Права и обязанности пассажира регламентируются нормативными актами РФ. За несоблюдение некоторых обязательств возможно наложение штрафа на нарушителя.
Содержание
Правила посадки и высадки пассажиров
ПДД для пассажиров предусматривают также и особые правила для посадки и высадки пассажиров из транспортных средств.
Посадка и высадка должны осуществляться со стороны тротуара или обочины дороги. Замечу, что речь необязательно идет о правой стороне проезжей части. В случае разрешенной остановки или стоянки на левой стороне дороги пассажиры должны садиться в автомобиль только с левой стороны.
Посадка на заднее сиденье автомобиля почти всегда возможна со стороны тротуара. Однако того же нельзя сказать о переднем пассажирском сиденье. Если посадка со стороны обочины невозможна, правила разрешают входить в автомобиль со стороны проезжей части, но при этом не должны создаваться помехи для пешеходов, велосипедов, автомобилей и других участников дорожного движения.
Тем не менее водитель грузового автомобиля перед поездкой должен проводить с пассажирами инструктаж по правилам посадки, высадки и размещения в кузове:
22.4. Перед поездкой водитель грузового автомобиля должен проинструктировать пассажиров о порядке посадки, высадки и размещения в кузове.
Следует подчеркнуть, что до того момента, как пассажир начал входить в транспортное средство, он является пешеходом. То же самое касается и ситуации, когда пассажир уже вышел из транспортного средства. В данном случае человек должен руководствоваться правилами для пешеходов:
ПДД для пешеходов
Правила поведения пассажиров
Для начала необходимо рассмотреть понятие пассажир, которое дается в действующих ПДД:
"Пассажир" - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
Итак, пассажиром признается участник дорожного движения, который находится в автомобиле или другом транспортном средстве либо входит или выходит из него.
Внимание! Обратите внимание, что пассажиром пешеход становится не тогда, когда он целиком погрузился в автомобиль, а в тот момент когда он решил это сделать и начал движение в сторону двери машины или автобуса.
Обязанности пассажира
Обязанности пассажиров рассматриваются в разделе 5 правил дорожного движения. В принципе, обязанностей немного, однако далеко не каждый пассажир с ними знаком.
Итак, пассажир обязан быть пристегнут ремнем безопасности, если автомобиль оборудован такими ремнями. При движении на мотоцикле пассажир обязан быть в застегнутом мотошлеме. Нарушение любого из этих правил может привести к весьма неприятным последствиям даже при небольшом ДТП.
Запреты для пассажира
Кроме того, для пассажира вводятся и несколько запретов:
1. Пассажир не должен отвлекать водителя от управления автомобилем. Далеко не каждый пассажир знает и понимает этот пункт правил. Не могу вспомнить ни одного пассажира, который бы всю дорогу просидел спокойно и молча. Как правило, пассажиры считают своим долгом всячески отвлекать водителя от дороги.
Замечу, что если действия пассажира отвлекут водителя и станут причиной дорожно-транспортного происшествия, то маловероятно, что пассажир понесет хоть какую-то ответственность, т.к. доказать его причастность к ДТП вряд ли удастся.
Естественно, речь не идет о ситуации, когда пассажир схватился за руль и своими действиями спровоцировал дорожную аварию.
2. Пассажиру запрещается открывать двери транспортного средства во время движения.
3. При поездке в кузове грузового автомобиля пассажирам запрещается стоять, а также сидеть на бортах или выше бортов.
Права пассажира
Пассажир, как участник дорожного движения, может передвигаться в разных транспортных средствах. Рассмотрим передвижение в транспортных средствах маршрутного назначения (метро, автобусы, маршрутки и т. д.), которые осуществляют перевозки по четкому графику, с фиксированным местом посадки и высадки пассажиров.
В данных автотранспортах обязанности пассажиров и водителей должны соблюдаться при посадке, высадке и во время движения. В большинстве случаев обязанности человек выполняет, а права, предусмотренные законом РФ, не применяются в повседневной жизни.
Это связано с двумя основными причинами:
- неосведомленность слоев населения, использующих маршрутные транспортные средства;
- личный (человеческий) фактор. Многие из прав пассажира могут быть осуществлены только через договоренность с другими участниками движения.
Несмотря на то, что присутствует личный фактор, существует ряд прав пассажиров, которые по закону не зависят от действий других лиц, сидящих в салоне. Они прописаны в законодательстве и определяют обязанности водителей или организаций, осуществляющих перевозку, к пассажирам общественного транспорта. Кроме того, за нарушение этих прав организация, которая осуществляет перевозку, по закону Российской федерации должна выплатить денежную компенсацию или возместить понесенный жертвой ущерб.
Основные права пассажиров, использующих общественное транспортное средство:
- перевозить детей в дошкольном возрасте (до 7 лет) – без оплаты за проезд;
- узнать маршрутследования автомобиля и требовать от организации, осуществляющей перевозку четкого следования заданному пути;
- перевозить без оплаты мелкий ручной багаж (сумки, пакеты, коляски);
- заходить и перевозить вместе с собой животных (кошек, собак);
- пассажир имеет право на комфортное и безопасное передвижение в транспортном средстве;
- имеет основание требовать от водителя соблюдения правил ПДД;
- право на сохранение целостности и сохранности багажа или ручной клади;
- потребовать аптечку или медицинскую помощь;
- осуществлять льготный (бесплатный) проезд на основании личных данных — участник войны, сотрудник полиции и т. д.;
- потребовать у контролера специальное удостоверение (показать удостоверение – обязанность контролера);
- попросить предоставить контактную информацию (адрес, телефон, Email) организации, осуществляющей перевозку.
В итоге можно сделать вывод о том, что пассажир имеет широкий спектр прав при передвижении в общественном транспорте. В случае нарушения прав – можно подать жалобу на транспортную компанию, которая не соблюдает свои обязанности. Если нарушение прав будет доказано, то выплата компенсации — обязанность компании (если вы понесли убыток или ущерб).
Перечень обязанностей
Когда человек входит в маршрутное транспортное средство, кроме прав, он должен соблюдать свои обязанности по отношению к транспортной организации.
Обязанности пассажира, использующего общественный транспорт:
- не терять билет до окончания поездки;
- находиться в осознанном состоянии и не мешать окружающим пассажирам;
- сохранять целостность транспортного средства;
- показать билет или проездной (по просьбе кондуктора, контроллера или водителя ТС);
- не нарушать общественный порядок;
- уступать места беременным женщинам, пожилым людям, детям дошкольного возраста;
- покинуть салон ТС на конечной остановке маршрута;
- при нахождении забытых или неопознанных вещей сообщить водителю или кондуктору;
- не мешать работникам ТС (водителю, кондуктору) в осуществлении их обязанностей и работы;
- не закрывать проход в ТС другим пассажирам;
- оплатить стоимость проезда или провоза багажа.
При использовании автомобиля общественного назначения не все соблюдают свои обязанности. Связанно это с тем, что ответственность за невыполнение обязанностей будет только с точки зрения морали. Ситуаций, в которых процесс доходил до судебного рассмотрения дела в России – нет. Обязанности несут характер рекомендаций и основываются на моральных ценностях и правах человека и гражданина.
Вопросы и ответы
Источники
Использованные источники информации.
- https://pddmaster.ru/pdd/passazhir-pdd.html
- https://lawecon.ru/prava-i-obyazannosti-passazhira/