Обоснование закупки у единственного поставщика по 44 ФЗ, как это работает и в каких случаях ее запрещается проводить. Закупка у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика по 44-ФЗ
Содержание
- Что значит закупка у единственного поставщика?
- Проверка контрактов, заключенных с единственным поставщиком
- Неконкурентная процедура
- Согласование закупок по-новому
- Процедура проведения проверки контролирующим органом
- Изменение правил обоснования закупок
- Когда можно проводить
- Извещение о закупках уходит в прошлое
- Согласование заключения контракта и содержание обращения
- Случаи закупки у единственного поставщика
- Как проводится процедура
- Что такое закупка у единственного поставщика
- Обоснование закупки у единственного поставщика
- Закупка у единственного поставщика по 22-ФЗ
- Поправки в правилах проведения внешней экспертизы
- Малые закупки
- Как провести закупку у единственного поставщика по 44-ФЗ
- Вопросы и ответы
Что значит закупка у единственного поставщика?
Прежде чем детально разбираться в теме нашей сегодняшней статьи, предлагаю начать с определения.
Закупка у единственного поставщика — неконкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика.
Стоит отметить, что закупка у ЕП является правом, а не обязанностью заказчика (исключение составляют лишь закупки у ЕП при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ). Закупки у ЕП привлекают заказчиков своей относительной простотой и небольшими временными затратами. Закупка у ЕП используется во всех случаях, когда сумма контракта является незначительной и не установлены какие-либо дополнительные ограничения.
Проверка контрактов, заключенных с единственным поставщиком
Закон содержит требование уведомить контролирующий орган о заключении контракта с единственным поставщиком в срок не позднее 1 рабочего дня после даты подписания договора. Это необходимо для того, чтобы контролирующий орган (ФАС в данном случае) мог провести проверку и выявить, были ли допущены нарушения при использовании норм, предусмотренных статьей 93 44-ФЗ.
После заключения контракта заказчик направляет соответствующее уведомление в ФАС или орган местного самоуправления (в особых случаях – в другой уполномоченный орган). К данному уведомлению обязательно прикрепить копию самого заключенного контракта, а также предоставить обоснование закупок у единственного поставщика. После получения документов, контролирующий орган начинает проверку. Строгой регламентируемой процедуры проверки не существует, однако, как правило, она содержит ряд основных этапов.
Этапы проверки уведомления о заключении контракта с единственным поставщиком:
- Специалист тщательно проверяет поступивший пакет документов на соответствие всем нормам закона 44-ФЗ и статьи 93;
- По результатам проведенной проверки подготавливается доклад;
- В том случае, если в действиях заказчика нарушений обнаружено не было, то контролирующий орган не предпринимает никаких действия – заказчик продолжает работы по контракту;
- В том случае, когда в действиях заказчика были обнаружены нарушения, контролирующий орган вправе организовать внеплановую проверку. О проведении данной проверки заказчик будет уведомлен в обязательном порядке;
- По результатам проведенной проверки будет принято решение относительно дальнейшей судьбы данного контракта.
В большинстве случаев, если заказчик действует строго согласно закону и не злоупотребляет своим правом закупать товары у единственного поставщика, контролирующий орган не будет препятствовать таким закупкам.
Вернуться к началу
Преимущества и недостатки применения статьи 93 Закона 44-ФЗ
Закупки у единственного поставщика в рамках статьи 93, как и любой другой вид закупок, имеют свои преимущества и недостатки.
Преимущества:
- Возможность заключить контракт с известным проверенным поставщиком, что резко снижает риски неисполнения контракта.
- Простота процедуры заключения контракта на условиях статьи 93 также ведет к снижению риска срыва сделки.
- Нет необходимости проводить конкурс и тратить на это финансовые и человеческие ресурсы.
- Документально процедура заключения контракта в рамках статьи 93 Закона 44-фз гораздо проще, требует меньше времени.
Недостатки:
- Нет возможности существенно снизить цену контракта, так как отсутствует процедура аукционного отбора;
- Конкуренция отсутствует, что может отразиться на качестве выполняемых работ (поставляемых услуг), если заказчик работает не с проверенным исполнителем;
- ФАС относится к закупкам у единственного поставщика с максимальным вниманием, чтобы исключить возможность злоупотребления и сговора;
- На заказчика ложится повышенная ответственность.
Выбирая простую и быструю процедуру заключения контракта с единственным поставщиком, будьте внимательны. Если все условия ст. 93 и прочих нормативно-правовых актов не будут соблюдены полностью, вас могут ждать серьезные штрафные санкции. Антимонопольная служба максимально строго контролирует работу с единственными поставщиками, так как именно при такой схеме заключения контракта чаще всего встречаются нарушения принципа здоровой конкуренции.
Если вы не уверены, что у вас есть достаточные причины для отказа от конкурсного метода, лучше всего не прибегать к закупкам у единственного поставщика. Практика также показывает, что контролирующие органы крайне настороженно относятся к компаниям, которые слишком часто осуществляют закупки у единственного поставщика (если, конечно, эти компании не работают в особых сферах, например, оборонной, где использование других процедур не распространено).
Важно
Перед тем, как заключать контракт с единственным поставщиком, тщательно ознакомьтесь с актуальным перечнем условий пункта 1 статьи 93. Данный пункт периодически редактируется законодательством. Последняя редакция Закона 44-ФЗ размещена на нашем сайте.
Заказчику, который решил воспользоваться процедурой закупок у единственного поставщика и работает в рамках пункта 1 статьи 93, также следует помнить, что в любой момент контролирующий орган может потребовать обоснования. При этом, далеко не всегда ссылка на непреодолимые обстоятельства (например, «горящие» сроки) будет принята в качестве достаточно обоснования такого контракта.
Вернуться к началу
Больше ответов на вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах» Возьмите гостевой доступ
Неконкурентная процедура
В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?
Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям, заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24, 25 ч. 1 ст. 93, ч. 18 ст. 83 № 44-ФЗ).
Обращаем ваше внимание на интересную деталь в законе: когда закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), то заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 48, 59), а иногда и запрос котировок или запрос предложений (ч. 2 ст. 72, ч. 2 ст. 83).
Согласовывать закупку у единственного поставщика по итогам несостоявшихся торгов больше не нужно. С 2015 года отменяется обязанность заказчика согласовывать заключение контракта в ФАС в случае признания конкурентных способов закупки несостоявшимися (п. 25 ч. 1 ст. 93).
Ответственность и штрафы заказчиков по 44-ФЗ – вебинар в Школе электронных торгов
При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.
Преимущества закупки у ЕП
- Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
- Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
- Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при выборе конкурентных способов закупок.
- Заказчику не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.
Недостатки закупки у ЕП
При закупке у единственного поставщика заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе. Также ему сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, на открытом конкурсе, из-за отсутствия конкуренции.
ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона. Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.
Согласование закупок по-новому
Законопроект наделяет новым полномочием правительство. Оно будет определять случаи согласования с ФАС заключения контрактов с единственным исполнителем. Такое согласование будет необходимо только в ходе определенных способов определения поставщика, а также при превышении зафиксированного размера начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). Все эти параметры и утвердит кабмин в отдельном постановлении.
ВАЖНО! Вместе с тем необходимость согласования в запросах котировок уже исключена самим законопроектом.Процедура проведения проверки контролирующим органом
При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик обязан уведомить в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок. Уведомление о такой закупке направляется в ФАС, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.
Регламента проведения проверки заключения контракта не предусмотрено.
- Сотрудник контролирующего органа рассматривает поступившее уведомление и оценивает действия заказчика по заключению контракта на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ.
- По итогам проверки подготавливается докладная записка.
- В случае отсутствия нарушений Закона № 44-ФЗ в действиях заказчика информирование последнего процедурой не предусмотрено.
- Если обнаружены нарушения — контролирующий органом организует внеплановую проверку, о которой заказчик обязательно будет уведомлен.
Изменение правил обоснования закупок
Минфин также обратил внимание и на процедуру обоснования невозможности проведения процедуры определения поставщика в конкурентной форме. Ведомство считает, что необходимость обосновывать закупки, в т. ч. и способ определения поставщика, неэффективно. Таким образом, в законопроекте предлагается устранить обязанность организаторов торгов готовить обоснование согласно ч. 3 ст. 93 Закона о контрактной системе.
ВАЖНО! Одновременно с этим Минфин предлагает включать расчет и обоснование цены во все контракты с единственным поставщиком.Когда можно проводить
Кроме нескольких конкурентных способов госзакупок (когда в процедуре участвуют два и более претендента), законодательством предусмотрен особый неконкурентный способ — закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). По времени и трудозатратам этот способ определения исполнителя очень удобен для всех участников.
Правила прописаны п. 1 ст. 93 44-ФЗ. Перечень случаев, когда заказ осуществляется у единственного поставщика, довольно обширен: предусмотрено 55 оснований, в их числе:
- заказ товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий;
- оказание услуг водо-, тепло- и газоснабжения, а также водоотведения;
- купля-продажа электроэнергии;
- поставка культурных ценностей, например музейных коллекций;
- заказ услуг для нужд обороны страны.
Извещение о закупках уходит в прошлое
Законопроектом установлено, что заказчик перестанет размещать извещение о проведении госзакупок у единственного поставщика в силу избыточного характера этой процедуры. Новые правила будут распространяться на закупки на основании пунктов 1-3, 6-8, 11-14, 16-19 части 1 статьи 93 44-ФЗ.
Эти госзакупки заранее размещаются в плане-графике, следовательно, информация об их проведении обеспечивается. Ведомство указывает, что раз такие закупки проводятся в неконкурентной форме, дополнительно доводить информацию до участников закупок, кроме включения информации в план, нецелесообразно.
Согласование заключения контракта и содержание обращения
Согласование проводится в следующих органах:
- В целях обеспечения федеральных нужд — в ФАС России.
- В целях обеспечения нужд субъекта РФ — в органе исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок.
- В целях обеспечения муниципальных нужд — в органе местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок.
Какие документы нужны для согласования?
- Дата и номер извещения об осуществлении закупок, размещенного в ЕИС.
- Копии протоколов, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
- Копия документации о закупке, а также разъяснений и изменений к ней (если такие изменения или разъяснения были сделаны заказчиком).
- Копии заявок на участие в конкурсе, повторном конкурсе, запросе предложений.
Порядок согласования установлен в Приложении № 2 к Приказу Минэкономразвития России от № 189. Для того чтобы согласовать заключение контракта, заказчику нужно подготовить и направить в контрольный орган обращение.
Процедура обращения:
- Направление обращения (≤ 10 дней с даты протокола). Заказчик признал соответствующей одну заявку или подана только одна заявка. Здесь важно в течение 10 дней направить пакет документов в контролирующий орган.
- Прием обращения (возврат ≤ 5 рабочих дней). Если какой-то документ отсутствует или есть какие-то ошибки, то обращение возвращается не позднее 5 рабочих дней. Обращение направляется повторно после устранения ошибок.
- Рассмотрение обращения (≤ 10 рабочих дней с даты поступления). Если обращение соответствует требованиям закона, то ему присваивается номер, начинается рассмотрение.
- Заключение контракта (≤ 20 дней с даты согласования). Минимального срока нет, указан только максимальный. Согласование получено, контракт может быть подписан и заключен по факту быстрее, если в этом есть необходимость.
Возврат обращения осуществляется:
- в случае непредставления документов и (или) информации, предусмотренных Приказом №189;
- в случае направления обращения, содержащего вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного контрольного органа.
Обратите внимание: если все документы присутствуют, то комиссия не вправе возвращать обращение.
Решение о согласовании принимается, если нет ошибок в заявке и закупка проведена по требованиям закона. Могут быть незначительные нарушения: к примеру, не указаны сведения о контрактной службе заказчика. Такое нарушение не влияет на результат. Если нарушения повлияли на результат, то это влечет за собой отказ в заключении контракта и возбуждение дела об административном правонарушении. Иные основания не предусмотрены!
Комментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара «Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации».
Сложности могут возникнуть с определением срока направления обращения. Закон № 44-ФЗ указывает на то, что обращение о согласовании единственного поставщика (тот самый комплект документов) направляется не позднее 10 рабочих дней с даты публикации протокола о подведении итогов процедуры. Возврат обращения возможен, если не предоставлен полный пакет документов. Отказ в согласовании возможен, если выявлены нарушения, повлиявшие на исход процедуры. Если обращение направлено по истечении 10 дней со дня публикации протокола, то возвратить заявку не могут, так как нарушений нет и предоставлен полный пакет.
Ввиду того, что электронный аукцион и запрос котировок предполагают выбор победителя только по одному критерию — цене, дополнительная проверка и согласование не требуются.
По итогам рассмотрения, если все в порядке, то в пределах 10 рабочих дней контролирующий орган может принять одно из трех решений:
- Решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (с указанием выявленных нарушений, которые не повлияли на результат).
- Решение об отказе о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, если по результатам рассмотрения представленного обращения или прилагаемых к нему документов выявлены нарушения, которые повлияли на результат.
- Решение о согласовании, но могут быть зафиксированы факты нарушения в действиях заказчика и материалы будут передаваться на административное производство в отношении должностных лиц, которые эти нарушения допустили.
Материалы по теме:
Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ: что нужно учитывать
Малые закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ
Случаи закупки у единственного поставщика
Такие закупки реализуются в двух вариантах:
- заказчик направляет предложение единственному подрядчику с предложением заключить контракт на поставку необходимых товаров, работ, услуг;
- заказчики принимает предложение от определенного подрядчика на заключение контракта.
Банковская гарантия на исполнение контракта
заключенного с единственным поставщиком
ПолучитьЗакупка у единственного поставщика по 44-ФЗ
По статистике Минфина, за первое полугодие 2019 года в ЕИС было опубликовано 440 тысяч извещений о проведении закупки у единственного поставщика. Это второй по популярности способ. На первом только электронный аукцион.
Все случаи, когда можно заключать контракт с единственным поставщиком, перечислены в части 1 статьи 24 44-ФЗ. Всего там 52 пункта. Приводим сокращенный и немного обобщенный список таких случаев:
- Деятельность субъектов естественных монополий
- Указ или распоряжение Президента или Правительства
- Признание определения поставщика при конкурентной процедуре несостоявшимся
- Мобилизация
- Закупка до 100 тыс. руб.
- Закупки государственного или муниципального учреждения культуры
- Закупка декораций, костюмов, театрального реквизита
- Билеты в театр, зоопарк, цирк, экскурсионные билеты
- Организация мероприятия
- Поставка культурных ценностей
- Народные художественные промыслы
- Преподавательские или экскурсоводческие услуги
- Работы, которые может выполнять только орган исполнительной власти
- Вооружение и военная техника
- В случае аварии, ЧС
- Товары и услуги от предприятия УИС
- Объекты авторского права (за исключением проката фильма)
- Авторский надзор за строительством
- Обеспечение визитов глав иностранных государств
- Обеспечение деятельности объектов государственной охраны
- Управление многоквартирным домом
- Субъект РФ или муниципалитет покупает или арендует нежилое помещение
- Ремонт нежилых помещений
- Направление работника в командировку
- Закупка лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний или по решению врачебной комиссии
- Купля-продажа электрической энергии с гарантирующим поставщиком
- Закупки ЦИК
- Оборудование для инновационных площадок
- Банковская гарантия для бюджетного учреждения
- Средства разведывательной деятельности для внешней разведки
- Средства контрразведывательной деятельности для ФСБ
- Сбор и обработка первичных статистических данных
- Информация баз данных
- Закупки, связанные с оперативно-розыскной деятельностью
- Воинские перевозки
- Закупка товара, произведенного на территории РФ в соответствии со специальным инвестиционным контрактом
- Изготовление акцизных марок для алкогольной и табачной продукции, ввозимых в РФ
- Защита интересов РФ в иностранных и международных судах и арбитражах
- Орган исполнительной власти лечится за границей
- Осуществление государственной охраны
- Услуги кредитных рейтинговых агентств
- Модернизация информационных систем для обеспечения деятельности Федерального Собрания
Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ
В отчете по закупкам Минфин сообщает, что в первом полугодии 2019 года заказчиками осуществлялись закупки с применением 2 092 способов определения поставщика. 95% неконкурентных закупок, из которых доля закупок у единственного поставщика составляет 42%.
Почему заказчики так любят этот способ? 223-ФЗ не содержит конкретных ограничений применения закупки у единственного поставщика. Статья 3.6, регулирующая конкретно эту процедуру, появилась 1 июля 2019 года. Она гласит:
Порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.
Как проводится процедура
Обязательные действия, которые необходимо совершить при такой процедуре, составляют небольшой перечень. Для этого потребуется:
- Разместить в ЕИС извещение о процедуре не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта (ч. 2 ст. 93 ФЗ № 44).
- В срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения уведомить контрольный орган о проведении тендера (в случаях, предусмотренных п. 6, 9, 34 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44).
- Приложить копию заключенного контракта с обоснованием заключения (на основании ч. 2 ст. 93 ФЗ № 44).
Условия извещения установлены п. 1, 2, 4 ст. 42 и п. 8 ст. 93 Закона о контрактной системе. Если сведения о заказе составляют государственную тайну, публиковать извещение не нужно. Получается, если контракт заключается с единственным поставщиком, заказчик может заключить его уже спустя пять дней после обнародования условий извещения.
Бывают случаи, когда закон обязывает обосновать в отчете невозможность или нецелесообразность выбора иных способов определения исполнителя, а также цену и существенные условия соглашения (ч. 3 ст. 93 44-ФЗ). В такой ситуации необходимо произвести расчет и обоснование цены (ч. 4 ст. 93 44-ФЗ).
Что такое закупка у единственного поставщика
Закупка у единственного поставщика - это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).
Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ).
Обоснование закупки у единственного поставщика
Заказчик не может заключить контракт с единственным поставщиком, когда ему захочется. Закупочное законодательство устанавливает определенные рамки.
44-ФЗ требует от заказчика:
- Согласовать заключение контракта с единственным поставщиком с органом исполнительной власти;
- Обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения, а также цену контракта и иные существенные условия контракта;
- Уведомить ФАС о заключении контракта с единственным исполнителем;
- Отчитаться о количестве и стоимости договоров, заключенных по результатам закупки у единственного поставщика.
В 223-ФЗ ограничений меньше. С 1 июля 2018 года при закупке у единственного поставщика достаточно включить сведения в план и направить их в Реестр договоров. В положении о закупке нужно указывать исчерпывающий перечень случаев проведения такой процедуры.
Закупка у единственного поставщика по 22-ФЗ
Закупку у единственного поставщика в рамках 223-ФЗ также иногда называют прямой закупкой.
В зависимости от инициативной стороны закупка у ЕП может осуществляться путем направления предложения о заключении договора конкретному поставщику, либо принятия предложения о заключении договора от одного поставщика без рассмотрения конкурирующих предложений.
Случаи осуществления прямой закупки (закупки у ЕП), порядок проведения такой закупки, а также порядок заключения и исполнения договора устанавливает сам заказчик в своем Положении о закупке (ч.2 ст.2 223-ФЗ). Положение о закупке — документ, который регламентирует всю закупочную деятельность заказчика.
Согласно ч. 15 ст. 4 223-ФЗ заказчик вправе не размещать в единой информационной системе (ЕИС) сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. рублей. В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. рублей, заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. рублей. Из вышесказанного следует, что большая часть закупок, проводимых заказчиками и не превышающих 100 (500) тыс. рублей, является именно закупками у единственного поставщика. В таких случаях заказчики также имеют право не размещать в ЕИС сведения о закупке, в том числе извещение, документацию и протоколы закупки, что значительно облегчает жизнь заказчикам.
В том случае, если закупка у ЕП превышает 100 (500) тыс. рублей, заказчик обязан разместить информацию о такой закупке в ЕИС (а до ввода ЕИС в эксплуатацию на официальном сайте ). Перечень необходимых сведений, размещаемых заказчиком в ЕИС (на официальном сайте) установлен в ст. 3 и 4 223-ФЗ. Порядок публикации документации о проводимой закупке на официальном сайте содержится в «Положении о размещении на официальном сайте информации о закупке», утвержденном Постановлением Правительства РФ от г. № 908.
Самые распространенные случаи осуществления закупки у ЕП в рамках 223-ФЗ:
- Незначительная стоимость приобретаемой продукции (работ, услуг), когда применение конкурентных способов закупки нецелесообразно;
- Наличие необходимой продукции только у одного поставщика (Федеральный закон от г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»);
- Поставщик является обладателем исключительных прав в отношении данной продукции;
- Ранее проведенная закупка, осуществленная конкурентным способом, не состоялась;
- Срочная потребность в продукции (чрезвычайные ситуации, аварии и т.д.).
Информация для заказчиков: При проведении прямой закупки до 100 (500) тыс. рублей информация о такой закупке может не включаться в план закупок, однако такая информация должна быть включена в ежемесячный отчет и отчет Росстата. Закупка может быть проведена на основании распоряжения или приказа.
ЕП фигурирует в форме 1 — закупки Росстата. Отчет сдается одни раз в полгода, сроком не позднее 25 июля и 25 января.
Поправки в правилах проведения внешней экспертизы
В этом же проекте закона Минфин решил исправить свою техническую ошибку и сделать необязательной внешнюю экспертизу для госконтрактов по итогам электронных процедур, которые не состоялись. Дело в том, что с в таких случаях госзаказчик обязан проводить внешнюю экспертизу. А произошло это потому, что в список ситуаций, когда она не требуется, не добавили заключение контракта с единственным поставщиком по итогам несостоявшихся электронных тендеров.
Малые закупки
Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 100 000 рублей. Законом № 44-ФЗ установлено условие: годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 2 000 000 рублей или 5% совокупного годового объема закупок заказчика (если 5% более 2 млн. руб.) и не должен составлять более чем 50 000 000 рублей. Указанные ограничения не применяются в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений. Подробнее о малых закупках читайте в статье Малые закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ.
Стоит отметить, что закупки на сумму до 100 000 рублей не ограничены правилом об одноименных товарах. Ранее (по нормам закона № 94-ФЗ) сумма всех заказов на поставку одноименных товаров (выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг) в течение квартала не должна превышать 100 000 рублей (п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ).
Пример. В марте текущего года заказчик заключает контракт на поставку оргтехники в офис на сумму 90 000 руб. В апреле этого же года он вправе закупить тот же товар у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 100 000 рублей. При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения при условии, что годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не превысит 2 млн рублей или 5% от совокупного годового объема закупок и составит при этом не более 50 млн руб.
Тип «закупка малого объёма» очень популярен среди заказчиков из-за своей простоты:
- Во-первых, закупки по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не нужно отражать в плане-графике в полном объёме. Информация о таких закупках отражается одной общей суммой за год, без указания сведений по каждой закупке.
- Во-вторых, извещение о проведении такой закупки не размещается в единой информационной системе.
- В-третьих, по таким закупкам не нужно составлять отчёт об исполнении этапа контракта и вносить сведения в реестр контрактов.
Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».
Как провести закупку у единственного поставщика по 44-ФЗ
Закупки у единственного поставщика пользуются большим спросом во многом благодаря тому, что сама процедура крайне проста. Заказчик должен сделать несколько простых действий.
Размещение в Единой информационной системе (ЕИС) извещения о процедуре проведения закупок у единственного поставщика. Крайний срок – за пять дней до даты заключения контракта.
Уведомление контрольного органа. Это должно быть сделано не позднее одного рабочего дня с даты заключения самого контракта.
Кроме того, заказчик должен приложить к документам копию заключения, в котором содержится обоснование закупок у единственного поставщика. Если такого обоснования не будет, то контролирующие органы вправе наложить санкции и отменить данную сделку, так как она является необоснованной и нарушает принцип честной открытой конкуренции.
В качестве обоснования может служить информация о признании проведенного конкурса несостоявшимся либо ссылка на условия, обозначенные в части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ. В некоторых случаях потребуется дополнительно указать невозможность или нецелесообразность проведения иных процедур определения поставщика, а также сослаться на стоимость или существенные условия контракта, которые предполагают использование процедуры закупок у единственного поставщика.
Важно
Необходимость обоснования закупок и размещения информации в единой информационной системе предусмотрена не для всех случаев закупок у единственного поставщика! Случаи, когда необходимо предоставить обоснование или разместить информацию, обозначены в ч. 2 и 3 статьи 93 44-ФЗ. Перед тем, как заключить контракт, внимательно ознакомьтесь с требованиями статьи.
Вернуться к началу
Практика применения статьи 93 Закона о контрактной системе. Особые случаи и условия
Практика применения условий, обозначенных в статье 93 44-ФЗ, имеет ряд особых случаев, которые требуют дополнительного внимания.
Закупки в оборонной сфере
Все, что так или иначе касается оборонной сферы или государственной (военной) тайны, имеет строгие ограничения, контроль и осуществляется в особых условиях. Что касается государственных закупок у единственного поставщика для нужд обороны, то здесь закон накладывает на заказчиков дополнительные ограничения. Осуществлять подобные закупки у «кого угодно» нельзя, существует Единый Реестр Поставщиков для нужд ГОЗ (государственного оборонного заказа).
Реестр единственных поставщиков для нужд оборонного заказа содержит наименования компаний, у которых можно закупать товары, работы и услуги. Данный реестр формируется Правительством РФ, его содержание строго контролируется.
Рекомендуемая форма обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком Скачать пример
Данный реестр является уникальным для области закупок у единственного поставщика. Для других отраслей (даже тех, что упомянуты в пунктах части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ) никаких официальных реестров не существует.
Малые закупки
Для небольших контрактов проводить полноценный конкурс иногда не имеет смысла, в том числе с финансовой точки зрения, именно поэтому законом в ч. 1 статьи 93 предусмотрена возможность проводить малые закупки у единственного поставщика. К малым закупкам относятся контракты размером до 100 тысяч рублей.
Закон 44-ФЗ содержит и другое требование для малых закупок у единственного поставщика: общий годовой объем малых закупок не должен превышать 2 миллиона рублей (или составлять более 5% общего совокупного годового объема закупок заказчика). Кроме того, общий объем малых закупок за весь период работы с госконтрактами не должен превышать 50 миллионов рублей. Исключение из этого правила составляют лишь закупки для сельских поселений.
Малые закупки на условиях 44-ФЗ пользуются большой популярностью, так как их не нужно подробно отображать в плане-графике закупок, нет необходимости размещать сведения о них в единой информационной системе. Ограничения, связанные с малыми закупками, введены для того, чтобы исключить злоупотребление данными возможностями.
Практика применения статьи 93 показывает, что малые закупки у единственного поставщика – это один из наиболее эффективных вариантов закупок для небольших государственных и муниципальных компаний, которые не работают с большими объемами и не имеют возможности содержать отдельный обширный штат сотрудников для работы с тендерами.
Форс-мажор
Форс-мажор – это особые ситуации, в которых заказчик может воспользоваться правом заключения контракта с единственным поставщиком. На практике получается, что многие пытаются использовать обстоятельства непреодолимой силы (именно так определяется форс-мажор) для заключения договора с интересующим поставщиком. Однако стоит помнить, что далеко не все обстоятельства можно понимать, как непреодолимые.
Непреодолимыми считаются обстоятельства, о которых не было известно заранее, которые невозможно предсказать и которые непосредственно влияют на условия исполнения обязательств по контракту. Подробнее с понятием можно ознакомиться в статье 401 Гражданского Кодекса. Чаще всего к такого рода обстоятельствам относятся различные катастрофы и чрезвычайные ситуации. При заключении контракта на основании форс-мажора необходимо предоставить доказательства целесообразности использования данного пункта статьи 93.
Уведомление об осуществлении закупки у единственного поставщика Скачать шаблон и образец Вопросы и ответы
Источники
Использованные источники информации.
- https://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/zakupka-u-edinstvennogo-postavshika.html
- https://www.pro-goszakaz.ru/article/103003-stati-93-zakupki-u-edinstvennogo-postavshchika-po-44-fz
- https://school.kontur.ru/publications/51
- https://goscontract.info/podgotovka-k-tenderu/8-novykh-pravil-v-zakupkakh-u-edinstvennogo-postavshchika
- https://goscontract.info/kontrakt/zakupka-u-edinstvennogo-postavshchika-po-44fz
- https://school.kontur.ru/publications/1548
- https://tender-rus.ru/vopros-otvet/tender-stati/zakupka-u-edinstvennogo-postavshhika
Вопросы и ответы
Источники
Использованные источники информации.
- https://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/zakupka-u-edinstvennogo-postavshika.html
- https://www.pro-goszakaz.ru/article/103003-stati-93-zakupki-u-edinstvennogo-postavshchika-po-44-fz
- https://school.kontur.ru/publications/51
- https://goscontract.info/podgotovka-k-tenderu/8-novykh-pravil-v-zakupkakh-u-edinstvennogo-postavshchika
- https://goscontract.info/kontrakt/zakupka-u-edinstvennogo-postavshchika-po-44fz
- https://school.kontur.ru/publications/1548
- https://tender-rus.ru/vopros-otvet/tender-stati/zakupka-u-edinstvennogo-postavshhika