, ответчика, информации о существующих актах суда по административному делу должны быть указаны поводы, по которым какой-либо из актов или все акты сразу подлежат отмене.
Так, может быть отменен судебный акт по причине:
- нарушения законных интересов лица, гарантированных основным законом России – Конституцией, а также правовыми актами, принятыми на международном уровне;
- нарушения публичного интереса и правового положения общества;
- нарушения в применении и толковании законодательства Российской Федерации;
- и др.
В определенных ситуациях стоит указать на существующую судебную практику и постановления ВС РФ и ВАС РФ.
Обратите внимание! Государственная пошлина исчисляется при надзорном обжаловании согласно НК РФ.
Аналогично вышеуказанным этапам рассмотрение надзорной жалобы осуществляется в двухмесячный период, если дело не было истребовано. При его истребовании срок увеличивается до трех месяцев.
По уважительным обстоятельствам возможно продление срока не дольше чем на два месяца. Производится оно по инициативе Председателя ВС РФ или его заместителя в случае особой сложности дела.
По результатам разрешения надзорного обжалования судом выносятся следующие виды решений:
- акт, являющийся предметом обжалования, не изменять, жалобу не удовлетворять;
- акт, являющийся предметом обжалования, отменить целиком или частично и обязать суд, вынесший решение по делу, пересмотреть его в новом составе;
- акт, являющийся предметом обжалования, отменить целиком или частично, заявление не рассматривать либо прекратить производство по делу;
- акт, являющийся предметом обжалования, отменить целиком или частично и вынести новое судебное решение без передачи на новое рассмотрение (при нарушении применения или толкования судом норм закона);
- акт, являющийся предметом обжалования, далее не рассматривать.
Порядок надзора по сути заканчивает обжалование судебных актов при рассмотрении административных дел. Обжаловать решения далее можно только в межгосударственных судах, либо если выявятся новые или вновь открывшиеся обстоятельства.
Содержание апелляции
Апелляционная жалоба по административному делу должна быть составлена с соблюдением формальных требований. В нем не должно быть исправлений, оскорбительных выражений, эмоциональных эпитетов. Это официальный документ, имеющий четкую структуру: вступление, содержательную часть, заключение.
Вступление – информационный раздел, где указывают:
- название суда, куда подается жалоба;
- процессуальный статус и данные заявителя, в том числе место проживания и контактный телефон;
- сведения о других участниках процесса.
Содержание включает:
- описание дела, по которому принято оспариваемое решение;
- причины обращения и допущенные судьей нарушения;
- требования заявителя, которых он хочет достичь.
Акцент необходимо сделать на неправомерность и немотивированность доводов суда первой инстанции, на то, что дело не было рассмотрено всесторонне. Обязательно укажите нормы законодательства, подтверждающие нарушение ваших прав и ошибку судьи. Перечислите обстоятельства, которые не были учтены в ходе прошедшего заседания.
Заключительная часть – это перечень прилагаемых документов, на которых основана жалоба.
Апелляция составляется в двух экземплярах и подается в тот же суд, который вынес решение или в вышестоящий орган. Это можно сделать и через официальный сайт суда, заполнив специальную форму. Тогда дополнительные документы необходимо отсканировать и прикрепить электронными файлами.
Образец апелляции по административному делу:
Скачать в Word [ KB]
Пример составления апелляционной жалобы.
Способы обжалования решений суда
Обжалование может изменить или отменить судебное решение при наличии оснований на такие действия.
Обжалование представляет собой совокупность этапов, проводимых в судах разных инстанций:
- обжалование в апелляции;
- обжалование в кассации;
- надзорное обжалование.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как составить частную жалобу на определение суда по административному делу?
Все ступени разделены законодательно, так как имеют ряд особенностей. Регулирование этапов осуществляется КАС РФ и КоАП РФ соответственно. Статья 25 КоАП гарантирует участникам судебного разбирательства правомочие обжаловать решение суда по административному процессу. Помимо этого, положения этой статьи предоставляют такое же право третьему лицу, интересы которого затрагиваются актом суда.
Подать жалобу в разбирательстве по административному делу могут:
- обвиняемый;
- потерпевший;
- представители участников процесса;
- защитники.
Запомните! Если сторону процесса представляет несовершеннолетний ребенок или недееспособное лицо, в судебном заседании должен присутствовать его представитель по закону. По общему правилу таким является кто-либо из родителей (либо опекун). Такие лица могут в дальнейшем обжаловать определение суда.
Приостановление исполнительного производства в связи с обжалованием решения.
Как обжаловать лишение водительских прав, читайте тут.
Как подать апелляционную жалобу в Московский городской суд на решение районного суда по гражданскому делу, читайте по ссылке:
Процедура рассмотрения жалобы
Лицо, обратившееся с заявлением о пересмотре постановления о привлечении к административной ответственности, присутствует при его рассмотрении. Уполномоченный орган проверяет обоснованность и законность принятого решения, пересматривает материалы, заслушивает объяснения правонарушителя и свидетельские показания. В результате выносится решение, которое может:
- оставить постановление без изменений;
- изменить наказание (при этом не допускается применение более жесткой санкции, наказание можно только смягчить, что позволит получить, например, штраф меньшего размера или ограничиться предупреждением взамен штрафа);
- полностью отменить постановление;
- отменить ранее принятое решение и вернуть дело на повторное рассмотрение;
- направить дело на повторное рассмотрение по подведомственности, если выяснилось, что постановление вынесло лицо, орган или судья, которые не имели на это права.
В процессе рассмотрения жалобы стороны могут заявлять отводы и ходатайства, привлекать дополнительных свидетелей или просить суд истребовать документы, которые могут иметь отношение к делу, если стороны не имеют возможности получить их самостоятельно.
Порядок рассмотрения жалоб
А. Рассмотрение жалоб на постановления по делу об административном правонарушении, не вступившее в законную силу.
Этап 1. Подготовка к рассмотрению жалобы (ст.30.4 КоАП РФ).
Шаг 1. Выясняется:
а) подведомственно ли рассмотрение жалобы данному судье/должностному лицу.
Если жалоба не подведомственна, то согласно п.3 ст.30.4, ч.4 ст.30.2 КоАП РФ жалоба со всеми материалами дела в течение трех суток направляется на рассмотрение по подведомственности. В ст.30.2 КоАП РФ также установлены случаи более сокращенных сроков направления жалобы по подведомственности.
При этом выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности (ч.3 ст.30.7 КоАП РФ).
б) подана ли жалоба в пределах установленного законом срока на обжалование и уполномочено ли лицо на обжалование постановления/решения.
Срок обжалования постановлений (ПДАП), не вступивших в законную силу, а также решений по жалобам установлен ст.30.3 КоАП РФ. Соответственно, если срок истек и постановление вступило в законную силу, то изменяется и порядок обжалования. Истечение срока является самостоятельным основанием для возврата жалобы.
Также если жалоба подана неуполномоченным на обжалование лицом, она подлежит возврату.
в) переданы ли материалы дела в полном объеме вместе с жалобой для рассмотрения по существу.
Важно! Судья или должностное лицо, рассматривающий дело об административном правонарушении, в том числе жалобу на постановление по делу, должен соблюдать принцип непосредственного исследования доказательств. В связи с этим при выявлении пробелов в переданных материалах дела отсутствующие материалы должны быть запрошены и исследованы. В противном случае решение по делу может быть отменено.
г) нет ли обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения жалобы данным судьей, должностным лицом.
Такие обстоятельства указаны в ст.29.2 КоАП РФ, а именно дело не может рассматриваться судьей или должностным лицом, если он(о):
1) является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя;
2) лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.
В случае выявления таких обстоятельств судья/должностное лицо заявляет самоотвод в порядке ч.1 ст.29.3 КоАП РФ, жалоба передается на рассмотрение иному лицу.
д) нет ли обстоятельств, исключающих производство по делу.
Основной перечень таких обстоятельств указан в ст.24.5 КоАП РФ. Перечислять все в данном материале не будем, чтобы не дублировать текст статьи. В качестве примера, к таким обстоятельствам относится:
1) отсутствие события административного правонарушения.
Согласно абз.4 п.13.1 Постановления Пленума ВС РФ N 5, если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с п.1 либо п.2 ст.24.5 КоАП РФ.
2) действия лица в состоянии крайней необходимости;
3) истечение срока давности привлечения к административной ответственности;
4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания.
Обстоятельства, исключающие производство по делу, могут содержаться и в иных нормах КоАП РФ. Например, такие обстоятельства указаны в п.2 Примечания к ст.14.1, п.1 Примечания к ст., в Примечании к ст. КоАП РФ и др.
При выявлении таких обстоятельств постановление (ПДАП) подлежит отмене, производство по делу прекращается на основании ч.1 ст.24.5, п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.
При отсутствии обстоятельств, перечисленных выше, переходят к следующему шагу.
Шаг 2. Устанавливается, имеются ли в деле ходатайства, требующие рассмотрения; назначается при необходимости экспертиза, истребуются дополнительные материалы; вызываются лица, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы.
Ходатайства, заявленные участниками дела, в т.ч. заявителем в жалобе или в виде отдельного документа разрешаются судьей/лицом, рассматривающим жалобу, как на стадии подготовки дела к рассмотрению, так и на описываемом этапе подготовки дела к рассмотрению. По результатам рассмотрения ходатайств и заявлений выносится определение (воп.16 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2006 года).
На данном шаге проводится и извещение лиц, участвующих в деле. При этом очень важно соблюсти требования о надлежащем извещении участников дела, в частности, заявителя, в противном случае решение по жалобе может быть отменено, даже если при рассмотрении дела присутствовал представитель (защитник) (см., например, Постановление Московского городского суда от N 4а-2082/13).
Важно! При рассмотрении дел по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд должностных лиц, составивших протокол об административном правонарушении или вынесших постановление по делу, для выяснения возникших вопросов (п.10 Постановления Пленума ВС РФ N 5).
Этап 2. Рассмотрение жалобы на постановление (ПДАП).
В соответствии с ч.1 ст.30.6 КоАП РФ жалоба рассматривается судьей, должностным лицом единолично.
Шаг 1. Выполняются действия, установленные п.п.1-7 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ.
Игнорирование/пропуск всех или части действий данного шага может привести к отмене принятого по делу решения по мотивам грубых процессуальных нарушений.
Важно, чтобы на данном шаге было проверено, какая конкретно жалоба рассматривается по делу, имеются ли в деле иные жалобы, которые подлежат рассмотрению. В противном случае принятое по делу решение может быть отменено.
В обязательном порядке устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц; проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя. В случае неявки названных лиц выясняются причины.
Между тем, стоит отметить, что далеко не каждое нарушение на данном шаге может привести к отмене решения, поскольку обстоятельства допущенного нарушения и их влияние на объективность и всесторонность рассмотрения дела оцениваются исходя из обстоятельств дела (см., например, Постановление Верховного суда Республики Коми от N 4а-314/2015, которым признано несущественным нарушением то, что судья не огласил жалобу при рассмотрении дела).
Шаг 2. Рассматриваются доводы жалобы, законность и обоснованность постановления (ПДАП). Выполняются действия, указанные в п.8 и 9 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ.
При реализации данного шага необходимо руководствоваться разъяснениями, данными в п.13 Постановления Пленума ВС РФ N 5, о том, что при рассмотрении дел по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст.1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Игнорирование данного требования, равно как и требований об изучении доводов жалобы, может привести к отмене решения, принятого по делу (см., например, Постановление Верховного суда Республики Саха (Якутия) от N 4а-247/2016, которым отменено решение по делу по мотивам того, что при рассмотрении жалобы не изучены доводы жалобы в полном объеме и им не дана оценка).
Этап 3. Завершение рассмотрения жалобы по существу.
Шаг 1. Принятие решения по жалобе (ст.30.7 КоАП РФ)
По результатам рассмотрения жалобы может быть принято пять видов решений, указанных в ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, а именно:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Внимание! Судья или должностное лицо, рассматривающие жалобу, не вправе принимать решение, не предусмотренное КоАП РФ. В противном случае такое решение будет отменено.
Решение, принимаемое по результатам рассмотрения жалобы, должно содержать сведения, предусмотренные ч.1 ст. КоАП РФ, а именно решение должно содержать:
1) должность, фамилию, имя, отчество судьи, должностного лица, принявшего решение, их адрес;
2) дату и место рассмотрения дела;
3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
5) статью КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающую административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
6) мотивированное решение по делу;
7) срок и порядок обжалования постановления.
Важно! Отсутствие в решении выше указанных сведений может послужить основанием для отмены принятого решения (см., например, Решение Санкт-Петербургского городского суда от N 7-1146/2016 по делу N 12-294/2016).
Шаг 2. Оглашение решения. Направление копий решения участникам (ст.30.8 КоАП РФ).
Решение по жалобе на постановление (ПДАП) оглашается немедленно после его вынесения (ч.1 ст.30.8 КоАП РФ). Игнорирование данного требования может повлечь за собой в т.ч. и привлечение судьи к дисциплинарной ответственности вплоть до лишения статуса судьи (см., например, Апелляционное определение Верховного Суда РФ от N АПЛ15-15Д). Кроме того, принятое решение по делу может быть отменено по мотиву его неоглашения в день принятия.
Помимо оглашения решения, его копия вручается или направляется указанным в ст.30.8 КоАП РФ лицам. Неисполнение указанной обязанности судьей или должностным лицом может быть признано грубым процессуальным нарушением и повлечь за собой восстановление пропущенного срока на обжалование принятого по делу решения (см., например, Решение Верховного Суда РФ от N 78-ААД16-1).
В срок до трех суток после вынесения решения копия решения:
а) вручается или высылается:
- физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу;
- потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе;
- прокурору в случае принесения им протеста на постановление (ПДАП) или последующие решения по жалобе на постановление (ч.3 ст. КоАП РФ).
б) направляется:
- должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении;
- в орган, должностному лицу, вынесшим постановление.
Решение по жалобе на постановление об административном аресте либо административном выдворении доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего в день вынесения решения.
Вопросы и ответы
Источники
Использованные источники информации.
- http://docs.cntd.ru/document/420388427
- https://isk.guru/administrativnoe/apellyaciya-po-administrativnomu-delu/
- https://pravovedus.ru/practical-law/administrative/obzhalovanie-resheniy-po-administrativnyim-delam/
- https://law03.ru/society/article/kak-obzhalovat-reshenie-rajonnogo-suda
- https://rusjurist.ru/proizvodstvo_po_kas_rf/obzhalovanie_resheniya_suda_po_administrativnomu_delu/
- https://moyzakon.com/obzhalovanie-administrativnyh-nakazaniy-shtrafov/
- https://potreb-prava.com/dokumenty/zhaloby/obzhalovanie-resheniya-suda-po-administrativnomu-delu.html