Статус тосэр что это

 

В данном материале представлен список территорий опережающего развития по состоянию на 2019 год с трактовкой определения и федерального закона. 29 декабря 2014 года Государственная Дума приняла Федеральный закон Российской Федерации №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического

Что такое ТОР?

ТОР – это часть выделенной территории одного из субъектов страны, которая включает в себя административно-территориальное образование закрытого типа. На этой территории Правительством РФ устанавливается специально назначенный правовой режим с целью осуществления предпринимательской и иных видов деятельности. Он призван сформировать условия, благоприятные для привлечения инвесторов и обеспечить развитие социально-экономической сферы ускоренными темпами, что позволит создать комфортные условия для обеспечения жизнедеятельности проживающего на этой территории населения. Называется подобная зона ТОР или ТОСЭР (территория опережающего социально-экономического развития). Исторический экскурс

О необходимости выделения зоны с темпами развития социальной структуры и экономики, опережающими другие регионы, заявил глава государства в ежегодном обращении к Федеральному собранию в декабре 2013 года. Начать предложил с Дальнего Востока и Сибири. Причем особым условием должно было стать создание производств на не сырьевой основе, ориентированных по большей части на экспорт.

Спустя почти год Правительство внесло на рассмотрение в Госдуму пакет из трех законов: проект закона о Территории с опережающим развитием, поправки в Гражданский, Налоговый, Земельный и другие кодексы РФ.

К 30 марта 2015 года все нормативные акты были подписаны и вступили в силу. Базовыми пунктами стали:

  • несовпадение границ ТОР с особыми экономическими или территориальными зонами субъектов РФ;
  • каждая отдельно взятая территория опережающего развития имеет специально установленный перечень видов разрешенной экономической деятельности, для которых разработан индивидуальный правовой режим;
  • регламентированная сумма минимальных капитальных вложений, определенная законодательно для будущих резидентов;
  • свободный таможенный режим;
  • разрешение в пределах ТОР создавать индустриальные парки.

Также законодательно предписано на каждой территории опережающего развития учредить управляющую компанию, которая будет отвечать за создание необходимой инфраструктуры и предоставление услуг резидентам. Определяет ее Правительство РФ, а 100% пакет акций должен находиться в собственности государства.

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) может формироваться и в моногородах. Для этого создана комиссия на базе Министерства экономразвития РФ.

Налоговые привилегии

Они гарантируются только резидентам ТОР. Предметы и условия заключённых соглашений с резидентами ТОР регулируются 14 статьей 473-ФЗ «О территориях опережающего развития». Так, например, в течение оговоренного срока резидент обязан осуществлять инвестиции (в том числе и капитальные), и проводить деятельность, предписанную соглашением в сроки и объемах, указанных при подписании соглашения о деятельности резидента.

Налог на добычу полезных ископаемых

Территория опережающего развития дает право использовать социальный коэффициент при расчете НДПИ в определенной зоне добычи полезных ископаемых. До момента начала применения сниженной налоговой ставки на прибыль этот коэффициент практически всегда равен нулю. Его действие может достигать десяти лет.

Территории опережающего развития: список 2019 года

ФЗ-№473, регламентирующий рассматриваемые территориальные районы государства, многие эксперты встретили неоднозначно. Критики трактовали это законодательное новшество, как опасность, которое позволяет легально оккупировать территории России, создает возможность развития в этих районах неподконтрольной коммерческой деятельности, а также является экономически невыгодным решением для бюджета страны. Несмотря на это количество ТОРов неуклонно растёт. На данный момент в их перечень входят 85 субъектов.

Перечень рассматриваемых территориальных единиц планируется расширять. Городами, которые в перспективе могут стать ТОРами, считаются Нефтекамск, Благовещенск и Чапаевск. Кабинет министров склоняется к тому, что именно эти субъекты в первую очередь нуждаются в притоке инвестиций.

Определения, связанные с ТОР

Закон о территориях опережающего развития дает разъяснения некоторым из них. Например, инфраструктура ТОР – это совокупность земельных наделов с имеющимися на них капитальными строениями и/или сооружениями, включая объекты энергетической, транспортной, инженерной, коммунальной, инновационной, социальной и других инфраструктур, находящихся в пределах особой зоны или за ее пределами, но необходимыми для ее стабильного функционирования.

Резидентом, зарегистрированным на территории с опережающим развитием, может быть ИП или коммерческая организация, с зарегистрированным статусом юридического лица. Исключение составляют муниципальные унитарные или федеральные организации, которые проводят свою деятельность на основе соглашения и включены в федеральный реестр резидентов подобных территорий.

Фото 1

Налог на добавленную стоимость

Для резидентов ТОР предусмотрен упрощенный (заявительный) НДС. Эта норма указана в НК РФ статье 176.1. В ней говорится, что налогоплательщики зоны опережающей развитие социально-экономической сферы получают право на возмещение суммы уплаченного налога, если совместно с декларацией они предоставят поручительство управляющей хозяйственной деятельностью резидента компании. Резиденты территорий опережающего развития, заполняя декларацию, обязательно должны указать право на возмещение НДС.

Этапы создания различных зон и территорий развития в стране

Рассмотрим попытки и этапы создания в России различных зон и территорий развития после развала СССР.

Первый этап. В 1991 году был принят закон, регулирующий приток иностранных инвестиций в отечественную экономику. Его положения устанавливали для некоторых зарубежных предпринимателей определенные льготы. С 1996 года в стране стали создаваться ОЭЗ. Так, первая особая зона была сформирована в Калининградской области, вторая – в Магаданской. Для последней была разработана программа до 31 декабря 2014 года. Однако успехов её реализации нет. Также был принят законопроект по особой зоне в пределах Байкало-Амурской ж/д магистрали. Судьба программы также неизвестна.

Второй этап. Начальное развитие. Из созданных 17 особых зон успешными стали всего 6. Самыми проблемными оказались туристические районы. Как отмечал гендиректор ОАО «ОЭЗ» Третьяков, это было связано с неверно выбранной методикой. По факту с инвестором ничего не обсуждалось, ему не предоставлялось право выбрать место для реализации программы. Кроме того, недостаточно активно развиваются и портовые зоны. Эксперты предполагают, что это может быть связано с нежеланием самих регионов заниматься их продвижением, а может, с непрофессионализмом властей всех уровней и нежеланием заниматься комплексным системным развитием страны, как это было в СССР.

Третий этап. Новый виток. Во время президентства Медведева был принят закон, положения которого регулировали образование и функционирование зон территориального развития — ЗТР, которые представляет собой часть субъекта, где формируются благоприятные условия для деятельности инвесторов. Целью таких зон выступало ускорение социально-экономического становления региона. В настоящее время в 20 регионах созданы ЗТР, каков от них эффект, до населения страны не доводится.

Четвёртый этап. На выступлении перед Федеральным Собранием в декабре 2013 года, а затем и в декабре 2014 года президент Путин предложил создать территории опережающего развития.[ 3 ]

Список уже существующих районов в 2014 году он дополнил ещё рядом местностей. При этом президент выделил приоритетные направления. В частности, особого внимания, по его словам, заслуживала удалённая от центра территория опережающего развития — Дальний Восток. В числе областей, требующих инвестирования, президент также назвал Сибирь, в частности, Хакасию и Красноярский край (наверно, неслучайно в начале ноября 2019 года Бурятия и Забайкальский край перешли из Сибирского федерального округа в состав Дальневосточного округа).

Главой государства были также предложены условия, за счёт которых территория опережающего развития будет привлекательна для инвесторов. В результате и был принят в декабре 2014 года соответствующий федеральный закон — ФЗ-473.

Теоретически, как отмечают эксперты, при воплощении всех либо хотя бы большей части предполагаемых мер Дальневосточный регион (ДВФО) должен превратиться в принципиально отличную от остальных территорию с особым административным и налоговым статусом. Некоторые специалисты даже говорят о том, что ДВФО может стать аналогом Гонконга. Однако будет ли это реализовано на практике, пока не ясно. На настоящий момент не отмечается даже предпосылок к чему-либо, напоминающему концепцию «одно государство — две системы». Скептики полагают, что территория опережающего развития может так и остаться в планах, подобно нацпроектам, удвоению ВВП и прочим нереализованным программам.

Несмотря на предыдущие неудачи, президент и Правительство РФ опять наступают на те же грабли.

По мнению экспертов, идея ТОРов, несмотря на кажущуюся похожесть, по всем параметрам проигрывает существовавшей в Советском Союзе программе территориально-производственных комплексов. Тогда речь шла, действительно, о комплексном освоении территорий, был определённый план развития, привязанный и к сырьевой базе, и к трудовым ресурсам, предполагавший проектирование в течение очень долгого периода на уровне организаций, специально занимающихся региональным планированием. Нынешние же программы территориального развития отданы на откуп регионам и иностранному бизнесу. Учитывая слабость региональных бюджетов и управленцев, на практике это означает, что региональным планированием в нашей стране не занимается уже никто. В таких условиях идея ТОРов на начальном этапе носит виртуальный характер и весьма ограниченные перспективы, уверены эксперты. Так, при создании ТОРов на Дальнем Востоке основное внимание было уделено экономическим аспектам, а вопросы социального развития оказались на обочине, то есть забыли о главном — о людях.

В последствии территориями опережающего развития были также объявлены ряд областей и моногородов по всей России. Почти все они сталкиваются со множеством трудностей. Помимо общероссийской некомпетентности отсутствуют или отказываются от работы инвесторы, затягивается или не вовсе не решаются проблемы с выделением земли, заволокичеваются другие процессы. Так что большинство из них находится на данный момент в зачаточном состоянии.

Фото 2

Почему власть не слышит народ?

Практики сдачи в аренду земель, в частности для ведения сельскохозяйственной деятельности, в России имеют место, однако принятие и реализация нового закона коренным образом изменит социально-экономическую ситуацию в стране. Согласно Закону и ряду сопутствующих ему нормативных актов на выделенных территориях вводятся таможенные и иные налоговые послабления инвесторам, устанавливаются особые нормы рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, планируется передача на правах собственности или в аренду государственной и муниципальной собственности инвесторам, в том числе иностранным, допускается принудительное отчуждение земельных участков, привлечение иностранных специалистов к осуществлению медицинской и образовательной деятельности и др.

Учитывая серьёзность последствий данного нововведения, АНО «Независимый исследовательский Центр» сразу же после принятия данного закона провела опрос населения Забайкальского края с целью изучения отношения к Закону о ТОРах (территориях опережающего социально-экономического развития). Общее количество опрошенных — 400 респондентов, опрос поимённый. Выборка квотная, пропорциональная по полу, возрасту, городскому / сельскому населению. Статистическая погрешность не превышает 5%. Опрос проводился в декабре 2015 года.

Опрос жителей именно данного региона не случаен. В общественном дискурсе широко обсуждается вопрос о передачи территорий Забайкальского края в аренду Китаю на 49 лет. На уровне официальных структур проводятся заседания и обсуждения, в частности, «Забайкальский форум приграничного сотрудничества-2015» (18 ноября 2015 года) проходил с участием высокопоставленных чиновников, функционеров, бизнесменов и учёных из России, Китая, Монголии и Японии. Со стороны общественности — организовано движение «Защитим российскую землю», выступившее против передачи земель в аренду.

Результаты научного опроса жителей Забайкальского края показали, что более половины респондентов (57,5%) знают о принятии закона о ТОРах, согласно которому целые города вместе с государственным имуществом передаются в управление частным (управляющим) компаниям для извлечения максимальной прибыли на срок 70 лет с правом продления. При этом подавляющее большинство опрошенных (93%) уверены, что власть не имела права без согласия с населением страны решать вопрос о передачи земель и государственного имущества в собственность бизнесу.

Подавляющее большинство опрошенных (90,5%) ответили, что они не хотят жить на территории, управляемой не государственными органами и местным самоуправлением, а управляемыми компаниями (бизнесом), иностранным в том числе. Также подавляющее большинство респондентов (93,7%) разделяют мнение, что вопросы передачи территорий в собственность, в длительную аренду бизнесу и иностранцам должны решаться с учётом мнения коренного населения.

78,3% опрошенных жителей Забайкальского края считают, что следует отменить Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития» как антинародный, антиконституционный, угрожающий территориальной целостности РФ.

Подавляющее большинство опрошенных не согласны с ключевыми пунктами данного закона — возможность получения разрешений на работу иностранцам без учёта квот, изъятие у местного населения, бизнеса земли, недвижимости и иного имущества, и выступает за отмену закона. Среди последствий реализации нововведения опрошенные видят больше негативных последствий — вероятность заселения иностранцами и сокращение численности коренного населения. Результаты опроса, действия общественных активистов свидетельствуют, что часто органы власти не прислушиваются к мнению россиян по важным вопросам функционирования государства.

В ноябре 2019 года согласно Указу президента Забайкалье передано в состав ДФО, где уже есть ТОРы. Облик Дальневосточного региона теперь напоминает контуры Дальневосточной республики — «красного буфера» между Советской Россией и Японией. Кстати, обе столицы Дальневосточной республики — Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) и Чита — находились как раз в Бурятии и Забайкалье, до последних дней формально неотносившихся к Дальнему Востоку. Если смотреть с Запада, со стороны Москвы, то всё, что находится за Байкалом, — теперь Дальний Восток. Что же дадут ТОРы стране? Логично возникает вопрос:а что же дальше? Или опять страна будет пожинать плоды принятия непрофессиональных управленческих решений нашей властью?

Текущая практика реализации ТОРов напоминают сказочное Поле Чудес из сказки А.Н.Толстого про Буратино.

Фото 3

Налог на прибыль

Коммерческие фирмы, зарегистрированные в качестве резидентов подобных территорий, имеют право на нулевую ставку в течение пяти лет, подлежащему уплате в федеральный бюджет налога.

Ставка налога в региональные бюджеты значительно снижена. Статья 284.4 НК РФ регламентирует эту ставку 5%. Начинается отсчет с первого прибыльного периода. Действие этой ставки налога на прибыль возможно в течение пяти периодов налогообложения. Следующие пять – она не может быть больше 10%.

Специфика административного аппарата

Согласно нормативным актам о территориях опережающего развития в Российской Федерации, управленческий аппарат в этих зонах наделен специфическими полномочиями, приравненными к органам государственной власти. В периметрах территорий формируются специальные подразделения исполнительных и прочих органов (МВД, МЧС, ФНС и др.). Специальный порядок, установленный на ТОР, значительно повышает уровень администрирования.

Сказка ложь, да в ней намёк. «Золотой Ключик или Приключения Буратино» Алексея Толстого на современный лад.

Многие помнят известную сказку про Буратино А.Н.Толстого ( — ).

Поле Чудес в сказке А.Н.Толстого, иллюстрация А.Лебедева

В сказке (1936 год) есть эпизод, в котором Лиса Алиса и Кот Базилио уговаривают мальчика с деревянной головой — Буратино — закопать принадлежащие ему пять золотых монет на заброшенном пустыре, на Поле Чудес в Стране Дураков.

Дескать, на этом Поле Чудес из них вырастет денежное дерево, увешанное полновесными золотыми монетами, и достанется всё это богатство, конечно же, самому Буратино Карловичу. А Кот с Лисой будут искренне и так по-человечески счастливы от того, что смогли из альтруистических побуждений оказать услугу наивной деревяшке. Подвох здесь с первого взгляда умудряются обнаружить не только уважаемые товарищи взрослые, но и их дети.

Город в Стране Дураков представлен как антипод городу, в котором появился на свет Буратино, и написан Толстым с использованием вполне советских обертонов, как контрастная карикатура на капиталистическое общество. Здесь зевают от голода тощие собаки в отрепьях, козы с драной шерстью на боках жуют пыльную траву, шатаются от истощения куры с выдранными хвостами — и стоят навытяжку свирепые бульдоги-полицейские, охраняющие покой гуляющих сытых котов в золотых очках под руку с кошками в чепчиках.

Карикатура А.Петрова

И вот эта замечательная сцена с 5 золотыми монетами на Поле Чудес — отличная сатира на банковскую систему. Буратино не дождался баснословных процентов со своего депозита. Незадачливого вкладчика Буратино хватают полицейские, «которые никогда не спали, никому не верили, и даже самих себя подозревали в преступных намерениях», и, обвинив его в трёх ужасных преступлениях «беспризорный, беспаспортный и безработный», без суда топят в пруду за городом.

Бессмертная сказка Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» — великолепная иллюстрация к жизни современного общества, где каждый герой, где каждая ситуация — прекрасный прототип социально-экономических сфер реальной жизни.

Если переводить сказку Толстого на современный лад, то на данный момент ТОРы — это очередные Поля Чудес, в которые закапываются бюджетные средства, и от которых население данных территорий практически не получает какой-либо отдачи в части повышения уровня и качества жизни. Но чем в действительности они должны быть чтобы приносить пользу нашему государству?

Особенности правового режима

Статус территорий опережающего развития заключается в:

  • специфике налогообложения;
  • льготных ставках по арендной плате;
  • предоставлении особых услуг от государства;
  • таможенных процедурах, применяющихся как в свободной таможенной зоне;
  • исключительном праве привлекать к деятельности квалифицированный персонал из других стран;
  • специальном порядке проведения муниципального надзора и госконтроля;
  • особом порядке пользования землей;
  • использовании технических и/или санитарных регламентов по примеру стран, в которых успешно действуют подобные зоны;
  • приоритете при подключении к объектам инфраструктуры ТОР.
Фото 4

Правовая база

Понятие этого типа особой зоны введено Федеральным законом № 473 от . В нем определен правовой статус для территорий с опережающим развитием, налоговые льготы и преференции. Они распространяются только на резидентов ТОР. К ним относятся предприниматели и/или коммерческие юридические лица, которые прошли государственную регистрацию и составили соглашения, в соответствии с нормами законов об осуществлении строго регламентированной деятельности на созданной территории опережающего развития.

ТОР в России создается на срок до 70 лет. Правительство РФ может продлить срок ее действия, если будет предоставлено согласие уполномоченного федерального органа. Также закон о территории опережающего развития предполагает порядок управления данной территорией, условия и последовательность действий по прекращению существования ТОР. А также прекращение и приобретение статуса резидента этой особой зоны.

Создание территорий опережающего развития потребовало внести изменения в Гражданский, Лесной, Градостроительный, Земельный и Трудовой кодексы Российской Федерации. Необходимостью также было внесение поправок в федеральные законы об исполнительных и законодательных органах власти касательно субъектов РФ. Изменились некоторые статьи законов о приватизации, местном самоуправлении, обязательном страховании иностранцев, прибывших на работу, о таможенных отчислениях, об экологической экспертизе, о лицензировании и пр.

Что же такое ТОР по формальному статусу?

Примеры ТОР в России

Это часть территории субъекта РФ, на которой устанавливается особый правовой режим ведения предпринимательской и других видов деятельности. В частности, предусмотрены льготные налоговые условия, упрощённые административные процедуры и др.

Заметки на полях

«Территория опережающего социально-экономического развития — часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности y населения»

(Федеральный закон от г. № 473-ФЗ) [ 8 ]

Льготы для резидентов ТОР

А также:

  • Использование режима свободной таможенной территории
  • Льготный режим подключения к различным объектам инфраструктуры
  • Возможность привлечения в льготном и ускоренном порядке иностранного квалифицированного персонала
  • Использование санитарных и технических регламентов по примеру наиболее развитых государств ОЭСР
  • Особый порядок пользования землей
  • Льготные ставки по арендной плате
  • Особый порядок проведения государственного контроля и муниципального надзора
  • Предоставление особых государственных услуг

Стоит отметить, что , сразу вслед за ФЗ-473 [ 6 ], был принят ФЗ-519 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».[ 5 ]

Показателен перечень «отдельных законодательных актов», в которые внесены изменения ради обеспечения деятельности ТОРов.

Для создания ТОР были изменены Гражданский, Градостроительный, Трудовой, Земельный, Лесной кодексы Российской Федерации; а также федеральные законы о законодательных и исполнительных органах власти субъектов РФ, о местном самоуправлении, о приватизации, об обязательном страховании, об иностранцах, о лицензировании, об экологической экспертизе, о таможенных отчислениях и другие законодательные акты Российской Федерации.

При этом созданная схема ограничивает региональную исполнительную власть и органы местного самоуправлении в правах надзора за ТОРами, передавая часть функций управляющим компаниям. Которые могут контролироваться в интересах инвесторов, в том числе зарубежных. Если наши территории не управляются в интересах их жителей и так, будет ли заботиться о них инвестор, тем более иностранный? Таким образом сокращается расстояние между бизнесом и населением, позволяя помимо большей свободы действительно заниматься развитием, возможность более эффективного выжимания ресурсов из населения.

***

Территория опережающего развития создается на 70 лет (вся биография СССР укладывается), срок её существования может быть продлён, что не предусмотрено в отношении особых экономических зон (они создаются на 49 лет) и зон территориального развития (далее — ЗТР, срок действия — 12 лет). Заявку на создание ТОР может подать руководство любого субъекта РФ, тогда как перечень регионов, на которых могут быть образованы ЗТР, составляет правительство РФ.

Даже если бы концепция и закон о ТОРах идеально соответствовали задачам развития страны, в условиях господства капитала, он всё будет адаптировать под свои задачи.

ТОРы как правило сейчас создаются под конкретных крупных инвесторов (зачастую иностранных), заключивших с уполномоченным федеральным органом предварительные соглашения, определяющие вид планируемой экономической деятельности, объём инвестиций и количество создаваемых рабочих мест.

В ряде ТОРов разрешено вести разработку месторождений полезных ископаемых и производить подакцизные товары. Для каждой территории правительством устанавливается перечень видов экономической деятельности, при которой действует особый правовой режим ведения бизнеса, минимальный объём капитальных вложений резидентов, положение о применении (или неприменении) процедуры свободной таможенной зоны.

Вот какие оценки даёт закону экономист Юрий Болдырев:

«Преступление совершено. Если 20 лет назад, когда протаскивали соглашение о разделе продукции, сначала Совет Федерации, а потом Дума, депутаты которой воспротивились, несмотря на все давление, сейчас таких сил не оказалось. Утверждения, что наша власть не имеет стратегии, — сказки, стратегия однозначная с абсолютной преемственностью тем самым «лихим 90-м». Главная задача — всё сдать долгосрочно кому-нибудь. И обставить это долгосрочными соглашениями на 30–50–70 лет. Чтобы международное, а уже не только российское право стояло на защите олигархата. А дальше — сплошная подмена понятий. Например, «опережающее социально-экономическое развитие». Какое отношение этот закон вообще имеет к социально-экономическому развитию? Социально-экономическое развитие в современном мире — это Новосибирский Академгородок, это Арзамас, это куст научно-академических институтов. В этом же законе идёт речь о введении, по существу, тех или иных форм диктатуры для того, чтобы вытаскивать из земли те или иные ресурсы или осуществлять промышленные процессы, которые слишком дороги и экологически невыгодны в другом месте и на других условиях. Никаких других оснований что-то делать на этой территории в принципе нет. Морально — это преступление перед народом, реализация программы паразитирования на чём угодно. То есть ничего не созидать, но всё сдать в аренду. Это и реализация программы плановой замены населения». [ 2 ]

Стоит отметить, что аналогичные попытки нашей власти по созданию различных зон, территорий развития были неоднократны, но, как видно, роста экономики и развития в стране не отмечается.

Фото 5

«Чёрные дыры» ТОРов

В 2019 году глава контрольного управления президента Константин Чуйченко представил Владимиру Путину доклад, в котором говорилось, что с 2006 года на 33 ОЭЗ в стране потрачено 186 млрд. рублей (122 млрд. из них — бюджетные средства), а налоговые и таможенные платежи из самих зон за это время составили 40 млрд. рублей. Создание одного рабочего места в ОЭЗ обошлось бюджету в 10 млн. рублей — то есть в среднюю зарплату в РФ за 25 лет. По его словам, «несогласованность управленческих решений» приводит к «неэффективному использованию бюджетных средств» — вплоть до того, что работу десяти ОЭЗ можно прекратить досрочно.

Конечно, это вызвало резкую реакцию президента — в условиях тогдашнего огромного дефицита бюджета такая расточительность была абсурдна. Поэтому Владимир Путин поручил правительству разработать единую стратегию работа ОЭЗ и ТОРов, а также обеспечить оптимизацию бюджетных инвестиций и механизмов их передачи под управление субъектам РФ. Кроме того, в поручении шла речь о приостановке создания подобных экономических образований — по крайней мере, до разработки новых единых подходов к их созданию. Работа неэффективных зон прекращалась.

Кроме того, было не ясно, что значит поручение о передачи подобных экономических образований «под управление субъектам РФ». Не является ли это на практике освобождение федеральных структур по финансированию ТОРов? В этом случае весь смысл создания таких структур теряется, ибо ни один региональный бюджет недееспособен, и все надежды регионов связывались с большими бюджетными инвестициями и помощью федерального центра в поисках частных инвестиций.

При этом набирает силу протестное движение, участники которого видят в новом законе нарушение конституционных норм страны. По их мнению, на территории России создаются анклавы, наделённые правами субъектов РФ, которые не только выводятся из-под действия законов Российской Федерации, но могут быть переданы под управление иностранных субъектов. Под видом ТОРов фактически формируются новые субъекты РФ, что противоречит федеральному Конституционному закону от № 6-ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования нового субъекта Федерации»(ст. 5, п. 1; ст 11 п.1, ст 12, п. 2)

Кроме того, они считают, что нарушаются границы субъектов Федерации, которые могут быть изменены только с взаимного согласия субъектов через волеизъявление граждан этих субъектов. Усмотрели в нём возможность произвольного захвата территорий ныне существующих субъектов Федерации решениями руководства ТОРов и распространение на них особого порядка управления, не предусмотренного Конституцией РФ. В законе, как они указывают, произвольно вводятся гражданские права для неграждан-гастарбайтеров, что нарушает Конституцию, а также отмечаются и др. нарушения.

Есть и некоторые детали данного законопроекта, которые, касаются социальных вопросов. На некоторые «подводные камни» уже сегодня обращают внимание профсоюзы РФ. В частности, тогдашний секретарь Федерации Независимых Профсоюзов РФ, руководитель Департамента социально-трудовых отношений и социального партнёрства ФНПР Олег Соколов говорил:

«Закон о ТОРах фактически отменяет действие всех государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях».

И как тут не вспомнить слова известного русофоба З.Бжезинского:

В результате из 400 предложенных на Дальнем Востоке площадок для реализации проектов пока отобрано 14 в 6 регионах: 2 якутских проекта, 3 хабаровских, 5 приморских, 2 в Амурской области и 1 в Еврейской АО.

Критерий отбора территорий под ТОРы состоит в том, что исходят они не от потребностей региона, а от возможности и интересов «инвесторов». На что уже дают деньги глобальные банки?

В Хабаровском крае: ТОРам передадут авиационный завод (им. Гагарина), входящий в концерн «Сухой» (Комсомольск-на-Амуре). Несложно понять, что речь идёт о передаче военных авиа-технологий Китаю.

В Приморье:

— научно-технологическая зона на острове Русском (непонятно зачем):

— нефтехимический комплекс в городском округе Находки (где будут вырабатываться минеральные удобрения, аммиак, карбамид и метанол). Т.е. будут уродовать экологию России, чтобы продать за валюту продукцию низкой переделки, а валюту сложить в фонды в США — как это происходит сегодня.

В Якутии: под ТОРы передадут «Бриллиантовую долину».

В Приамурье: газоперерабатывающий комплекс.

В Еврейском АО: под ТОР передадут китайцам землю под с/х угодья и торговую зону. Предыдущий опыт показал, что китайские фермеры, варварски эксплуатировавшие арендованные поля, оставляют за собой выжженную землю (здесь же планируется ещё один крупнейший в стране «Центр еврейской толерантности» на 18 тысяч кв. метров — за счёт бюджета России).

По сути сейчас идёт только сокращение территорий развития, впустую расходуется бюджет, и если приносится прибыль, то частным лицам и иностранцам. В том числе, таким образом фиксируется колониальный статус территории России, в которой на Дальнем Востоке создаётся квазигосударственная структура, подобная «Ост-Индской компании».

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • http://xn----dtbhaacat8bfloi8h.xn--p1ai/tor-history
  • http://fincan.ru/articles/86_territorii-operezhayushchego-razvitiya-spisok-2019/
  • https://inance.ru/2019/02/tor/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий