Некоммерческие организации нередко выбирают форму АНО. Этот правовой статус рассчитан на определенные сферы деятельности. Какими нюансами по ГК РФ отличается автономная некоммерческая организация в 2019 году?. Автономные некоммерческие организации (АНО) отличаются, прежде всего, спецификой своей деятельности – они должны приносить пользу обществу. Несмотря на сло.., эзотерика , самопознание, карта таро, гороскоп, тесты, психология
Содержание
- Процесс реорганизации
- Создание АНО
- Процесс ликвидации
- Общие моменты
- Регистрация АНО
- Необходимая документация
- Ключевые характеристики
- АНО: процесс создания
- Порядок регистрации АНО в Москве
- Особенности деятельности
- Пример АНО
- Какие документы необходимы для открытия АНО
- Выход из состава учредителей АНО
- Вопросы и ответы
Процесс реорганизации
Преобразование АНО возможно, но только в фонд. Других законных вариантов нет.
Для такой реорганизации должны быть выполнены следующие действия:
- Учредители принимают соответствующее решение.
- В Минюст передаются необходимые документы. Первый – принятое решение учредителей. Второй – заполненное уведомление, сообщающее о начале процесса реорганизации по форме 12003.
- Публикация информации. Сведения о том, что планируется преобразование АНО в фонд, размещаются в Вестнике государственной регистрации.
- В Минюст подаются документы для регистрации. Происходит это через 3 месяца после того, как в ЕГРЮЛ будет внесена запись о начале реорганизации.
Стоит помнить о том, что лицу, регистрирующему фонд, нет необходимости лично обращаться в ФНС, хотя в ее базу должны быть занесены все данные, касающиеся преобразования АНО. Суть в том, что Минюст отправляет все документы в налоговую службу без помощи посредников.
Что касается госпошлины за фиксацию данных в ЕГРЮЛ, то реквизиты для ее оплаты предоставляет также Министерство юстиции.
Создание АНО
Учредителями автономных некоммерческих организаций могут быть как юридические, так и физические лица, но в единственном числе. Этим АНО отличается от других структур.
Автономные некоммерческие организации могут создаваться при помощи двух схем:
- путем реорганизации государственного предприятия, которое уже функционировало ранее;
- путем учреждения нового некоммерческого фонда.
При этом важно, чтобы у АНО изначально присутствовал весь объем ресурсов, необходимых для полноценного ведения деятельности, предусмотренной уставом. Речь идет как о финансовых средствах, так и об имуществе.
Если АНО создается путем смены типа муниципального учреждения, существовавшего ранее, то недопустимым является уменьшение закрепленного за организацией уставного капитала.
Процесс ликвидации
Для прекращения деятельности АНО от учредителей требуется собрать ликвидационную комиссию. До момента упразднения структуры именно она будет заниматься ее делами.
После публикации данных в государственном «Вестнике» нужно определить и указать срок, в рамках которого кредиторы будут иметь возможность предъявить требования.
После истечения указанного срока составляется промежуточный баланс. Именно в нем фиксируются как состав имущества, так и требования кредиторов, если таковые были предъявлены.
Может так случиться, что имеющихся финансовых средств будет недостаточно для погашения долгов. В этом случае организовываются торги, на которых продается имущество организации.
После того как расчет с кредиторами будет завершен, нужно составить ликвидационный баланс. Утверждает его исполнительный орган или учредители.
АНО будет считаться ликвидированной с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Общие моменты
Некоммерческая организация это юрлицо, целевым предназначением которого не является получение прибыли. Основная задача НКО это оказание общественных и социальных услуг.
НКО признаются профсоюзы, общественные и молодежные объединения, социальные и культурные фонды, религиозные общества, правозащитные общественные организации и подобные объединения.
Регулируются НКО гражданским законодательством РФ. В частности можно отметить деление на разнообразные партнерства и автономные организации некоммерческого типа.
И если в партнерствах имеются участники или учредители, то в АНО таковые отсутствуют.
Имущественные активы изначально принадлежат автономной организации. Финансируются такие общества за счет добровольных пожертвований и благотворительных взносов.
Регистрация АНО сопряжена с некоторыми сложностями, обусловленными особенностями правовой формы.
Для официального оформления потребуется соблюсти определенный ряд действий и соответствовать установленным требованиям.
Что это такое
АНО это объединение унитарное, которое:
- не имеет членства;
- образовано для представления услуг в определенных сферах деятельности некоммерческого характера;
- образовано на основании имущественных взносов участников.
Правовая природа АНО схожа с иными типами некоммерческих организаций. Но существуют и определенные отличия.
Среди основополагающих особенностей стоит выделить следующие:
Разрешенный вид деятельности
Формируются АНО для оказания услуг в таких сферах, как:
- образование;
- здравоохранение;
- спорт;
- физическая культура;
- иные сферы общественной жизни.
Как пример, возможных направлений:
- автономная некоммерческая организация дополнительного профобразования;
- автономная некоммерческая организация высшего образования;
- АНО «Лига школьного и дворового спорта».
Объединяющий фактор всех разрешенных для АНО видов деятельности это некоммерческий характер оказываемых услуг. Воспользоваться данными услугами вправе любые заинтересованные лица.
Законодательная база
Определяется статус АНО ФЗ № 7 от и ст. ГК РФ, где приводится определение автономной некоммерческой организации. Ст.10 ФЗ № 7 регулирует правовые нормы осуществления деятельности АНО.
По нормам ГК РФ в АНО могут преобразовываться некоторые некоммерческие организации. Например, частные учреждения, ассоциации, общественные организации, потребительские кооперативы и т. д.
По п.3 ст.17 ФЗ № 7 и ст. ГК РФ АНО может преобразоваться в фонд. Решение о преобразовании принимается органом управления при учете положений Устава.
Регистрация АНО
Решение о создании Автономной некоммерческой организации принимает учредитель (учредители), а вот разрешение на регистрацию АНО или запрет регистрации — этот вопрос лежит в ведении федерального органа исполнительной власти.
Для регистрации АНО нужно подготовить такие документы:
- заявление о намерении создать автономную некоммерческую организацию;
- копии паспортов учредителей, если учредители – физические лица, или выписку из ЕГРЮЛ – если учредителями являются юридические лица;
- копию паспорта будущего руководителя АНО;
- перечень ОКВЭД;
- сведения о месте нахождения организации;
- квитанцию об уплате госпошлины;
Срок регистрации АНО – до 30 дней. Размер госпошлины – 4000 рублей. Стоимость услуги регистрации – 15000 рублей.
Необходимая документация
Для того чтобы АНО смогла существовать, необходимо оформить учредительные документы. К ним относятся:
- Положение или Устав. Утверждается органом власти, выполняющим функции учредителя. Регистрировать этот документ нужно в обязательном порядке.
- Уставной документ. Подготавливается и заверяется директором и учредительным советом. Такой документ на постоянной основе используется в процессе работы.
- Учредительный договор. Заключают его все члены организации. Этот документ используется с целью урегулирования жизнедеятельности учреждения. Регистрировать его не обязательно.
Ключевые характеристики
АНО - это учреждения унитарного типа (фондовые, религиозные и др.). При этом далеко не все понимают, чем именно отличается такая организационно-правовая форма от других.
Одна из основных особенностей подобной структуры сводится к тому, что в ней отсутствует членская форма участия. В качестве базы для формирования уставного капитала автономных некоммерческих организаций используются имущественные паи юридических и физических лиц.
Целью создания АНО может быть оказание услуг в одной из социальных сфер. Вот, в каких областях действуют автономные некоммерческие организации: образование, спорт, здравоохранение, наука, религиозная и правовая деятельность.
Хотя АНО не является коммерческой структурой, что следует из самого названия, получать деньги за предоставление услуг она может.
Но есть определенные ограничения. Суть в том, что конкретная бизнес-активность должна быть необходимой для достижения целей автономной некоммерческой организации.
По этой причине в РФ создается много АНО с целью последующего ведения деятельности в конкретном направлении. Примером могут служить спортивные клубы, организации, оказывающие юридические услуги, пансионаты, клиники, здравоохранительные центры и др.
АНО: процесс создания
Учредителями такого типа учреждения выступают физлица и юрлица. Отличие от иных предприятий: учредителем АНО может быть одно лицо. Также учредители используют услуги, оказываемые этой компанией, но лишь наравне с иными лицами.
Учредители по долгам образованного ими учреждения ответственности не несут, равно как и АНО по долгам учредителей.
Правление в АНО осуществляют учредители согласно порядку, регламентированному Уставом. Высший управленческий орган АНО – Общее собрание его учредителей.
Учредители организовывают и постоянно функционирующий орган с коллегиальным типом правления. Они назначают единоличный орган исполнительной власти (гендиректора, Председателя), обычновыбирая кандидатуру из числа физлиц-учредителей.
Порядок регистрации АНО в Москве
Стоит упомянуть, что решение об учреждении АНО принимается ее учредителями (либо единоличным учредителем самостоятельно). В пределах 3-х месяцев с момента принятия решения об организации АНО следует подавать пакет документации в компетентный орган, правомочный зарегистрировать новое учреждение. Необходимо оплатить соответствующую этому случаю госпошлину. Документы для регистрации АНО: Устав, заявительная форма, квитанция, свидетельствующая об уплате госпошлины, данные об юрадресе, решение. В зависимости от профиля АНО потребоваться может и другая документация, в том числе: виза для учредителей-иностранцев, выписки из реестров зарубежных юрлиц, согласование использования имени. Важно:госпошлина за регистрацию АНО оплачивается предварительно (еще до подачи документов в госорганы).
По завершении регистрации АНО, согласно действующему порядку, сведения о новом АНО вносятся также в ЕГРЮЛ. Не стоит забывать, что регистрация АНО самостоятельно — достаточно сложная процедура. Лучше доверить это мероприятие профессионалам. По доверенности любое лицо может осуществить за вас все необходимые регистрационные действия.
Особенности деятельности
Статья 10 ФЗ№7 «О некоммерческих организациях» регламентирует правовые нормы деятельности АНО.
Основные их особенности таковы:
- Учредители, предоставившие своё имущество некоммерческой организации, утрачивают право на владение этим имуществом, оно становится собственностью АНО.
- Учредители не несут ответственности по обязательствам, созданной ими организации, и организация, в свою очередь, не несет ответственности за учредителей.
- Надзор за деятельностью некоммерческой организацией осуществляют её учредители на основании Устава организации. Эта норма закона в достаточной мере законом не урегулирована, поэтому вся ответственность за осуществление надзора за деятельностью АНО лежит на учредителях.
- Если учредителем организации является государство РФ, её субъект или муниципальное образование, то контроль за деятельностью АНО возлагается на орган, являющийся учредителем.
- Система управления организацией требует обязательного существования высшего органа управления, причём обязательно коллегиального (не менее двух человек). Должен быть создан и ответственно функционировать исполнительный орган, но он может быть как коллегиальным, так и единоличным.
Пример АНО
Сейчас все более популярным становится дополнительное образование граждан. Для предоставления услуг в этой сфере используются специальные программы и формируются соответствующие АНО. Речь идет о таких структурах, как:
- Автономная некоммерческая организация дополнительного образования. Для ее успешной регистрации стоит привлекать компетентных экспертов. Суть в том, что подобные АНО должны соответствовать всем требованиям, которые предъявляются в сфере образования. Основная цель создания таких структур - это обучение в раках различных актуальных программ. Возраст клиентов может быть разным.
- Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования. Такие АНО в большинстве случаев ориентированы на обучение граждан конкретным специальностям. Они могут заниматься, например, подготовкой научно-педагогических кадров.
Таким образом, автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования – это структура, которая используется для реализации программ в сфере обучения.
Деятельность в этом сегменте может иметь разные форматы. Автономная некоммерческая организация профессионального образования, как и дополнительного – это лишь один из вариантов. Для таких целей регистрируются:
- фонды;
- религиозные организации;
- различные учреждения.
При этом наиболее популярным вариантом остается автономная некоммерческая организация. Центр, специализирующийся на дополнительном образовании, лучше открывать именно в такой форме.
Какие документы необходимы для открытия АНО
Базовой учредительной документацией АНО выступает Устав, в котором прописывают нижеследующее:
- наименование, содержащее сведения о роде деятельности и включающее словосочетание «автономная некоммерческая организация»;
- местонахождение;
- порядок управления;
- цели, предмет деятельности;
- способы формирования имущества;
- порядок редактирования учредительной документации;
- порядок действий с имуществом при ликвидации;
- другая информация, не противоречащая действующим нормативным актам.
Также АНО заключать может Учредительный договор, не подлежащий регистрации, в отличие от Устава, но необходимый для урегулирования жизнедеятельности учреждения. В таком договоре могут прописываться: условия передачи материальных ценностей, порядок организации, выход учредителей из АНО и иные положения.
Выход из состава учредителей АНО
По действующим правовым нормам выход из числа учредителей АНО можно осуществить по своему усмотрению. Но включение нового учредителя возможно лишь по общему решению учредителей организации.
Следует обратить особое внимание и на тот факт, что с 2014 года возникла необходимость при входе/выходе учредителей из АНО вносить соответствующие сведения в ЕГРЮЛ. Редакция помимо реестра фиксируется в Уставе, если такие данные в нем не указаны.
Вопросы и ответы
Источники
Использованные источники информации.
- https://www.navolne.life/post/osobennosti-avtonomnoy-nekommercheskoy-organizatsii
- http://jurist-protect.ru/avtonomnaja-nekommercheskaja-organizacija/
- https://hardcorecase.ru/nachalo/first/nekommercheskaya-organizaciya.html
- http://www.regnko.ru/ano.shtml