Кто такие беженцы

 

Что значит статус беженца. Международные гуманитарные статусы. Права и обязанности беженцев. Помощь для беженцев. Проблемы приобретения статуса. Почему могут лишить международной защиты. В новостях часто рассказывают про беженцев, но кто это такие? Расскажем про особенности миграции, что заставляет людей бежать из своей страны. Помогают ли мигрантам другие страны и чем именно.

Побег от притеснений

Не все бегут от войны или стихийных бедствий. Поводом для запроса убежища может стать:

  • Религия;
  • Сексуальная ориентация;
  • Национальность;
  • Цвет кожи;
  • Политические убеждения.

Не все правительственные режимы помнят о толерантности и прочих «мелочах». Как правило, чем менее развита страна, тем чаще происходят в ней погромы по этническим и религиозным мотивам. Некоторые государства ввели смертную казнь за гомосексуализм.

Кстати, исповедование другой религии тоже может стать причиной для расправы над человеком, в ряде стран.

Жить там, определённо, не весело, но и покинуть пределы не всегда получается:

  1. Низкий уровень экономического развития не позволяет заработать на билет;
  2. Закрытые границы оставляют за бортом большую часть населения;
  3. Страх перед неизвестностью заставляет оставаться на «насиженном» месте.

Но с каждым годом информация становится всё доступнее, как и перемещения на большие расстояния. Что создаёт некоторые трудности для тех, у кого ищут спасение.

Численность беженцев

2007 год

Согласно исследованию УВКБ ООН в конце 2007 года за пределами своих стран находились 11,4 млн беженцев и 26 млн других лиц, перемещённых внутри своих стран (ВПЛ) вследствие конфликтов и преследований, что выразилось в беспрецедентном числе лишившихся крова лиц, находящихся в ведении Агентства ООН по делам беженцев[6]. Их большая часть сосредоточена в Африке (размещаются, как правило, в лагерях беженцев), значительное число лиц, ищущих убежище (до нескольких сотен тысяч ежегодно) проникают в Западную Европу и США. Правительства развитых стран часто обвиняются в излишне жёстком подходе в предоставлении статуса беженца. Содействие в определении статуса беженца и помощь беженцам оказываются как правительствами соответствующих стран, так и УВКБ ООН, бюджет которого составляет более 1 млрд долларов.

2009 год

Число беженцев в мире достигло 42 млн человек[7].

2016 год

Количество беженцев по состоянию на окончание 2019 года достигло рекордного показателя в 65 млн человек. Данный результат увеличился на 300 тыс. человек по сравнению с 2015 годом, об этом сообщается в ежегодном докладе Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев[8].

Основания для отклонения ходатайства

Далеко не всегда угроза, о которой заявляет проситель убежища, является деятельной. Обычно ходатайство о признании беженцем отклоняется, если лицо:

  • не представило доказательств о наличии действительных преследований или их угрозы;
  • совершило преступление на территории страны подачи запроса;
  • получило отказ в убежище в другой стране ООН, и обстоятельства, имевшие ранее место, не изменились;
  • имеет гражданство третьей страны и не воспользовалось ее защитой;
  • прибыло из третьей страны, где уже имело возможность запросить международную защиту;
  • имеет разрешение на проживание в стране подачи ходатайства или основания для его получения или по другим основаниям.

Кроме того, пп. F ст. 1 Конвенции ООН исключает возможность предоставления гуманитарной защиты лицам:

  • совершившим преступления против мира или военное преступление;
  • совершившим неполитическое уголовно преследуемое деяние за пределами страны подачи запроса и до его подачи;
  • участвовавшим в деятельности, противоречащей целям ООН.

Помощь для беженцев

Помощь беженцам в каждой стране предоставляется в разном объеме, в зависимости от возможностей страны. Обычно «базовый пакет» включает в себя:

  • Натуральную помощь – предоставление продуктов или полноценного питания, бытовых и коммунальных услуг.
  • Медицинскую помощь. Заключается не только в обследовании и лечении, но и в предоставлении лекарственных препаратов.
  • Финансовую помощь. Размер выплат значительно отличается от государства к государству. Например, в РФ это небольшая единовременная помощь в размере 100 рублей. В Германии – ежемесячная помощь на карманные расходы в размере 100-150 евро.
  • Социальную помощь. Например, устройство детей в детские сады и школы, получение пенсии по возрасту, по утрате трудоспособности и так далее.
  • Правовая и иная консультативная помощь; услуги  юриста, психолога, переводчика, трудового консультанта.

Национальным или муниципальным законодательством могут быть предусмотрены и другие виды помощи, например, пособия на жилье и субсидии на оплату коммунальных услуг (при самостоятельном проживании).

Статус беженца: что это

Конституционно-правовой статус беженцев определяется в каждом государстве-члене ООН национальным законодательством. Например, в России он упоминается в Конституции и уточняется в ФЗ № 4528-I от . В любой другой стране он будет подчиняться иным законам. Но любые такие нормативно-правовые акты, независимо от государства, не могут противоречить Конвенции ООН о статусе беженцев от .

Понятие статуса закреплено в ст. 1 Конвенции: беженец – это правовой статус лица, которое вследствии преследований или обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, национальности, гражданства, этнической или социальной приналежности и по иным признакам вынуждено покинуть территорию государства постоянного жительства, и не имеет возможности (или не желает в силу указанных опасений) получить защиту от родного государства.

Наличие описанной угрозы позволяет человеку запросить статус беженца в любой стране ООН по его желанию.

Порядок признания лица беженцем определяется каждой страной самостоятельно. Так же определяются и административные процедуры, место подачи всех необходимых документов, особенности рассмотрения ходатайства и так далее.

Стоит отметить, что политика и условия приема беженцев, предоставленные права, социальная помощь и обязанности сильно разнятся от государства к государству.

А вот этапы запроса убежища, независимо от страны, обычно выглядят так:

  1. Легально въехать в желаемую страну и на границе или уже по месту пребывания – в отделении миграционной службы – подать прошение о предоставлении гуманитарного статуса.
  2. Пройти все необходимые проверки и собеседования, представить доказательства преследований, при необходимости отправиться в распределительный центр.
  3. Дождаться рассмотрения ходатайства. В странах с существенным притоком беженцев вопрос может рассматриваться в течение 1-1,5 года. До того, пока статус просителя международной защиты не определен, он может получить свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем.
  4. В назначенное время явиться на собеседование, доказать угрозу преследований, получить решение. Если лицу предоставляется убежище, с ним приобретается не только защита от преследований, но и социальная защита, право на помощь и другие права – о них позже.
Фото 1

Проблемы приобретения статуса

Европейские страны ежегодно принимают миллионные миграционные потоки беженцев, что создает не только огромную финансовую нагрузку, но и определенное социальное напряжение. Львиная доля просителей убежища являются не жертвами преследований, а классическими экономическими мигрантами. Из-за этого и рассматриваются беженцы как социальная проблема в современном мире: создался определенный стереотип, согласно которому далеко не все из них нуждаются в защите, а многие даже являются фактором социальной нестабильности.

Те, кто действительно ищет защиты, наоборот, имеют правовые проблемы реализации статуса беженцев:

  • Во-первых, политика многих стран строится на непризнании существующей проблемы, из-за чего признается гуманитарный статус крайне неохотно. Яркий пример – Польша и Венгрия, которые часто отказывают иностранцам даже при наличии явных доказательств преследований.
  • Во-вторых, проблемы возникают при необходимости доказать преследования. Государственные органы самостоятельно оценивают доказательства, и если это не очевидные массовые преследования, то шансы получить защиту крайне малы.
  • В-третьих, далеко не всегда возможность обжалования отказа в ходатайстве и доступность такого обжалования очевидны для просителей убежища. Выдав отказ, страны выдворяют беженцев в страны, из которых они прибыли, в том числе приграничные страны.
  • В-четвертых, существуют проблемы натурализации и социализации. Даже получив гуманитарный статус, стать полноценным членом общества в новой стране крайне трудно: предстоят языковые проблемы, трудности с работой и обеспечением членов семьи, низкая социальная защищенность.

Отчасти решаются перечисленные проблемы только в благополучных странах, таких как Германия, Франция, Италия, Австрия и прочих, где уровень поддержки беженцев достаточно высок.

Поиск убежища в Европе

Именно такой точки зрения придерживаются европейские политики:

  • Последние полвека они активно принимают беженцев из любой точки света;
  • При ООН создана специальная комиссия, разбирающаяся с проблемами этой социальной группы;
  • Получить убежище и полное обеспечение может любой желающий, доказавший реальную угрозу собственной жизни в родных краях;
  • Европейцы готовы терпеть повышенный риск террористической угрозы ради безопасности иностранных граждан.

Довольно мягкое законодательство по части беженцев было ужесточено во многих странах с 2015 года. Именно на это время приходится самый большой поток вынужденных переселенцев:

  1. Из Сирии и Ирака;
  2. Из Ливии;
  3. Из Афганистана;
  4. Из стран Южной Азии;
  5. Из перенаселённых государств Северной Африки.

Подобные перемещения возлагают на плечи принимающей стороны дополнительные расходы, а в самой стране начинает расти социальная напряжённость:

  • Не все согласны с политикой государства относительно беженцев;
  • Рабочих мест и на «местных» не хватает, а теперь ещё «понаехавших» кормить надо;
  • Не все приехавшие в целях получения убежища – законопослушные граждане;
  • Перемещение больших групп населения может сопровождаться вспышками инфекционных заболеваний.
Фото 2

Почему могут лишить международной защиты

Конвенция и внутреннее национальное законодательство также определяют, в каких случаях лицо утрачивает статус беженца. Автоматическая утрата происходит, если:

  • беженец вновь воспользовался защитой страны своей гражданской принадлежности либо вновь добровольно переехал для проживания на ее территорию;
  • обстоятельства, по которым лицо получило защиту, перестали действовать, и угроз больше не существует;
  • мигрант приобрел новое гражданство и может воспользоваться защитой этой страны;
  • лишившись гражданства страны исхода, лицо вновь приобрело его добровольно;
  • лицо получило разрешение на проживание или гражданство страны убежища.

В то же время лицо принудительно лишается статуса беженца, если оно:

  • совершило преступление и осуждено за это в стране убежища;
  • получило защиту на основании ложных сведений или поддельных документов;
  • привлекалось к ответственности за отдельные виды правонарушений, определенные национальными законами.

Историческая справка

Перед тем, как продолжать описывать дела текущие, лучше получить небольшую историческую справку:

  1. Впервые понятие «беженец» было использовано после Первой Мировой – относительно русских и армян;
  2. В 1951 году при ООН была создана специальная комиссия, занимающаяся подобными проблемами;
  3. Большинство стран являются участниками конвенции, которая возлагает на них дополнительные обязательства по этой части – предоставление убежища, льгот, упрощение получения гражданства;
  4. До 2015 года массовые исходы беженцев наблюдались лишь во время и сразу после Второй Мировой Войны.

На законодательном уровне к вынужденным переселяться людям сложилось вполне приемлемое отношение – им гарантированы все свободы и права обыкновенного иностранного гражданина. И даже некоторые «бонусы» сверх того.

Кстати, беженцем считается человек, который был вынужден оставить свою страну по причине преследования, начала боевых действий или другой чрезвычайной ситуации.

Беженцы в России

В 2014 году россияне вспомнили, кто такие беженцы в связи с событиями в Украине:

  • Более полутора миллиона человек бежали в Россию;
  • ФМС в первые месяцы не смогла справиться с нахлынувшим потоком;
  • Лето 2014 ознаменовалось палаточными лагерями для беженцев в Ростовской области;
  • Большая часть прибывших людей бежали от войны и спасали собственные жизни;
  • России пришлось взять на себя все расходы по размещению и обеспечению граждан иностранного государства.

В общий поток, кстати, «затесались» и представители других регионов, в которых ни о каких боевых действиях и речи не шло. Кто-то посчитал это неплохой возможностью получить российское гражданство по упрощённой форме или даже просто устроить себе летний отдых за чужой счёт.

Если сравнивать с европейской ситуацией, в России дела обстояли лучше:

  1. Все беженцы владели русским языком на высоком уровне;
  2. Люди были готовы ехать в отдалённые регионы, которые с радостью принимали новых рабочих;
  3. Приехавшие в Ростовскую область были близки в культурном плане;
  4. Часть бежавших от войны смогла вернуться домой, когда интенсивность боевых действий пошла на спад.

Но для всех будет лучше, если подобный опыт не будет повторяться в дальнейшем. Незачем людям испытывать такой стресс, а государству возлагать на себя дополнительные обязательства.

Права и обязанности

Конкретные правомочия просителей убежища регулируются также национальным законодательством конкретной страны. В целом базовые права и обязанности беженцев закреплены Конвенцией ООН. Согласно ей, лицу, получившему статус беженца, гарантируется:

  • право на постоянное проживание (на время действия гуманитарного статуса) и прописку в стране предоставления убежища;
  • право на жилье, обычно реализуемое за счет размещения в центрах временного содержания беженцев;
  • право на обязательное среднее образование;
  • право на трудоустройство без дополнительного разрешения;
  • право на правительственную помощь (обычно выражается в программах социализации и натурализации беженцев);
  • право на социальное обеспечение: медицинскую помощь, денежные выплаты, натуральную помощь в виде питания или продуктов;
  • право на свободное передвижение и выбор места проживания в пределах страны (если это страна ЕС – в пределах ЕС) и так далее.

Что касается обязательств, то лицо, признанное беженцем, обязано:

  • чтить конституционный строй и соблюдать требования законодательства страны, предоставившей убежище;
  • не совершать уголовных преступлений на территории страны;
  • пройти обязательное медицинское обследование;
  • сообщать миграционным органам все достоверные сведения, необходимые им;
  • соблюдать установленный режим проживания по месту содержания.

Если лицо не имеет паспорта или иного действительного документа, страна убежища должна предоставить ему таковые. Их роль в том числе может выполнять свидетельство о статусе беженца.

Фото 3

Международные гуманитарные статусы

Статус беженца – один из возможных гуманитарных статусов. В соответствии с национальным законодательством той или иной страны могут быть и другие, например, статус временного убежища, вынужденного переселенца. Разберемся, в чем разница между статусом беженца и временным убежищем, а также другими статусами.

Так, временное (гуманитарное) убежище (может также называться “дополнительная защита”), это вспомогательный статус, который может быть приобретен лицом, если оно:

  • имеет основания для получения статуса беженца, но ограничивается ходатайством о временном убежище;
  • не имеет оснований для получения статуса беженца, но в силу гуманитарных причин не может быть отправлено на родину.

Временное убежище как статус несколько ограничено в правах по сравнению со статусом беженца, однако все зависит от конкретной страны.

Существует также статус “политическое убежище”. Это особый вид международной защиты, предоставляемый за преследование на родине по политическим мотивам, например, за высказывание гражданской позиции и общественных убеждений, за ведение политической деятельности, которые не противоречат общепринятым принципам демократии.

Право на политическое убежище обычно регулируется отдельным нормативным актом, так как категория его просителей является особой и отличается от общепринятого облика беженцев. Такой вид защиты часто используется для ухода от правосудия.

Помимо этих форм защиты, лицу может быть предоставлен статус вынужденного переселенца. Особенности административно-правового статуса вынужденных переселенцев и беженцев определяются также внутренним законодательством, поскольку такие переселенцы – лица, преследуемые и перемещающиеся внутри конкретной страны. Этот статус не является международным и может быть запрошен при необходимости только в стране своей гражданской принадлежности. Из-за этого предоставление такого статуса скорее редкость: запрашивать его в стране, где лицо по месту жительства не может получить от государства защиту, не имеет смысла.

Решение о признании лица беженцем принимает, как правило, руководство миграционного ведомства. В России это ГУВМ МВД, в Германии – Федеральное ведомство по делам беженцев и миграции (Bundesamt für Migration und Flüchtlinge, BAMF). Но они лишь рассматривают ходатайство, а какой конкретно запросить статус, лицо решает самостоятельно.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://znay.co/108-kto-takie-bezhency.html
  • https://wiki.sc/wikipedia/%d0%91%d0%b5%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d1%86%d1%8b
  • https://zagranportal.ru/spravochnaya/emigraciya/bezhency.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий