Трактор к какой категории относится

 

Какие категории прав на управление самоходной техникой существуют. Как получить удостоверение машиниста-тракториста нужной категории. Виды тракторных машин и их предназначение. Расшифровка категорий прав самоходного транспорта. Допустимый возраст получения удостоверения для вождения трактора и спецтехники.

Содержание

Подразделение по группам

Условно данную технику можно разделить на несколько групп, а именно:

  1. Мини-тракторы относятся к классу 0,2-0,4. Машины предназначены для обработки небольших площадей, для эксплуатации с дополнительными прицепными или навесными устройствами. Кроме того, машины могут использоваться для транспортировки грузов.
  2. Универсальный трактор к какой категории относится? Принято считать, что подобные агрегаты причисляются к категории 0,6-2,0. Техника предназначена для широкого спектра сельскохозяйственных работ, в том числе пахоты, посева, обработки, полива, возделывания культур, а также их транспортировки в места складирования.
  3. Машины общего назначения представлены категорией 3-7. Они задействуются для выполнения энергоемких манипуляций (очистка территории от снега, культивация, вспахивание, мелиорация, перевозка грузов). Используется данная категория на больших участках.
  4. Специальная техника, которая может иметь определенное направление по обработке конкретной культуры. Например, овощеводческие, хлопкообрабатывающие модификации и трактора, используемые при переработке, сборе свеклы и других корнеплодов.
  5. Агрегаты на самоходных шасси используются преимущественно в качестве малых машин в хозяйственных сферах, имеют фронтальную раму.

Далее рассмотрим, к какой категории относится трактор МТЗ-82 и другие представители этой транспортной линейки.

Порядок аттестации: как успешно сдать экзамены

После подачи пакета документов в региональное подразделение Госинспекции по надзору за техсостоянием СМ, назначается дата проведения экзамена, состоящего из трех последовательных этапов.

Этапы экзаменационного процесса

В зависимости от требуемой категории, претенденту предстоит пройти следующие этапы:

  • Теоретическая часть по правилам и нормам безопасной эксплуатации СМ для аттестующихся на все категории, за исключением F.
  • Теоретическая часть по правилам и нормам безопасной эксплуатации СМ, сельхозтехники и оборудования для претендентов на категорию F.
  • Теоретическая часть по знанию ПДД.
  • Практическая часть с контролем навыков управления, соблюдения ПДД, а также правил и норм безопасности в ходе эксплуатации самоходной техники.

Теоретический этап

Кандидатам предстоит доказать свои знания в следующих сферах:

  • Правила управления и агрегатирования тракторов или другой техники, в зависимости от того, какая категория прав будет открыта.
  • Законодательные нормы, регламентирующие безопасность жизни, здоровья и окружающей среды в ходе эксплуатации СМ, а также предусмотренная законодательством ответственность в случае их несоблюдения.
  • Факторов аварийности и травматизма в работе тракториста-машиниста.
  • Методики оказания первичной медицинской помощи (остановка кровотечений, иммобилизация, противошоковые мероприятия).
  • ПДД, а также законодательная ответственность в случае их несоблюдения.

В случае неудовлетворительных результатов проверки теоретических знаний, экзамен можно сдать повторно. На качественную подготовку отводится неделя, и до ее истечения вторая попытка не разрешается. На подтверждение своих знаний дается 3 попытки, после чего придется повторно проходить обучение. Экзаменуемые не имеют права перейти к практической части до получения отметки о сдаче теории. Положительный результат теоретического экзамена остается действительным на протяжении ближайших 3 месяцев.

Практический этап

Практическая часть состоит из двух последовательных этапов. Для начала экзаменуемый демонстрирует знания и навыки на закрытой площадки, а затем – на специально спланированном маршруте, имитирующем реальные эксплуатационные условия.

В пределах трактородрома проверяются следующие навыки:

  • умение трогаться с места на рельефе с уклоном;
  • маневр разворота на ограниченной площадке;
  • маневр парковки задним ходом в ангар;
  • для экзаменуемых на категории B, C, D и Е – парковка задним ходом в ангар СМ с прицепом;
  • агрегатирование СМ с прицепом;
  • экзаменуемым на категории B, C, D и Е – СМ с навесной машиной;
  • торможение в различных скоростных режимах.

На проходящем по реальному маршруту этапе проверяется соблюдение ПДД, применение знаний по безопасной эксплуатации самоходных ТС, способность к грамотной оценке дорожной ситуации, правильность и скорость реакции на нее.

Разряды трактористов-машинистов: что важно уметь

Аттестация трактористов-машинистов проводится с учетом того, к какой категории относится трактор, управление которым предстоит. Кроме того, в ходе экзаменов инспектор присваивает разряд, соответствующий навыкам экзаменуемого:

  • 2-й разряд. Дает право на самостоятельный ремонт погрузочных и самозахватывающих механизмов, но управление СМ допускается только под контролем опытного тракториста.
  • 3-й разряд. Дает право на самостоятельное управление грузозахватывающими механизмами, осуществление погрузочных работ, сервис тракторных механизмов.
  • 4-й разряд. Машинисты с этим разрядом имеют право на самостоятельное проведение работ по подъему, перемещению и складированию грузов, при условии, что СМ оснащена двигателем мощностью меньше 100 л. с.
  • 5-й разряд. Открывает доступ к управлению самоходным транспортом, мощность двигателя которого превышает 100 л. с. Также его необходимо получать операторам экскаваторов, скреперов и бульдозеров меньшей мощности.
  • 6-й разряд. Обязателен для управления тракторами-экскаваторами, бульдозерами а также другими СМ с мощностью, превышающей 200 л. с.

Для присвоения высокого разряда следует отлично подготовиться к сдаче экзаменационной программы, состоящей из практической и теоретической части.

Конкретные примеры популярных тракторов и самоходных машин по категориям

Для наглядности, ознакомьтесь с подборкой конкретных транспортных средств, относящихся к к соответствующим категориям тракторных прав.

  • А- I: Квадроцикл «Ямаха», «Стелс»; снегоход «Тундра», мотовездеход «Куница», «Атаман».
  • А- I I: Снегоболотоходы «Марш» (на базе ВАЗовской «Нивы»); «Вектор 4х4» (на УАЗовском шасси).
  • А- I I I : Грузовые снегоболотоходы «Мамонтёнок» (с кабиной от «ГАЗ-3307»); «Тунгус» (от «КамАЗ»а).

Снегоболотоход «Мамонтёнок».

  • А- I V: Низкопольные перронные автобусы («МАЗ», «ЛиАЗ», «Neoplan» и т.п.) для перевозки пассажиров от здания аэропорта к самолёту и наоборот.
  • В: Минитрактора «Русич», «Уралец» и т.п.; любой мотоблок с тележкой и мотором мощностью до 25,7 кВт. Трактор «Т-25 Владимирец». Мини-экскаватор «JCB 8026CTS». Складские электропогрузчики.
  • С: Трактора «МТЗ-80/82», «Т-40», «Агромаш-85»; экскаваторы «ЭО-2621» («Петушок»), «JCB 3СХ». Дизельные складские вилочные погрузчики.

Трактор «Агромаш-85».

  • D: Трактора «Кировец К-744», «МТЗ-3522», «КамАЗ ХТХ-215».
  • Е: Трактора и бульдозеры «ДТ-75», «ВТ-150», «МТЗ-1502», «МТЗ-2103». Снегоболотоход «ГАЗ-3409 «Бобр».
  • F: Зерно- и кормоуборочные комбайны всех видов.

Нужны ли права для управления минитрактором, мотоблоком с телегой, квадроциклом?

Хорошо, верхние границы мощности понятны, а каковы границы минимальные на сегодняшний день? С какого порога мини-сельхозтехника начинает считаться трактором или самоходной машиной, для управления которой требуются права?

По новому положению, удостоверение тракториста-машиниста нужно получать для управления любым безрельсовым транспортным средством, конструкцией которого предусмотрен независимый привод и двигатель внутреннего сгорания, объём которого превышает 50 кубических сантиметров. Либо – электрический двигатель мощностью свыше 4-х кВт. Максимальный порог скорости –50 км/ч. Если больше – то права будут нужны уже не тракторные, а автомобильные.

Таким образом, для управления не только большинством мини-тракторов, но даже соответствующей мощности мотоблоком с тележкой требуется наличия прав тракториста.

Разумеется, малая сельхозтехника трудится себе на приусадебных участках, огородах и небольших полях. И на дорогах общего пользования появляется крайне редко и ненадолго, либо вовсе не появляется. Поэтому и удостоверений тракториста-машиниста на эту технику никто не оформляет, и на учёт в Гостехнадзоре её тоже не ставит.

Вероятность попасть на штраф ничтожно мала. Но такие курьёзные случаи всё же есть: о них весьма живописно рассказывают владельцы минитракторов или мотоблоков с тележками.

К примеру: выехал вечером к соседу на мотоблоке за парой телег навоза, а тут – а деревенской дороге «залётные» ГАИшники из района или области. В результате – протокол – езда без прав, штраф от 5 до 15-ти тысяч рублей; направление на комиссию с целью понуждения пройти обучение и получить удостоверение тракториста-машиниста. Жалобы подавать бесполезно: суд однозначно принимает сторону ГИБДД.

То же самое – квадроцикл, снегоход, мотосани и мотонарты. Все эти транспортные средства относятся к категории А удостоверения тракториста-машиниста.

Типы тракторов и их предназначение

Трактор относится к группе самоходных транспортных средств, включающей машины, предназначенные для следующей деятельности:

  • сельскохозяйственные работы – основное предназначение данной группы;
  • промышленные;
  • землеройные;
  • дорожно-строительные и другие.

Иными словами, в группу входят различные виды экскаваторов, погрузчиков, снегоуборочных машин, бульдозеров, снегоходов и прочей спецтехники.

В свою очередь тракторы подразделяются на следующие типы:

  • гусеничные, используемые для деятельности в сельском хозяйстве;
  • колесные, применяемые для работ в черте города, в частности, на асфальтированных дорогах.

Указанные виды самоходных машин объединены одним признаком – возможностью управления только при действующем свидетельстве тракториста-машиниста.

Фото 1

Категории тракторных прав

Категории прав предназначены для разграничения возможностей машиниста в сфере управления спецтехникой.

Перечень видов тракторных прав, прежде всего, включает категорию «A». Сюда входят автомототранспортные средства перемещения, не предназначенные для разъездов по дорогам общего пользования или же обладающие максимальной скоростью движения не более 50км/ч.

Категория «A» подразделяется на следующие подтипы:


  1. A1 (I) – мототранспортные внедорожники. Например, болотоходы, снегоболотоходы и другие.
  2. A2 (II) – внедорожный транспорт с допустимой грузовой массой меньше 3,5 тонн и суммой сидячих мест не больше 8, не считая кресла водителя. Под эту категорию попадают вездеходы.
  3. A3 (III) – внедорожники, максимум разрешенной массы грузов которых больше 3,5 тонн. Например, карьерные самосвалы и прочие вездеходы специального предназначения.
  4. A4 (IV) – внедорожники, отведенные под перевозку граждан и обладающие более чем 8 местами для пассажиров, не включая сидение водителя. Сюда относятся вахтовые либо перронные автобусы.

Остальные категории прав этой группы:

  • «B» — специализированные колесные агрегаты и гусеничные спецмашины, где мощность двигателя не превосходит 25,7 кВт;
  • «C» — спецмашины колесного типа, мощь двигателя которых варьируется от 27,5 до 110,3 кВт;
  • «D» — колесный самоходный спецтранспорт с мощью выше 110,3 кВт;
  • «E» — гусеничная спецтехника, где двигатель обладает мощностью выше 25,7 кВт;
  • «F» — спецмашины для сельскохозяйственной деятельности.

Важно уточнить, что обладание машинистом удостоверением одного типа не дает человеку возможность управлять самоходной машиной другой категории этой группы и наоборот.

Право управления по категориям и его условия

Механическим транспортным средством может управлять лицо, имеющее право на управление механическим транспортным средством соответствующей категории

Механическим транспортным средством может управлять лицо, имеющее право на управление механическим транспортным средством соответствующей категории, которое не приостановлено, не отозвано и не аннулировано либо лицо не отстранено от вождения.

Категории транспортных средств

С точки зрения права на управление механическим транспортным средством (далее право на управление) автомобили и мотоциклы делятся на следующие основные категории:

  • AM (мопеды),
  • A (мотоциклы),
  • B, C, D (автомобили),
  • BE, CE, DE (автопоезда) и их подкатегории A1, B1, C1, D1, C1E и D1E.

С точки зрения права на управление тракторы движимое оборудование и поезда движимого оборудования в Эстонии относятся к одной категории транспортных средств – Т.

Расширения категорий:

  • Механическими транспортными средствами категории AM может управлять лицо, имеющее право управления любым транспортным средством или ограниченное право управления. Право на управление моторным транспортным средством категории AM или ограниченное право управления не требуется от лиц, родившихся до 1 января 1993 года. Право на управление механическим транспортным средством категории AM не требуется от лиц, на момент вступления в силу данного закона достигших 16–17 лет, вплоть до 1 января 2023 года.
  • Водитель механического транспортного средства категории A, B, C или D имеет право также управлять механическими транспортными средствами подкатегорий соответственно A1, B1, C1 или D1.
  • Механическими транспортными средствами категории AM может управлять лицо, имеющее право управления любым транспортным средством или ограниченное право управления Право на управление автопоездом категории C1E, CE, D1E или DE также позволяет управлять автопоездом категории BE. Право на управление автопоездом категории CE также позволяет управлять автопоездом категории DE, если лицо имеет водительское удостоверение категории D.
  • Право на управление автопоездом подкатегории C1E также позволяет управлять автопоездом подкатегории D1E, если лицо имеет водительское удостоверение подкатегории D1.
  • Право на управление автопоездом категории DE также позволяет управлять автопоездом подкатегории C1E, если лицо имеет водительское удостоверение подкатегории C1.
  • Механическим транспортным средством категории T и поездом машинного оборудования, полная масса которого не превышает 8000 килограммов, может управлять лицо с правом управления механическим транспортным средством категории B, C или D либо подкатегории C1 или D1.
  • Механическим транспортным средством категории T и поездом машинного оборудования, полная масса которого не превышает 18 000 килограммов, может управлять лицо с правом вождения автопоезда категории BE и механического транспортного средства категории C или D либо подкатегории C1 или D1 либо лицо, получившее право вождения механического транспортного средства категории B до вступления настоящего закона в силу.
  • Механическим транспортным средством категории T и поездом машинного оборудования может управлять лицо с правом вождения автопоезда категории CE или DE либо подкатегории C1E или D1E.

Разновидности документации на управление техникой

Какие трактора относятся к категории «Е», «Д» и другим? На этот вопрос можно ответить, изучив основные группы, предусмотренные в этом классе машин.

Представлены они ниже в списке:

  1. Класс «А» дает право на управление транспортными средствами, которые не предназначены для дорог общего пользования. К этой группе относятся снегоболотоходы, квадроциклы, складская техника и подобные механизмы.
  2. Категория «В» выдается водителям, получившим право на управление средствами на колесах или гусеницах, мощность которых не превышает 34 конских силы (25,7 кВт).
  3. Получив класс «С», оператор может управлять тракторами мощностью до 150 «лошадок».
  4. Категория «Д» – разрешение на работу с агрегатами от 150 лошадиных сил и выше, преимущественно на колесном ходу.
  5. Класс «Е» – управление гусеничной техникой мощностью свыше 24,7 кВт.
  6. Категория F позволяет использовать аграрные тяжелые самоходные машины.

Об истории тракторных прав

Всем известно, что в годы Великой Отечественной войны на тракторах работали 14-ти и даже 12-ти летние мальчишки. Однако всё же права на эти сельхозмашины существовали уже тогда: они были введены ещё в 1933-м году Народным комиссариатом земледелия.

Начало

Связано это было с бурным ростом машиностроения и сельского хозяйства в нашей стране. Начали давать первую продукцию построенные «с нуля» промышленные гиганты – Сталинградский, Харьковский, Челябинский тракторные заводы.

Эти новые трактора значительно отличались от примитивной техники, используемой прежде. Они требовали определённого багажа знаний и навыков, умелого обращения. Началось повсеместное распространение МТС (машино-тракторных станций) – для обеспечения высокого уровня техобслуживания сельхозтехники и максимальной механизации труда в колхозах и совхозах.

Согласно постановлению Совета труда и обороны СССР №827 от г., для допуска к управлению трактором каждый уже работающий или будущий механизатор должен пройти квалификационную комиссию и получить удостоверение тракториста-машиниста «с отнесением всех трактористов по уровню их знаний к 1-й или 2-й категории».

Для тех, кто смог получить удостоверения 1-й категории, при расчёте всех расценок коэффициент повышался на 0,1 трудодня. Одновременно с получением удостоверения тракториста-машиниста механизатор подписывал обязательство не менее двух последующих лет отработать именно в той МТС или в том колхозе (совхозе), который направил его на квалификационную комиссию.

Права на трактор в брежневские времена

В дальнейшем (начиная с 60-х годов) удостоверение тракториста-машиниста мог получить любой выпускник сельской школы. На селе в школах был введён предмет «машиноведение». В рамках этого курса, раз в неделю для мальчиков проводились уроки по изучению устройства колёсных тракторов типа «МТЗ-80», «Т-40»; гусеничных «ДТ-75»; и комбайнов «СК-5 Нива». Для девочек во время данного урока в большинстве школ проводилось совсем другое занятие – факультативное по рукоделию.

Во внеурочное время периодически устраивались практические занятия по вождению указанных выше тракторов. Технику предоставлял местный колхоз. Либо – при многих сельских школах имелись собственные опытные хозяйства, а в них – по одному собственному колёсному и гусеничному трактору.

Незадолго до окончания последнего учебного года к учащимся 10-го класса и их наставнику по машиноведению приезжал представитель районного Гостехнадзора и принимал у ребят экзамены по теории и практике. При этом, дабы не «мотаться туда-сюда» несколько раз, он привозил с собою уже отпечатанные и готовые удостоверения тракториста-машиниста 2-го класса на каждого из учащихся (фото и анкетные данные на всех учитель собирал и отвозил в район заранее).

Экзамены и вождение принимались очень лояльно: достаточно было показать самые минимальные познания и навыки для того, чтобы стать обладателем удостоверения тракториста-машиниста – книжечки с «Кировцем» на обложке (это в 80-е годы, ранее там изображался трактор намного «скромнее» – «ДТ-20»). При самых вопиющих случаях полной неготовности кандидата (которых в принципе и не было) инспектор не выдавал ему книжечку, а увозил её с собой. И для получения прав нужно было ехать в райцентр и пересдавать экзамен там.

Городские жители могли при желании пройти курс обучения в ПТУ и сдать на тракторные права самостоятельно. Получить их можно было также во время пребывания в студенческих стройотрядах, или в период службы в Советской Армии.

Штампы «Разрешено» после сдачи экзаменов по машиноведению  ставились в графы трёх категорий: «А» – колёсные трактора до 1,4 тягового класса («МТЗ-80»); «В» – гусеничные трактора («ДТ-75») и «Г» – самоходные машины с механической трансмиссией (комбайны «Нива» и т.п.) Другие категории советских тракторных прав, на которые нужно было учиться и сдавать экзамены отдельно: «Б» – Колёсные трактора классом свыше 14 кН (1,4 тс); «Д» – самоходные машины с гидростатической трансмиссией; «Е» – мелиоративные, дорожно-строительные машины, экскаваторы с ковшом вместимостью до 0,65 кубометров.

В настоящее время список категорий тракторных прав существенно расширился. Связано это с появлением новых видов техники, а также с синхронизацией российских удостоверений тракториста-машиниста и зарубежных их аналогов.

Права тракториста-машиниста сейчас: актуальные изменения

Фото 3

Кроме отмены временных разрешений, отменено и само понятие «самостоятельное обучение». То есть, долгое время можно было без посещения курса занятий в Готехнадзоре просто сдать экзамены по теории и вождению и получить тракторные права. Теперь – нет, обязательным условием допуска к экзамену является наличие свидетельства о прохождении курса обучения в Гостехнадзоре.

Ныне действующий образец удостоверения тракториста-машиниста был введён в 2011 году. Это заламинированная картонная или пластиковая карточка с напечатанными на ней данными владельца и его фотографией. Картон или пластик – на усмотрение получающего, пластиковый вариант стоит дороже.

Сейчас, кроме индивидуального номера, удостоверение снабжается ещё и уникальным штрих-кодом. По замыслу создателей документа нового образца, это избавит инспектора от необходимости вбивать данные механизатора в свой гаджет для получения дополнительной информации о нём (наличие неоплаченных штрафов и т.п.). Считал штрих-код, как в супермаркете, – и полная история механизатора отображается на экране. Разумеется, в прошлом права на трактор совсем не такими.

Расшифровка категорий и подкатегорий

По состоянию на 2017 год тракторные основные категории прав представлены шестью группами – А, В, С, D, E, F и четырьмя подкатегориями — I, II, III, IV.

«А». Автомототранспортные машины, которые ограничены в праве передвижения по дорогам общего использования, либо имеют максимальную скорость передвижения – до 50 км/ч. В этой категории различных тракторов выделяется 4 вида:

  • I – мототранспортные внедорожники;
  • II – автотранспортные внедорожники с максимальным количеством сидячих мест вместе с водительским – 9, и с максимальной массой в 3,5 т;
  • III – автотранспортные внедорожники с массой свыше 3,5 т и с количеством мест для сидения не более 9;
  • IV – автотранспортные внедорожники, основное назначение которых – транспортировка людей, имеющие, помимо водительского, свыше 8 мест для сидения.

«В». Тракторы обоих типов (гусеничного и колесного), которые оснащены двигателем мощностью до 25,7 кВт.

«С». Транспортные средства колесного типа, оснащенные двигателями с мощностью 25,7-110,3 кВт.

«D». Колесные трактора с двигателями мощностью свыше 110,3 кВт.

«Е». Техника гусеничного типа с мощностью двигателя, превышающей 25,7 кВт.

«F». Самоходная техника сельскохозяйственного назначения.

Вот и все категории на самоходный трактор.

В тракторном удостоверении водителя нередко делаются отметки, относящиеся к особым условиям выдачи прав. Они касаются ограничений по определенной категории, обязательности вождения в очках, суммарного стажа вождения и др.

Современные категории и подкатегории удостоверения тракториста-машиниста

Ныне установлено 6 категорий плюс 4 подкатегории, чётко разделяющие тракторные права по видам техники.

  • А – для автомото-транспортных средств, которые не предназначаются для езды по автодорогам общего пользования, и(или) имеют конструктивную скорость не более 50-ти км/ч.

С подкатегориями:

I – для мототранспортных средств-внедорожников;

II – для автотранспортных средств-внедорожников, чья максимальная масса находится в пределах 3,5 тонн, а число сидячих мест – не более 8-ми (кроме места водителя);

III  – для внедорожных автотранспортных средств с максимальной массой свыше 3,5 тонн, но кроме оговоренных в IV-й подкатегории;

IV – для внедорожных автотранспортных средств, которые предназначаются для перевозки пассажиров и имеют более 8-ми сидячих мест (кроме водительского).

  • В – для колёсных и гусеничных тракторов с мотором мощностью до 25,7 кВт;
  • С – только для колёсных, с двигателями диапазона мощности от 25,7 до 110,3 кВт;
  • D – только для колёсных, с мотором свыше 110,3 кВт мощности;
  • Е – для всех гусеничных тракторов, мощность двигателя которых превышает 25,7 кВт;
  • F – для комбайнов и прочих самоходных сельхозмашин.

Категории и подкатегории прав тракториста-машиниста: расшифровка

Модернизация самоходных машин (СМ) повысила их функциональность и производительность. Сегодня это сложные механизмы, для эффективного управления которыми требуются багаж знаний и отточенные навыки, только при наличии которых водитель допускается за руль. Его квалификация подтверждается наличием прав на трактор соответствующей категории или подкатегории, для обозначения которых приняты латинские буквы и цифры. Необходимая категория прав определяется характеристиками управляемой СМ:

  • Категория А. Сюда относятся ТС, конструктивные особенности которых не позволяют развивать скорость свыше 50 км/ч или предназначенные для передвижения вне автодорог общего назначения.
    • Подкатегория А1. Самоходный мототранспорт с максимальной скоростью, не превышающей 50 км/ч или не предназначенные для движения по автодорогам общего пользования. Типичными представителями таких ТС являются мотосани, болотоходы и другие мотовездеходы.
    • Подкатегория А2. Внедорожные автотранспортные СМ, с количеством посадочных мест до 8 включая водительское, максимальная разрешенная масса которых составляет менее 3,5 т. В эту подкатегорию отнесены вездеходы.
    • Подкатегория А3. Внедорожные автотранспортные СМ, максимальная разрешенная масса которых превышает 3,5 т. В эту подкатегорию отнесены карьерные самосвалы и вездеходы спец. назначения.
    • Подкатегория А4. Внедорожные автотранспортные СМ с количеством посадочных мест больше 8, включая водительское. Перронные и вахтовые автобусы являются типичными представителями этой подкатегории.
  • Категория В. СМ, оснащенные двигателем мощностью меньше 27,5 кВт на колесном или гусеничном ходу. Права на трактор категории В дают открывают водителю допуск к работе с коммунально-уборочной техникой и миниэкскаваторами.
  • Категория С. СМ только на колесном ходу, оснащенные моторами с диапазоном мощности 27,5-110,3 кВт. После получения корочки, тракторист-машинист с правами категории С получает возможность работать на тракторах, экскаваторных погрузчиках.
  • Категория D. СМ только на колесном ходу, оснащенные двигателями мощностью, превышающей показатель 110,3 кВт. Сюда отнесены пневмоколесные краны и тракторы указанных характеристик.
  • Категория E. СМ только на гусеничном ходу, оснащенные двигателем, мощность которого превышает 27,5 кВт.
  • Категория F. Сюда отнесена самоходная сельхозтехника (комбайны, зернопогрузчики и пр.)
Особые отметки

В этой графе указываются ограничения и информация, касающиеся управления СМ. Здесь может быть обозначена необходимость использовать средства для коррекции зрения, стаж, группа крови и пр.

Условия выдачи водительских прав на трактора по категориям

Этот документ выдается не в Госавтоинспекции, как стандартное водительское удостоверение, а в Гостехнадзоре. Разрешается подавать документы в подразделения по месту регистрации экзаменуемого. Для проведения аттестации на тракториста-машиниста, вне зависимости от выбранной категории прав, необходимо предоставить в региональное подразделение:

  • заявление установленного образца;
  • паспорт или дублирующее его удостоверение личности;
  • действительное заключение медицинской комиссии с допуском к получению требуемой категории прав на трактор;
  • сертификат об окончании обучения в аккредитованном учебном центре или выданные ранее права с истекшим сроком действия;
  • водительское удостоверение (при наличии);
  • 2 фото на матовой фотобумаге формата 3Х4, если в подразделении Гостехнадзора не предусмотрено фотографирование;
  • Квитанцию, подтверждающую уплату госпошлины.

Кроме общих положений, существуют отдельные нормы допуска к каждой категории прав тракториста-машиниста:

  • Подкатегория А1 доступна только водителям, достигшим 16 лет.
  • Подкатегория А2 требует 1 года стажа автомобильной категории В и возраста не младше 19 лет.
  • Подкатегория А3 выдается после 1 года стажа автомобильных прав категории С и возраста старше 19 лет.
  • Подкатегория А4 доступна лицам старше 22 лет, имеющим 1 год стажа вождения ТС автомобильной категории D.
  • Категории В, С, Е, F доступны лицам старше 17 лет, даже не имеющим стажа автовождения.
  • Категория D выдается лицам старше 18 лет, без опыта автовождения.
Экономьте на курсах

Претенденты на права подкатегории А1 и категории В не обязаны проходить специализированное обучение. Разрешена самостоятельная подготовка с последующей сдачей экзаменов на общих основаниях.

Классификация прав на трактор

Фото 4

Удостоверение тракториста-машиниста позволяет управлять самоходными транспортными средствами в соответствии с указанной категорией. Последние изменения классификации «тракторных» прав были утверждены в декабре 2011 года. С этого времени действуют следующие разновидности водительского удостоверения на самоходные машины:

  • А1 ― внедорожный транспорт, максимальная скорость которого не превышает 50 км/ч;
  • А2 ― легковой внедорожный транспорт, чья масса не превышает 3,5 т, количество пассажирских мест до 8;
  • А3 ― транспорт, не предназначенный для дорог общего назначения. Масса ТС превышает 3,5 т;
  • А4 ― внедорожные автомобили с числом пассажирских мест свыше 8;
  • В ― трактора колесного и гусеничного типа с мощностью двигателя до 25,7 кВт;
  • С ― колесные ТС, чья мощность не превышает 110,3 кВт;
  • D ― колесный транспорт с мощностью свыше 110,3 кВт;
  • E ― гусеничные самоходные машины, мощность которых начинается от 25,7 кВт;
  • F ― тяжеловесный самоходный транспорт сельскохозяйственного назначения.

Водительское удостоверение тракториста представляет собой карточку с лицевой и оборотной сторонами, на которых представлена информация о машинисте, сроке действия документа, учреждении, выдавшем удостоверение, а также указаны разрешительные и особые отметки. Образец такого удостоверения представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 — Чистый бланк удостоверения тракториста-машиниста

Самостоятельное обучение на любую категорию прав на управление самоходными машинами не допускается. Прежде, чем сдать экзамены на права, потребуется пройти курс обучения. Кроме того, для получения водительского удостоверения претендентам необходимо обладать и рядом дополнительных навыков, которые рассматриваются как разряды. В настоящее время существует следующая градация разрядов при получении прав на управление трактором и прочими спец.машинами:

  • 2-й разряд предполагает возможность управления под руководством более опытных водителей. Присутствуют навыки ремонтирования погрузочных и самозахватывающих механизмов;
  • 3-й разряд представляет управление аккумуляторными погрузчиками, грузоподъемными механизмами;
  • 4-й разряд позволяет не только управлять техникой, мощность которой свыше 100 лошадиных сил, но и самостоятельно ремонтировать технику;
  • 5-й разряд предполагает управление и обслуживание тяжелой техники ― бульдозеров, экскаваторов и прочих ТС;
  • 6-й разряд свидетельствует о навыках управления и ремонтных работ ТС, мощность которых свыше 200 лошадиных сил.

Каждый разряд при его получении вносится в удостоверение тракториста. К особым отметкам, вносимым в удостоверение тракториста-машиниста, следует добавить такую информацию, как группа крови водителя, обязанность водить транспорт в очках, стаж вождения, а также наличие категории.

Класс 0,2-0,9

Начнем по порядку. К категории 0,2 относятся следующие машины:

  • МТЗ-82, «Беларус-112».
  • «Уссуриец», КМЗ-012, «Уралец Т-02».
  • Китайские модификации типа «Фотон ТЕ-244», «Чери», «Донг Фенг».
  • Японские модели «Митцубиси», «Кубота», «Исеки».

Эти машины используются для работы на малых участках в качестве мотоблоков и транспортеров, с возможностью применения прицепного и навесного оборудования.

Категория 0,4 не получила особого распространения на отечественном рынке. Популярным представителем этого класса является машина ХТЗ-7 и китайский аналог от фирмы «Джинма». Универсальными характеристиками обладают машины 0,6 класса. Они востребованы в различных сферах народного хозяйства, выпускаются на Владимирском тракторном заводе, в Белоруссии и на китайских предприятиях. Если ответить на вопрос о том, к какой категории относится трактор Т-25, можно сказать, что он причислен как раз к рассматриваемой группе и пользуется популярностью при работе на полях и в коммунальной отрасли.

Что касается 0,9 класса, такие машины также считаются универсальными, применяются для аграрных и коммунальных работ, а также в некоторых других сферах. Особо яркие представители: ЛТЗ-55, ВТЗ-45, ТТЗ-80, Т-40.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://businessman.ru/traktor-k-kakoy-kategorii-otnositsya-skolko-kategoriy-traktornyih-prav.html
  • https://autoconsultation.ru/articles/poluchenie-prav/kategorii-prav-traktorista-s-rasshifrovkami.html
  • https://tractorreview.ru/voprosyi-otvetyi/prava-traktorista-mashinista-kategorii-s-chem-mozhno-upravlyat.html
  • http://ru-act.com/avtoyurist/kategorii-traktornyx-prav-s-rasshifrovkoj.html
  • https://autofemida.ru/dokumenty/traktornye-prava.html
  • https://zakoniavto.ru/voditelskoe/kategorii-prav-na-traktor-i-kategorii-traktorov.html
  • https://insur-portal.ru/prava/traktornye-prava
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий