Несмотря на внешнюю стабильность ситуации, в мире не так уж редко встречается жестокое обращение с детьми. В современном обществе эта проблема является довольно серьезной, так как она не просто представляет собой нарушение прав маленького человека. Насилие над ребенком оставляет отпечаток на его нежной и ранимой психике, что зачастую приводит к непоправимым нарушениям развития. Несмотря на внешнюю стабильность ситуации, в мире не так уж редко встречается жестокое обращение с детьми. В современном обществе эта проблема является довольно серьезной, так как она не просто представляет собой нарушение прав маленького человека. Насилие над ребенком оставляет отпечаток на его нежной и ранимой психике, что зачастую приводит к непоправимым нарушениям развития.
Содержание
- Формы жестокого обращения с детьми
- Формы психологического насилия:
- Последствия жестокого обращения
- Что относится к жестокому обращению с детьми
- Психологическое насилие и его последствия.
- Уголовная ответственность за жестокое обращение
- Стереотипы – это лишь выдуманные факты
- Проблема и ее суть
- Что делать в случае выявления насилия над ребенком?
- Определение, виды, последствия.
- Сексуальное насилие
- Причины насилия над детьми
- Насилие над ребенком: можно ли его распознать?
- Пренебрежение ребенком
- Физическое насилие
- Эмоциональное насилие
- Вопросы и ответы
Формы жестокого обращения с детьми
Существует четыре вида насилия над подрастающим поколением:
- Физическое.
- Сексуальное.
- Эмоциональное.
- Пренебрежение ребенком.
Несмотря на то, что каждая из представленных форм отличается своими особенностями, есть нюанс, который их объединяет. Ведь, независимо от того, какой вид насилия перенес ребенок, он получает один и тот же результат – сильную эмоциональную травму. В идеальном случае малыш должен ощущать, что родители – это его крепость, люди, которым важна его безопасность. Если же ребенок подвергается жестокому обращению, он начинает воспринимать себя как существо, которое стало для всех обузой. Такое чадо не видит в своих родителях стабильности, а ожидает, что в любой момент ему могут снова нанести удар.
Формы психологического насилия:
Отвержение — вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребенка, принижающие его достоинство:
- враждебное отношение к ребенку, умаление его ценности, унижение, в том числе публичное;
- высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя, печали и т.п.);
- превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес, частые наказания и т.п.
Терроризирование — угроза убить ребенка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место:
- помещение ребенка в непредсказуемые или хаотичные обстоятельства;
- оставление его в опасной ситуации;
- нереалистичные ожидания от ребенка, постановка перед ним сверхсложных задач с угрозой наказать за невыполнение;
- угроза совершения насилия над самим ребенком;
- угроза совершения насилия над тем, кого ребенок любит (включая домашних животных).
Изоляция — последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его:
- необоснованное ограничение свободного передвижения ребенка;
- необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками или взрослыми в его среде.
Эксплуатация/развращение — такие действия по отношению к ребенку, которые являются причиной развития у него дезадаптивного поведения (саморазрушающего, антисоциального, криминального, девиантного и др.):
- побуждение к антисоциальному поведению: занятию проституцией, порнографией; преступной деятельности; употреблению наркотиков; жестокости по отношению к другим;
- формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка (инфантилизм, вынужденное принятие на себя роли родителя);
- воспрепятствование естественному развитию ребенка; разлучение ребенка с близкими: лишение ребенка права иметь свои взгляды, чувства, желания.
Игнорирование — отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции:
- нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком;
- взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости;
- отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.
Психологическое насилие в отношении детей происходит повсеместно, в первую очередь в семье, причем оно может начинаться, когда ребенок находится еще в утробе матери — он нежеланный, лишний, уже нелюбимый. феномену психологического насилия в настоящее время относят неадекватные родительские установки, эмоциональную депривацию и симбиоз, унижение и угрозы, словом, все, что разрушает отношения безопасной привязанности. Исследователь феномена материнской депривации Дж. Боулби ввел термин «патогенное родительское воспитание», определяя его как ключевой этиологический фактор многих невротических симптомов, личностных расстройств, семейных и супружеских проблем. как отмечает Е.Т. Соколова, «до сих пор ранее указанные феномены родительского отношения не получали столь «острой» трактовки. Сегодня, в свете накопленного опыта психотерапевтической работы, их репрессивная, насильственная природа кажется достаточно очевидной. Всякий раз, когда ребенок жертвует своими насущными потребностями, чувствами, мировоззрением в угоду ожиданиям, страхам или воспитательным принципам родителя, будет иметь место психологическое насилие».
В качестве примера патогенного родительского воспитания можно привести семьи, в которых эмоциональная депривация детей имеет форму игнорирования, то есть со стороны родителей отсутствуют проявления любви и привязанности, дети лишены эмоциональной стимуляции, с ними мало общаются, никто не интересуется их школьными успехами, друзьями, наконец, их безопасностью. Такой принцип воспитания часто передается из поколения в поколение, как показывает опыт общения с родителями, допускающими психологическое насилие, большинство из них не признают этого. Просто они на своих детях воспроизводят опыт, который получили от собственных родителей, то есть действуют согласно «внутренней рабочей модели поведения». Для детей из таких семей характерна пассивность, «эмоциональная тупость», низкая познавательная активность. По мере взросления в их поведении часто появляется агрессивность, для них характерны постоянные поиски различных «стимуляторов удовольствий». У одного 12-летнего подростка отмечалась сексуальная агрессивность по отношению к своей младшей сводной сестре.
Противоположность эмоциональной депривации — эмоциональный симбиоз, который также является формой психологического насилия и представляет собой чрезмерную взаимозависимость, связанную с переживаниями полного «слияния» и «растворения» в другом, когда границы Я утрачиваются. У участника симбиотических отношений отсутствует потребность в собственной индивидуальности. Симбиотическая связь матери и ребенка характеризуется отсутствием, стиранием в сознании родителя границ между собственным Я и ребенком. Такой тип взаимоотношений порождает импульсивную предельную открытость границ и провоцирует любое вторжение Другого — физическое, сексуальное, психологическое.
Пример из практики. Отношения матери, состоящей в разводе, с 8-летней дочерью характеризовались чрезмерной эмоциональной и физической близостью: девочка не имела собственной кровати, она спала или с матерью, даже когда в постели находился ее сожитель, или с подругой матери. В присутствии девочки мать с подругой обсуждали свои взрослые интимные проблемы, у них было своего рода соревнование за привязанность девочки. Вместе с тем вне поля зрения матери, как незначимые для нее, оставались детские интересы дочери, подружки, с которыми она общалась. В результате ребенок был втянут другой, старшей по возрасту, девочкой в групповые сексуальные отношения со взрослым мужчиной.
Отношения зависимости, достаточно легко переживаемые детьми младшего возраста, приобретают совершенно новое значение для подростка, пытающегося «отделиться» от близких, сохранив при этом их любовь и привязанность. Если эмоциональные отношения, в которые был включен ребенок, осуществлялись по принципу нажима, давления, подчинения, то человек, интериоризировавший тот или иной паттерн «жертвы» в детстве, во взрослом состоянии делается зависимым от других людей — супруга, начальника. Эмоциональный голод в сочетании с виктимной личностной организацией провоцирует неразборчивость, психологическую «всеядность» в контактах и делает поведение потенциальной жертвы провоцирующим агрессора. Такое поведение воспринимается окружающими людьми как испорченность.
Другой вариант — гиперсоциализирующее воспитание характеризуется тревожно-мнительной концентрацией родителя на успехах и достижениях ребенка, причем его реальные психофизические возможности недооцениваются или совсем не учитываются. Ребенок возносится на пьедестал, и если с ним случается какая-то неприятность, например, получает двойки в школе или, не дай Бог, подвергается сексуальному насилию, родители относятся к нему как к испорченной вещи, как к не оправдавшему надежды и чаяния, как к несбывшейся мечте. Такая ноша очень тяжела для ребенка, естественно, что последствия подобного воспитания выливаются в заниженную самооценку, неуспешность, нарушения межличностного общения, виктимное поведение.
Когда ребенок начинает учиться в школе, происходит резкое изменение социальной ситуации развития, изменяется окружение ребенка, требования к поведению, преобразуется его основная деятельность. От того, насколько ребенок сможет ориентироваться в новых условиях, зависит его взаимодействие с учителями, сверстниками, его успеваемость, эмоциональное состояние и в итоге — психологическая безопасность. В настоящее время стали много говорить о насилии в школе, но эта проблема остается малоизученной.
Случаи агрессии в школе по отношению к учащимся со стороны сверстников с трудом поддаются учету. Очень часто администрация школы, где произошел инцидент, предпочитает тихо замять случившееся, переводя ребенка, подвергшегося нападкам сверстников, в другое учебное заведение или на домашнее обучение. Таким образом, пострадавший становится жертвой вдвойне.
Психологическое насилие по отношению к учащимся могут совершать и учителя. С.Д. Дерябо (1997) очень верно определил образовательную среду как «совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем как позитивных, так и негативных». Для образовательной среды характерны авторитарный стиль общения учителя с учеником, наличие «полосы отчуждения», то есть возникновения напряжения между ними, отсутствие эмпатии, приоритет корпоративных интересов над интересами учащихся, стремление во что бы то ни стало «защитить честь школы».
Самым разрушительным как для детей, так и для педагогического состава школы является принцип невмешательства в конфликтные ситуации, в которые попадают их ученики, бездействие при обращении учащегося за помощью.
Психологическое насилие является более серьезной угрозой, чем любой другой тип ненадлежащего отношения. Особенно опасно психологическое насилие для маленьких детей: отсутствие эмоциональной стимуляции и поддержки ребенка, враждебное поведение родителей нарушают эмоциональное и физическое функционирование ребенка, приводят к задержке физического и умственного развития.
Родительское отвержение, как правило, приводит к дефициту самоуважения и уверенности в себе, эмоциональной нестабильности, а также чрезмерной агрессивности у детей. Исследования матерей, которые допускали физическое насилие в отношении своих детей, показали, что большинство из них сами подвергались в детстве со стороны своих родителей угрозам избиения, убийства, изгнания из семьи.
Последствиями словесной грубости родителей, обзывания, негативного сравнения детей со сверстниками часто являются физическая агрессия со стороны детей, делинквентность, проблемы межличностных отношений. Вербальная агрессия тесно связана с психосоциальными проблемами, поскольку такие особенности детей мешают их социальной адаптации, вызывают неприятие и даже отвержение со стороны сверстников и взрослых. Обследования детей и подростков показали, что вербальная агрессия в анамнезе предсказывала неспособность наслаждаться жизнью и дожить до старости по сравнению с другими формами жестокого обращения. Комбинация психологического и физического насилия коррелировала с проблемами самоуважения, сексуального поведения, гневом и агрессией. Исследования влияния вербальной агрессии родителей на самооценку и академическую успеваемость их детей, проведенные в Канаде К. Соломон и Ф. Серрес (Solomon, Serres, 1999), выявили отрицательную коррелятивную связь вербальной родительской агрессии с оценками по французскому языку (объективный показатель) и снижение уровня самооценки (субъективный показатель) у детей, которые подвергались в семье эмоциональному насилию.
Насилие — это прежде всего проявление власти в межличностных отношениях. Притеснение, принуждение, злоупотребление властью в школьной среде часто происходят как привычное, само собой разумеющееся, неосознанное психологическое воздействие, обусловленное разницей в положении учителя-авторитета и зависимого от него ученика. Пребывание в такой среде может привести к отклонениям в состоянии здоровья и поведении ребенка. Так, исследования школьной тревожности у подростков, посещающих практического психолога, проведенные Д.В. Каширским (2000), показали, что 63% подростков указывали на проблемы страха в отношениях с учителями. Фигура учителя являлась для них травмирующим фактором, способствующим повышению страхов, связанных со школой, а также системой обучения как таковой. По данным В.Е. Кагана (1999), длительное переживание несправедливости приводит к развитию дидактогенного невроза на почве школьных неуспехов, на долю которого, как известно, приходится до 30% всех детских неврозов. Эмоциональное напряжение, испытываемое учащимися, порождает желание ослабить его любыми способами, отсюда — склонность к агрессивному, деструктивному поведению, прогуливание и уходы из школы и из дома.
Психологическое насилие, значение которого недооценивалось в течение долгого времени, является наиболее деструктивной формой жестокого обращения, затрагивающей все сферы развития ребенка. Не случайно психологи называют его душегубством.
Журавлева Т.М., Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И.Последствия жестокого обращения
Независимо от того, насколько сильный был причинен ребенку вред, он в любом случае оставляет свои отпечатки на развитии малыша как личности. Последствия жестокого обращения с детьми – это целый комплекс нарушений психологического, когнитивного и эмоционального характера. У ребенка он может проявляться в заниженной самооценке, а также в неумении выражать и контролировать свои чувства. Если малышу всю жизнь пытались доказать, что он никчемен, то он и будет так думать. Если родители приучили своего ребенка к тому, что страх – это его постоянный спутник, то он будет постоянно испытывать тревогу, даже без видимой на то причины. В итоге без своевременного медицинского вмешательства может сформироваться эмоционально подавленная личность, склонная к постоянным неврозам и чувству недоверия к окружающим.
Что относится к жестокому обращению с детьми
Недопустимость жестокого обращения с детьми закреплена и на международном, и на общероссийском уровнях. Так, согласно статье 19 Конвенции о правах ребенка, все участники конвенции, к числу которым относится и Россия, должны принимать все возможные меры для защиты детей от применения любых форм насилия.
Что касается отечественного законодательства, ответственность за совершение подобных действий предусмотрена во многих отраслях: в уголовном праве, семейном, административном и других.
К жестокому обращению относятся такие действия:
- побои и другое физическое воздействие;
- лишение ребенка еды, воды, применение других форм издевательств;
- применение угроз в адрес ребенка;
- оскорбление ребенка и грубая критика в отношении него;
- пренебрежение интересами ребенка, унижение его достоинства.
Это основные, но не все примеры жестокого обращения.
Последствия этих действий для детей могут быть самыми плачевными.
К примеру, они могут проявляться в формировании негативных жизненных установок, в задержках физического и умственного развития, в снижении способности к обучению, в утрате уважительного отношения к взрослым, а также в серьезных изменениях в психике, которые практически невозможно будет исправить в дальнейшем.
Психологическое насилие и его последствия.
Психологическое насилие в отношении ребенка — самый распространенный вид жестокого обращения, какой бы ни была ситуация насилия, она неизменно сопровождается эмоциональной жестокостью. Английский психиатр Донья Глазер (Glaser, Prior, 1997) полагает, что в основе любой формы насилия, в том числе и сексуального, лежит отсутствие или нарушение привязанности родителей к ребенку, отвержение, эмоциональное насилие, которое автор называет «особо коварным», причиняющим значительный ущерб развитию личности. Так, для детей, пострадавших от инцеста, неизбежным является сопутствующее ему разрушение семейной любви, доверия, манипуляторское отношение, запугивание со стороны родителя-насильника, квалифицируемые как психологическое насилие.
Психологическое насилие было выделено в отдельную категорию лишь в 60-е годы прошлого столетия. Это позволило по-новому подойти к классификации отдельных проявлений насилия и помогло понять специфику развития последствий жестокого обращения с детьми.
Мы придерживаемся следующего определения психологического насилия: это однократное или хроническое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации ребенка.
Есть и другие определения, например, М. Брассард и С. Харт (Brassard, Hart, Hardy, 1991) подчеркивают патогенную роль характера действий взрослых в отношении ребенка и их преднамеренность. По их мнению, психологическое насилие — это такое однократно или систематически повторяющееся поведение родителя или воспитателя по отношению к ребенку, в результате которого у ребенка создается впечатление, что он никчемный, порочный, нелюбимый, нежеланный, создающий угрозу и представляющий собой ценность только в связи с нуждами других.
Многочисленные проявления психологического насилия в отношении детей со стороны родителей, воспитателей, опекунов и других взрослых были сгруппированы в отдельные формы. Одна из наиболее распространенных классификаций, разработанная Американским профессиональным обществом помощи детям, пережившим насилие (APSAC), представлена ниже.
Уголовная ответственность за жестокое обращение
Любая форма насилия над несовершеннолетними - это действие, которое рассматривается как преступление. Ни один человек ни при каких условиях не имеет права на жестокое обращение с детьми. УК (Уголовный кодекс) Российской Федерации предусматривает меры наказания за действия физического, сексуального и психологического характера, а также за ущемление прав ребенка.
Стереотипы – это лишь выдуманные факты
Большинство людей заблуждаются в некоторых вещах, предпочитая думать то, что излагает им общество. Это же касается и темы насилия над подрастающим поколением. Эффективная профилактика жестокого обращения с детьми невозможна, если не знать, как выглядит ситуация на самом деле. Итак, ниже представлен список распространенных стереотипов и их разоблачений:
- Дети страдают только от физического насилия. Этот факт абсолютно ничем не оправдан, так как ранимая психика маленького человека вполне может нарушиться от регулярных оскорблений или отсутствия внимания родителей.
- Жестокое обращение можно встретить только в неблагополучных семьях. В этом стереотипе, собственно, и скрывается вся проблема домашнего насилия над малышами. Оно может происходить и в социально устойчивых, внешне счастливых семьях, но со стороны этого не видно.
- Те, кто в детстве страдал от насилия, в будущем становятся жестокими людьми. Здесь, как говорится, палка о двух концах. Несмотря на то, что такое возможно, многие жертвы вырастают высокоморальными личностями, стремящимися, наоборот, защитить своих детей от подобного отношения.
Проблема и ее суть
Огромное количество детей ежегодно страдает от жестокого обращения взрослых. Что же представляет собой эта столь актуальная в наши дни проблема? Насилие над ребенком понимается как действие или комплекс действий, которые способны нанести не только физический, но и эмоциональный вред малышу. Причем самое страшное то, что в результате жестокого обращения миллионы детей получают психические травмы, а тысячи – умирают.
Ущемление прав маленького человека – понятие довольно обширное. Например, это может быть жестокое обращение с детьми в семье или невыполнение родителями своих обязанностей. Известны факты, когда превышают свои полномочия сотрудники госучреждений: больниц и школ. В любом случае ответственность за благополучие и здоровье маленьких людей несут не они сами, а мы с вами – полноправные граждане страны. К сожалению, далеко не все это понимают, поэтому проблема жестокого обращения в настоящее время более чем актуальна.
Что делать в случае выявления насилия над ребенком?
Чаще всего жестокое обращение с детьми выявляют посторонние люди. Самому ребенку довольно трудно кому-то об этом рассказать, так как он испытывает чувство вины и страха. Что же предпринять, если вы распознали симптомы домашнего насилия или, что еще хуже, малыш признался вам в этом? Первое, что стоит сделать, – это сохранять спокойствие. Ваше волнение и паника могут только напугать ребенка, которому и без того было сложно кому-то открыться. Следующий шаг должен состоять в сообщении происходящего органам опеки. Многие люди не хотят это делать, так как боятся, что их никто не послушает и об этом узнают родители малыша. Но если на кону стоит здоровье и благополучие ребенка, то лучше пожалеть о том, что сделал, чем оставить его без помощи.
Определение, виды, последствия.
Под жестоким обращением мы понимаем любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого нарушается здоровье и социальное благополучие ребенка, создаются условия, мешающие его оптимальному физическому и/или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.
Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей (abuse): психологическое, физическое и сексуальное, пренебрежение основными потребностями ребенка.
Сексуальное насилие
Такая форма жестокого обращения с подрастающим поколением считается самой страшной, так как ее очень сложно выявить. Как правило, ребенок боится рассказывать кому-либо о совершающемся над ним насилии из-за непреодолимого чувства униженности, вины и возможного осуждения. Помимо этого, данный вид жестокого обращения, в отличие от предыдущего, не оставляет заметных для окружающих следов на теле малыша, что делает невозможным распознать его со стороны.
Важно понимать, что насилие подобного рода – это не только непосредственное принуждение несовершеннолетнего к половому акту. Случаи жестокого обращения с детьми в данном контексте могут включать в себя любые действия, направленные на удовлетворение сексуальных желаний взрослого с участием ребенка. Сюда может входить как совершение полового акта, так и просмотр или создание каких-либо порнографических материалов.
Причины насилия над детьми
Некорректное, точнее, выходящее за рамки общепринятых норм, отношение к малышу со стороны родителей, как правило, не возникает просто так. Этому способствуют определенные факторы. Ниже приведен список причин, которые наиболее часто влекут за собой насилие над ребенком:
- Наркотическая или алкогольная зависимость. В таких случаях жестокое обращение с детьми происходит из-за невозможности контролировать свои действия.
- Проблемы социального характера (бедность, развод). Как правило, родитель пытается сорвать на ребенке все свое отчаяние либо же просто упивается горем, предоставив малыша самому себе.
- Психические расстройства. Иногда медики выявляют у одного из членов семьи, практикующего жестокое обращение с чадом, диагноз, провоцирующий такое поведение. Например, человек может быть болен шизофренией или подвержен сильной депрессии.
- Травма детства. Часто оказывается, что неблагополучные родители сами подвергались насилию со стороны взрослых в школьном возрасте, что вполне могло оставить отпечаток на их отношении к воспитанию.
Насилие над ребенком: можно ли его распознать?
Чем дольше маленький человек подвергается жестокому отношению, тем более сильные нарушения происходят в его психике. Отсюда можно сделать вывод, что раннее выявление домашнего насилия гарантирует быстрое выздоровление малыша. Распознать жестокое обращение с детьми в семье не всегда бывает просто. Часто оно носит скрытый характер. Однако существуют некоторые особенности поведения ребенка, по которым можно заподозрить родителей в жестоком обращении:
- Запуганность, чрезмерная неуверенность в себе, постоянная боязнь совершить ошибку.
- Отсутствие теплых чувств к определенному члену семьи (родитель, опекун и т. д.).
- Выраженные акцентуации характера (излишняя агрессия либо пассивность, повышенная серьезность либо безразличие).
Стоит уточнить, что наличие одного или нескольких симптомов еще не является достоверным доказательством насилия в семье.
Пренебрежение ребенком
Если все вышеперечисленные виды жестокого обращения представляли собой действия насильственного характера, то в данном случае ситуация, скорее, совершенно обратная. Нередко родители оставляют своих чад на произвол судьбы, не заботясь об их воспитании и не выполняя хотя бы самых необходимых базовых обязанностей. Как правило, низкое социальное положение, подкрепленное наркотической или алкогольной зависимостью, вызывает такое жестокое обращение с детьми. В школе ребенок может не числиться вообще, не говоря уже о хорошей успеваемости. Иногда родители настолько забывают о существовании своих чад, что даже не подают документы в образовательные учреждения. Малыши, страдающие от пренебрежения взрослых, остаются без каких-либо возможностей для существования: одежды, питания, крова, лекарств. В дополнение ко всему перечисленному детям не хватает простого внимания и заботы, поэтому они растут отчужденными, чувствуя себя никому не нужными.
Физическое насилие
Факты жестокого обращения с детьми в виде нанесения им телесных травм - далеко не редкость. Родители или другие люди, несущие ответственность за ребенка (либо ухаживающие за ним), могут осуществлять такую форму насилия как преднамеренно, так и по причине невозможности контролировать свои действия.
В первом случае нередко избиение малыша сопровождается осознанной необходимостью наказать его. Здесь нужно уметь распознать тонкую границу между воспитанием и проявлением жестокости. Ведь цель наказания состоит в том, чтобы научить малыша отличать плохое от хорошего, а не патологически бояться своих родителей. Если меры воспитания превращаются для ребенка в пытку, оставляющую травмы на его теле (синяки, переломы, порезы, ожоги и т. д.), то это уже можно считать физическим насилием.
Эмоциональное насилие
По сути, каждая форма жестокого обращения в результате приводит к личностным травмам, поэтому она в каком-то роде является формой эмоционального насилия. Однако в данном случае идет речь о непосредственном воздействии на психику ребенка при помощи высказываний или действий. К таковым относятся:
- Оскорбления и унижение ребенка.
- Насмешки.
- Угрозы в словесной форме.
- Постоянная критика ребенка.
- Изоляция малыша от сверстников и других людей.
Жестокое обращение родителей с детьми подобного характера наносит не меньший вред, чем физические травмы. Ребенок начинает ощущать себя никчемным и ни на что не способным. Вместо того чтобы чувствовать заботу и любовь родителей, он получает осознание собственной неполноценности.
Вопросы и ответы
Источники
Использованные источники информации.
- https://www.syl.ru/article/204647/new_jestokoe-obraschenie-s-detmi-v-seme-otvetstvennost-profilaktika
- https://5psy.ru/obrazovanie/jestokoe-obraschenie-s-detmi-opredelenie.html
- http://semeynoepravo.com/likbez/zhestokoe-obrashhenie-s-detmi.html