Как вывести оценщика на чистую воду. Многие не знают, что "лицензии на оценку" упразднены еще в 2007 году. Но это не означает, что оценкой может заниматься кто. ⟲⟳ Где и как получить лицензию оценщика и насколько сложен процесс получения сертификата оценщика? Мы нашли все варианты, рассказываем подробнее. Читай лично ⟲⟳
Содержание
Оценочная деятельность
До сих пор, клиенты частенько требуют предоставить "лицензию на оценку", которые были упразднены еще в 2007 году. Но это не означает, что документы на право заниматься оценкой вообще не существуют. В настоящей статье мы постараемся прояснить ситуацию по этому поводу.
Интересный факт — по действующему законодательству оценщиком может быть только физическое лицо. При этом он может заниматься оценочной деятельностью как в частном порядке, так и по трудовому договору с юридическом лицом. Во втором случае договор на оценку заключает юридическое лицо, но выполняет работу конкретный оценщик. Сами же юридические лица перестали быть субъектами оценочной деятельности вместе с отменой лицензирования в 2007 году.
Так какие же документы должны быть у оценщика, чтобы он имел право заниматься оценкой?
Во-первых оценщик должен иметь диплом по специальности имеющей направленность в области оценочной деятельности. На текущий момент это следующие специальности (образовательные программы):
- Оценка стоимости предприятия (бизнеса);
- Оценка стоимости недвижимости;
- Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств;
- Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности;
- "Финансы и кредит" специализация "Оценка собственности";
- "Антикризисное управление", специализация "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)".
Важный момент — специальности под номерами 2,3,4 позволяют оценщику заниматься оценкой только тех видов имущества, которые соответствуют названию специальности. Так, если у оценщика имеется диплом по специальности "Оценка стоимости недвижимости", то он не может выполнять оценку автомобилей или акций.
Также важно знать — специальность "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)" позволяет оценщику заниматься оценкой любых видов имущества, поскольку в составе бизнеса может встретиться все, что угодно. Это наиболее частая специальность, по которой получают свои дипломы оценщики.
Чтобы заниматься оценочной деятельностью, оценщик кроме специального образования, также должен:
- не иметь неснятной или непогашенной судимости;
- быть действующим членом саморегулируемой организации оценщиков — СРО;
- застраховать свою ответственность на сумму не менее 300 000 рублей;
Наличие или отсутствие судимости проверить стороннему лицу сложно. Но вам и не нужно волноваться по данному поводу. Это требование внимательно проверяет и отслеживает саморегулируемая организация оценщиков при вступлении нее и в процессе деятельности оценщика.
Как уже упоминалось оценщик обязательно вступает в саморегулируемую организацию оценщиков (СРО). Список всех существующих СРО оценщиков можно посмотреть на сайте РосРеестр. На дату написания настоящей статьи существует всего 15 СРО оценщиков. Но просто вступить туда недостаточно, нужно еще и иметь статус действующего члена — т.е. платить взносы и выполнять иные требования, иначе членство может быть приостановлено или, вовсе, аннулировано.
В своих отчетах оценщик в обязательном порядке указывает сведения о членстве в СРО, а в конец отчета обычно подшивает свидетельство о членстве или выписку из реестра членов СРО. Но наличие данной выписки не гарантирует, что именно сейчас членство оценщика не приостановлено. К счастью это довольно легко проверить на сайте СРО, членом которого является оценщик. Там всегда имеется реестр всех членов данного СРО в котором можно посмотреть текущий статус оценщика.
Для подтверждения выполнения требования о страховании оценщик указывает в своих отчетах все сведения о страховке, а часто еще и подшивает в конец копию страхового полиса. Главное, на что следует обратить внимание, чтобы дата составления отчета попадала на период действия полиса, иначе такой отчет может быть оспорен.
Часто еще спрашивают: "А есть ли какие-нибудь требования по обязательному периодическому повышению квалификации у оценщиков?" Отвечаем — действующим законодательством подобные требования не установлены. Раньше они были, но в 2007 году при реформировании оценочной деятельности их убрали из закона. Вероятно оставили на откуп СРО оценщиков. Но большинство СРО обязательного периодического повышения квалификации для рядовых оценщиков на текущий момент не требует.
Кроме всего вышеперечисленного есть один интересный момент. Как уже упоминалось, юридические лица не являются субъектами оценочной деятельности, но могут заключать договора на оценку. К таким юридическим лицам предъявляются определенные требования:
- в штате компании должно быть не менее двух оценщиков физических лиц, для которых соблюдены все требования, описанные выше (диплом, членство СРО, страховка);
- юридическое лицо должно застраховать свою ответственность на сумму не менее 3 000 000 руб.
При этом отчет может выполнить и подписать только один оценщик, что вполне законно. А вот заказчику останется только гадать выполнило ли вышеуказанные требования само юрлицо, с которым он заключил договор. Многие компании, заключающие договора на оценку указывают сведения о втором оценщике в договоре или отчете, но так делают не все.
Итак, подведем итог, какие обязательные документы может предоставить оценщик для подтверждения законности своей деятельности:
- диплом по специальности, имеющей отношение к оценочной деятельности;
- свидетельство о членстве или выписку из реестра членов СРО;
- действующий страховой полис на страхование профессиональной ответственности на сумму не менее 300 000 руб.
Для подтверждения квалификации оценщик может предоставить дополнительные дипломы, свидетельства, сертификаты, но всегда нужно помнить, что эти документы не являются обязательными.
Как вывести оценщика на чистую воду.
Многие не знают, что "лицензии на оценку" упразднены еще в 2007 году. Но это не означает, что оценкой может заниматься кто угодно. В этой статье вы узнаете какие документы должны обязательно быть у оценщика.
С оценкой большинство людей сталкивается не часто. Поэтому четкое представление о том, что же такое "оценочная деятельность" в массах отсутствует. Многие знают, что есть вот таки люди, как "оценщики", но кто они, какое образование имеют, какие разрешительные документы требуются для их работы даже не представляют. Причем этим страдают даже профессиональные юристы — судьи, адвокаты и пр.
Лицензирование оценочной деятельности
Одним из факторов регулирования оценочной деятельности является ее лицензирование. Федеральный закон от N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в ст.23 которого установлено, что оценочная деятельность подлежит лицензированию, вступил в силу 3 августа 1998 г., однако само положение о лицензировании долгое время находилось в стадии разработки. Это привело к тому, что в ряде регионов, в том числе и в Москве, были приняты собственные нормативные акты, регламентирующие лицензирование данного вида деятельности.
Если лицензиат имеет ранее выданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации лицензии, то действие этих лицензий прекратилось с 16 июля 2001 г. (то есть с момента вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от N 285 "О лицензировании оценочной деятельности"), и переоформлению они не подлежат. В соответствии с п.2 Положения о лицензировании оценочной деятельности, утвержденного Постановлением N 285, органом, осуществляющим лицензирование, было определено Министерство имущественных отношений Российской Федерации.
Кроме того, Определением Верховного Суда Российской Федерации от Дело N 5-г01-13 признано недействительным Распоряжение мэра Москвы от N 388-рм "О лицензировании оценочной деятельности в городе Москве". Таким образом, можно сказать, что законность выданных ранее органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации лицензий поставлена под сомнение, и все они, безусловно, утратили юридическую силу с 16 июля 2001 г.
После вступления в силу Постановления N 285 в России образуется единое правовое поле лицензирования оценочной деятельности. Государство взяло этот вид деятельности под свой жесткий контроль, а это значит, что с рынка уходят нелегальные оценщики, сокращается число недобросовестных сделок. С 16 июля 2001 г. оценочная деятельность без лицензии рассматривается как незаконное предпринимательство, договоры могут быть признаны недействительными и доходы, полученные оценщиком в результате выполнения работ, могут быть обращены налоговой инспекцией в доход государства.
Ранее в соответствии с п.4 Положения о лицензировании оценочной деятельности, утвержденного Постановлением N 285, лицензия выдавалась на осуществление следующих работ (услуг) в области оценочной деятельности:
а) оценка стоимости недвижимого имущества;
б) оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств;
в) оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности;
г) оценка стоимости предприятия (бизнеса).
Федеральный закон от N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" вступил в силу 10 февраля 2002 г. Этот Закон упростил процедуру получения лицензий, а также сократил число видов предпринимательской деятельности, подлежащих лицензированию. Однако оценочная деятельность, напротив, появилась в перечне услуг, подлежащих лицензированию в соответствии с данным Законом.
В связи с вступлением в силу Закона N 128-ФЗ, ст.17 которого включает оценочную деятельность в число видов лицензируемой деятельности, не разделяя ее на работы (услуги), принято новое Положение о лицензировании оценочной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от N 395, соответствующее требованиям Закона N 128-ФЗ (далее — Положение о лицензировании).
В настоящее время выдаются лицензии на осуществление оценочной деятельности нового образца без разделения на работы (услуги) со сроком действия 5 лет. Лицензии, выданные до 10 февраля 2002 г., будут сохранять юридическую силу до окончания срока своего действия.
Для получения лицензии соискатель представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:
для юридического лица — наименования, организационно — правовой формы и места его нахождения;
для индивидуального предпринимателя — фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность;
лицензируемой деятельности;
б) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом); копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя;
в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
д) копии документов работника (работников), подтверждающих получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности, а также трудовые отношения (приказ (распоряжение) о назначении на должность, трудовая книжка), заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке (для юридического лица); копия документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности (для индивидуального предпринимателя).
Если копии документов не заверены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, то вместе с копиями представляются оригиналы. Не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Положением. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 40 дней с даты поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами.
Закон N 128-ФЗ установил следующие лицензионные сборы и виды оплат:
за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии — лицензионный сбор в размере 300 руб.;
за предоставление лицензии — лицензионный сбор в размере 1000 руб.;
за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, — плата в размере 100 руб., которая зачисляется в соответствующий бюджет;
за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий, в виде выписок о конкретных лицензиатах — плата в размере 10 руб.
В связи с тем что оценочная деятельность включает оценку предприятия (бизнеса), одним из лицензионных требований Закона N 128-ФЗ выступает наличие у соискателя лицензии диплома, подтверждающего получение оценщиком образования по программе "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)" с количеством аудиторных часов более 800.
Положение о лицензировании устанавливает следующие требования к лицензиатам:
соблюдение лицензиатом требований законодательных и иных нормативно — правовых актов Российской Федерации по вопросам оценочной деятельности;
наличие в штате юридического лица как минимум одного работника, для которого данное юридическое лицо является основным местом работы, имеющего соответствующую квалификацию в области оценочной деятельности, полученную в рамках обучения по согласованным с уполномоченным Правительством Российской Федерации органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации профессиональным образовательным программам и подтвержденную документом об образовании;
наличие у индивидуального предпринимателя соответствующей квалификации в области оценочной деятельности, полученной в рамках обучения по согласованным с уполномоченным Правительством Российской Федерации органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации профессиональным образовательным программам и подтвержденной документом об образовании;
повышение не реже 1 раза в 3 года квалификации в области оценочной деятельности работника (работников) юридического лица и индивидуального предпринимателя;
страхование гражданской ответственности лицензиата путем заключения договора страхования по конкретному виду оценочной деятельности (в зависимости от объекта оценки) либо по конкретному договору об оценке объекта оценки;
предоставление по запросу лицензирующего органа документов и информации, необходимых для контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий.
Однако после получения лицензии это требование является обязательным.
Соискателями лицензии на осуществление оценочной деятельности выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые являются хозяйствующими субъектами. В соответствии со ст.4 Закона РСФСР от N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" хозяйствующие субъекты — это российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели.
Согласно ст.7 Закона N 948-1 запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Таким образом, не могут быть соискателями лицензий органы государственной власти. Филиалы и представительства также не могут быть соискателями лицензий, так как не являются юридическими лицами.
Иностранные инвесторы могут быть соискателями лицензии, если они:
созданы на условиях и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ и другими федеральными законами;
зарегистрированы в органах юстиции;
аккредитованы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
имеют филиал на территории Российской Федерации.
Отметим, что главными законодательными актами, которые необходимо соблюдать лицензиатам, являются Закон N 135-ФЗ и Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от N 519. Согласно этому Постановлению разработка и утверждение методических рекомендаций по оценочной деятельности применительно к различным объектам оценки (по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование в соответствующей сфере деятельности), видам стоимости объекта оценки, проведению оценки, а также экспертизы отчетов об оценке возложены на Минимущество России.
Как же получить лицензию оценщика?
Как же получить лицензию оценщика?Деятельность частного специалиста по оценке имущества, автотранспорта, бизнеса без лицензии сегодня неправомерна. Лицензия (сертификат) подходит для оценщика любой специализации.
Для получения документа в лицензионную организацию нужно предоставить следующие документы:
- заявление по форме;
- копии, подтверждающие правомерность работы оценщиком;
- трудовые договоры, если оценщик работает в государственной организации.
Других документов организация не вправе требовать.
Лицензия оценщика недвижимости
Для того, чтобы осуществлять полноценную деятельность оценщика недвижимости, нужна соответствующая лицензия. Такой документ является бессрочным.
Важное примечание. Многие оценщики считают, что, получив документ, можно прерывать свою деятельность и вспоминать о документе только тогда, когда он потребуется. Конечно, каждый специалист имеет право работать по специальности или нет. Однако, если не заниматься деятельностью оценщика, будет утеряна квалификация и начинать специалисту придется с нуля.
Таким образом, несмотря на бессрочность лицензии, она действительна лишь тогда, когда у вас есть рабочая деятельность. Стоит ее прекратить и вы потеряете квалификацию, а вместе с ней и лицензию.
Открытие фирмы
Как открыть фирму по оценке недвижимости? Открытие компании по оценке можно подразделить на следующие этапы :
- определение услуг, которые будут предоставляться;
- составление бизнес-плана;
- нахождение первоначального капитала;
- подбор кадрового состава;
- выбор офиса, в котором будет располагаться компания.
Данные пункты очевидны, но существует еще и организационно-правовой аспект. Компанию требуется правильно оформить.
Оптимальная форма юридического лица, в данном случае, – это ООО .
Рассмотрим порядок получения данного юридического статуса:
- подбор учредительных документов;
- заполнение регистрационной форме;
- уплата пошлины в размере 4 000 рублей;
- предоставление бумаг в налоговую инспекцию.
ВАЖНО! Весь этот процесс можно упростить. Для этого следует обратиться в юридическую компанию. Ее специалисты проведут сбор документов, их направление в соответствующие органы. Стоимость услуг составит ориентировочно 10 000 рублей.
Как получить лицензию на оценку недвижимости?
На оценочную деятельность обязательно следует получить лицензию. Данная необходимость прописана в статье 23 закона «Об оценочной деятельности в РФ» . Лицензия выдается на срок до пяти лет . Как получить лицензию на оценку недвижимости? Для ее получения нужно обратиться в лицензирующее учреждение, и представить заявление с указанием следующей информации:
Если предоставляются копии, все они должны быть заверены .
На фото ниже представлен образец лицензии на осуществление оценочной деятельности:
Размер лицензионных сборов
Размер оплаты за лицензионные услуги определяет закон «О лицензировании отдельных разновидностей деятельности» :
- рассмотрение заявления соискателя – 300 рублей;
- выдача лицензии – тысяча рублей;
- переоформление бумаги о проведении лицензирования – 100 рублей;
- предоставление выписок о лицах, получавших лицензию – 10 рублей.
Организация не может завышать стоимость услуг, определяемую законом .
Оценка недвижимости – определение стоимости объекта на основании множества факторов. Требуется при различных юридических сделках: вступление в наследство, судебные тяжбы, продажа имущества. Выполняется компаниями с лицензией на данный вид деятельности.
С оценкой большинство людей сталкивается не часто. Поэтому четкое представление о том, что же такое "оценочная деятельность" в массах отсутствует. Многие знают, что есть вот таки люди, как "оценщики", но кто они, какое образование имеют, какие разрешительные документы требуются для их работы даже не представляют. Причем этим страдают даже профессиональные юристы - судьи, адвокаты и пр. До сих пор, клиенты частенько требуют предоставить "лицензию на оценку", которые были упразднены еще в 2007 году. Но это не означает, что документы на право заниматься оценкой вообще не существуют. В настоящей статье мы постараемся прояснить ситуацию по этому поводу.
Интересный факт - по действующему законодательству оценщиком может быть только физическое лицо. При этом он может заниматься оценочной деятельностью как в частном порядке, так и по трудовому договору с юридическом лицом. Во втором случае договор на оценку заключает юридическое лицо, но выполняет работу конкретный оценщик. Сами же юридические лица перестали быть субъектами оценочной деятельности вместе с отменой лицензирования в 2007 году.
Так какие же документы должны быть у оценщика, чтобы он имел право заниматься оценкой?
Во-первых оценщик должен иметь диплом по специальности имеющей направленность в области оценочной деятельности. На текущий момент это следующие специальности (образовательные программы):
- Оценка стоимости предприятия (бизнеса);
- Оценка стоимости недвижимости;
- Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств;
- Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности;
- "Финансы и кредит" специализация "Оценка собственности";
- "Антикризисное управление", специализация "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)".
Важный момент - специальности под номерами 2,3,4 позволяют оценщику заниматься оценкой только тех видов имущества, которые соответствуют названию специальности. Так, если у оценщика имеется диплом по специальности "Оценка стоимости недвижимости", то он не может выполнять оценку автомобилей или акций.
Также важно знать - специальность "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)" позволяет оценщику заниматься оценкой любых видов имущества , поскольку в составе бизнеса может встретиться все, что угодно. Это наиболее частая специальность, по которой получают свои дипломы оценщики.
Чтобы заниматься оценочной деятельностью, оценщик кроме специального образования, также должен:
- не иметь неснятной или непогашенной судимости;
- быть действующим членом саморегулируемой организации оценщиков - СРО;
- застраховать свою ответственность на сумму не менее 300 000 рублей;
Наличие или отсутствие судимости проверить стороннему лицу сложно. Но вам и не нужно волноваться по данному поводу. Это требование внимательно проверяет и отслеживает саморегулируемая организация оценщиков при вступлении нее и в процессе деятельности оценщика.
Как уже упоминалось оценщик обязательно вступает в саморегулируемую организацию оценщиков (СРО). Список всех существующих СРО оценщиков можно посмотреть на сайте РосРеестр . На дату написания настоящей статьи существует всего 15 СРО оценщиков. Но просто вступить туда недостаточно, нужно еще и иметь статус действующего члена - т.е. платить взносы и выполнять иные требования, иначе членство может быть приостановлено или, вовсе, аннулировано.
В своих отчетах оценщик в обязательном порядке указывает сведения о членстве в СРО, а в конец отчета обычно подшивает свидетельство о членстве или выписку из реестра членов СРО. Но наличие данной выписки не гарантирует, что именно сейчас членство оценщика не приостановлено. К счастью это довольно легко проверить на сайте СРО, членом которого является оценщик. Там всегда имеется реестр всех членов данного СРО в котором можно посмотреть текущий статус оценщика.
Для подтверждения выполнения требования о страховании оценщик указывает в своих отчетах все сведения о страховке, а часто еще и подшивает в конец копию страхового полиса. Главное, на что следует обратить внимание, чтобы дата составления отчета попадала на период действия полиса, иначе такой отчет может быть оспорен.
Часто еще спрашивают: "А есть ли какие-нибудь требования по обязательному периодическому повышению квалификации у оценщиков?" Отвечаем - действующим законодательством подобные требования не установлены. Раньше они были, но в 2007 году при реформировании оценочной деятельности их убрали из закона. Вероятно оставили на откуп СРО оценщиков. Но большинство СРО обязательного периодического повышения квалификации для рядовых оценщиков на текущий момент не требует.
Кроме всего вышеперечисленного есть один интересный момент. Как уже упоминалось, юридические лица не являются субъектами оценочной деятельности, но могут заключать договора на оценку. К таким юридическим лицам предъявляются определенные требования:
- в штате компании должно быть не менее двух оценщиков физических лиц, для которых соблюдены все требования, описанные выше (диплом, членство СРО, страховка);
- юридическое лицо должно застраховать свою ответственность на сумму не менее 3 000 000 руб.
При этом отчет может выполнить и подписать только один оценщик, что вполне законно. А вот заказчику останется только гадать выполнило ли вышеуказанные требования само юрлицо, с которым он заключил договор. Многие компании, заключающие договора на оценку указывают сведения о втором оценщике в договоре или отчете, но так делают не все.
Итак, подведем итог, какие обязательные документы может предоставить оценщик для подтверждения законности своей деятельности:
- диплом по специальности, имеющей отношение к оценочной деятельности;
- свидетельство о членстве или выписку из реестра членов СРО;
- действующий страховой полис на страхование профессиональной ответственности на сумму не менее 300 000 руб.
Для подтверждения квалификации оценщик может предоставить дополнительные дипломы, свидетельства, сертификаты, но всегда нужно помнить, что эти документы не являются обязательными.
1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования оценочной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
Настоящее Положение не распространяется на лицензирование деятельности по оценке имущества инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов.
Лицензирующий орган вправе делегировать часть своих полномочий по лицензированию оценочной деятельности органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3. Оценочная деятельность может осуществляться только получившим соответствующую лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
4. Оценочная деятельность в соответствии с лицензией на ее осуществление может осуществляться на всей территории Российской Федерации.
Передача лицензии другим лицам не допускается.
5. Лицензия выдается на осуществление следующих работ (услуг) в области оценочной деятельности:
а) оценка стоимости права собственности, иных прав, обязательств (долгов) и работ (услуг) в отношении недвижимого имущества, за исключением предприятий как имущественных комплексов, подлежащих государственной регистрации воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов (далее именуется - оценка недвижимого имущества);
б) оценка стоимости права собственности, иных прав, обязательств (долгов) и работ (услуг) в отношении движимого имущества (за исключением денег и ценных бумаг), а также подлежащих государственной регистрации воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов (далее именуется - оценка машин, оборудования и транспортных средств);
в) оценка стоимости права собственности, иных прав, обязательств (долгов) и работ (услуг) в отношении результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (интеллектуальной собственности), а также информации (далее именуется - оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности);
г) оценка стоимости права собственности, иных прав, обязательств (долгов) и работ (услуг) в отношении ценных бумаг, паев, долей (вкладов) в уставных (складочных) капиталах, а также предприятий как имущественных комплексов (далее именуется - оценка предприятия (бизнеса).
Указанный перечень работ (услуг) является исчерпывающим. 6. Лицензионными требованиями и условиями являются:
а) соблюдение лицензиатом законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, в том числе требований стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности;
б) соблюдение лицензиатом экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил;
в) представление по запросу лицензирующего органа информации, необходимой для контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий;
г) осуществление страхования гражданской ответственности оценщиков в форме заключения договора страхования указанных в лицензии работ (услуг) в области оценочной деятельности, либо по каждому заключаемому договору об оценке;
д) для лицензиата - юридического лица:
наличие в штате не менее одного работника, имеющего документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний по указанным в лицензии (заявлении на выдачу лицензии) работам (услугам) в области оценочной деятельности;
д) для лицензиата - индивидуального предпринимателя:
наличие документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний по указанным в лицензии (заявлении на выдачу лицензии) работам (услугам) в области оценочной деятельности.
7. Для получения лицензии ее соискатель представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием:
наименования и организационно-правовой формы, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке (для юридического лица);
фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность (для индивидуального предпринимателя);
лицензируемого вида деятельности и срока, в течение которого она будет осуществляться;
работ (услуг) в области оценочной деятельности, которые соискатель лицензии намерен осуществлять;
б) копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридических лиц;
копию свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуальных предпринимателей;
в) справку о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
г) документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение заявления;
д) сведения о ранее полученных лицензиях на осуществление оценочной деятельности;
е) сведения, подтверждающие наличие профессиональных знаний:
для юридических лиц - копии документов об образовании работников, подтверждающих получение профессиональных знаний по указанным в заявлении работам (услугам) в области оценочной деятельности в соответствии с образовательными программами, согласованными с Министерством имущественных отношений Российской Федерации;
для индивидуальных предпринимателей - копию документа о таком профессиональном образовании индивидуального предпринимателя;
Требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.
8. За рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя о выдаче лицензии взимается плата в 3-кратном минимальном размере оплаты труда, установленном федеральным законом, и зачисляется в федеральный бюджет.
За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятом решении в течение 3 дней после его принятия.
Уведомление о выдаче лицензии с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора направляется (вручается) соискателю лицензии. Лицензиат обязан уплатить лицензионный сбор и представить в лицензирующий орган документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора, в 3-месячный срок с момента получения уведомления о выдаче лицензии.
Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии с указанием причин отказа.
11. Выдача лицензии производится в течение 3 дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора.
12. За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в 10-кратном минимальном размере оплаты труда, установленном федеральным законом, и зачисляется в федеральный бюджет.
13. Основанием для отказа в выдаче лицензии является:
а) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
б) несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
Указанный перечень оснований для отказа в выдаче лицензии является исчерпывающим.
15. Соискатель лицензии при обжаловании в административном порядке отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы. Проведение независимой экспертизы проводится за счет соискателя лицензии.
16. Заявление о проведении независимой экспертизы соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган, который формирует комиссию для ее проведения. В состав комиссии не могут входить работники лицензирующего органа.
Список членов комиссии направляется заявителю. В случае несогласия с какой либо кандидатурой заявитель вправе представить в лицензирующий орган мотивированное возражение против привлечения данного лица к участию в экспертизе.
Соискатель лицензии имеет право присутствовать на заседании комиссии.
17. Комиссия в течение 30 дней со дня получения заявления рассматривает представленные соискателем лицензии документы и готовит экспертное заключение о наличии в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации, а также о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, и направляет заключение в лицензирующий орган.
Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о решении комиссии в течение 3 дней после его принятия.
При принятии комиссией решения о соответствии представленных документов и соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям лицензирующий орган обязан в течение 3 дней рассмотреть вопрос о выдаче лицензии соискателю. В случае повторного отказа в выдаче лицензии соискатель вправе обратиться в суд.
18. В лицензии указываются:
а) наименование лицензирующего органа;
б) для юридического лица - наименование и место нахождения;
в) для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность;
г) вид деятельности, на осуществление которого выдана лицензия, с указанием работ (услуг), по которым лицензиату разрешается осуществление оценочной деятельности;
д) срок, в течение которого будет осуществляться оценочная деятельность;
е) лицензионные требования и условия;
ж) идентификационный номер налогоплательщика;
з) регистрационный номер лицензии и дата принятия решен ия о ее выдаче;
и) дата выдачи лицензии.
19. Лицензия подписывается руководителем лицензирующего органа или его заместителем и заверяется печатью этого органа.
20. Бланки лицензии являются документами строгой отчетности и имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, учетную серию и номер. Приобретение, учет и хранение бланков осуществляет лицензирующий орган.
21. Лицензия выдается на 3 года. По заявлению соискателя лицензии она может быть выдана на меньший срок.
Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата. В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.
Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.
22. В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места нахождения, изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, а также в случае утраты лицензии лицензиат - юридическое лицо или его правопреемник либо индивидуальный предприниматель обязан незамедлительно подать в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения.
Переоформление лицензии осуществляется в течение 5 дней со дня подачи лицензиатом соответствующего заявления. Переоформление производится в порядке, установленном для ее получения. При этом взимается плата за переоформление лицензии без уплаты лицензионного сбора и ее размер составляет 0,1 минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Плата за переоформление лицензии поступает в федеральный бюджет.
При переоформлении лицензии лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий.
23. При необходимости изменения или дополнения указанных в лицензии работ (услуг) в области оценочной деятельности лицензиат вправе подать заявление о выдаче новой лицензии, с приложением к нему имеющейся лицензии и документов, предусмотренных пунктом 7 настоящего Положения.
Новая лицензия выдается в порядке и на условиях, установленных настоящим Положением.
24. Лицензирующий орган может приостановить действие или отозвать (аннулировать) лицензию.
Решение о приостановлении действия или отзыве (аннулировании) лицензии доводится до лицензиата в письменной форме с соответствующим обоснованием не позднее, чем через 3 дня со дня принятия соответствующего решения. Об указанном решении в тот же срок сообщается в соответствующий территориальный орган Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
Необходимые изменения в реестр лицензий вносятся лицензирующим органом в 3-дневный срок.
25. Основаниями для приостановления действия лицензии являются:
а) выявление лицензирующим органом, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти в пределах их компетенции нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства;
б) невыполнение лицензиатом решения лицензирующего органа, обязывающего лицензиата устранить выявленные нарушения.
26. Лицензия теряет юридическую силу и считается отозванной (аннулированной), если лицензиат в установленный срок не уплатил лицензионный сбор либо с момента ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации за исключением его преобразования или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
27. В случае приостановления действия лицензии срок, на который выдана лицензия, не продлевается.
28. Отзыв (аннулирование) лицензии на осуществление оценочной деятельности осуществляется на основании:
признания в установленном законодательством Российской Федерации порядке недействительным факта государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;
признания в установленном законодательством Российской Федерации порядке индивидуального предпринимателя или юридического лица банкротом;
признания в установленном законодательством Российской Федерации порядке недействительным имеющегося у оценщика, являющегося индивидуальным предпринимателем, документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;
признания недействительным документа об образовании работника юридического лица при условии, что он один имеет документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;
превышения прав, предоставленных оценщику лицензией на осуществление оценочной деятельности;
несоблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации;
решения суда, арбитражного суда, третейского суда.
Указанный перечень является исчерпывающим.
30. Срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, устанавливается при принятии решения о приостановлении ее действия и не может превышать 6 месяцев. Лицензиат обязан в установленный срок устранить обстоятельства, повлекшие за собой приостановление действия лицензии, и направить в лицензирующий орган заявление о возобновлении действия лицензии. Если в установленный срок указанные обстоятельства не устранены, лицензия отзывается (аннулируется) лицензирующим органом.
Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, в течение 30 дней со дня получения заявления осуществляет проверку устранения лицензиатом указанных обстоятельств и по результатам проверки принимает решение о возобновлении либо невозможности возобновления действия лицензии.
31. Лицензия считается возобновленной после принятия приостановившим ее действие лицензирующим органом соответствующего решения. Об указанном решении лицензиат уведомляется не позднее чем в 3-дневный срок с момента принятия решения. Об указанном решении в тот же срок сообщается в соответствующий территориальный орган Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
Необходимые изменения в реестр лицензий вносятся в 3-дневный срок со дня принятия соответствующего решения.
В случае если решение о приостановлении действия лицензии было принято на основании заявления государственных надзорных и контрольных органов, иных органов государственной власти, документом, подтверждающим устранение обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, является заключение органа, направившего заявление.
Документом, подтверждающим устранение обстоятельств, которые повлекли приостановление действия лицензии, может служить заключение независимой экспертизы об устранении таких обстоятельств. Независимая экспертиза проводится в порядке, установленном пунктами 15 - 17 настоящего Положения.
33. Лицензирующий орган имеют право:
а) проводить проверки соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям;
б) запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок;
в) составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
г) выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, и устанавливать сроки их устранения;
д) выносить предупреждение лицензиату;
е) осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.
35. Государственные надзорные и контрольные органы, а также иные органы государственной власти при выявлении нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий обязаны сообщить в лицензирующий орган о выявленных нарушениях.
36. Лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий на осуществление оценочной деятельности. В реестре лицензий указываются:
а) сведения о лицензиате;
б) сведения о лицензирующем органе;
в) лицензируемый вид деятельности с указанием работ (услуг) по которым лицензиату разрешается осуществление оценочной деятельности;
г) дата выдачи и номер лицензии;
д) срок действия лицензии;
е) сведения о регистрации лицензии в реестре, основания и дата приостановления и возобновления действия лицензии;
ж) основание и дата отзыва (аннулирования) лицензии;
з) для индивидуального предпринимателя - реквизиты документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности; для юридического лица - реквизиты документов о таком образовании работников этого юридического лица с указанием фамилий.
38. Органам государственной власти и органам местного самоуправления информация из реестра лицензий предоставляется бесплатно, иным лицам - за плату. Размер платы составляет два минимальных размера оплаты труда, установленных федеральным законом. Указанные платежи направляются в лицензирующий орган и расходуются на компенсацию затрат на предоставление информации из него.
Информация выдается только после представления документа об оплате.
39. Решения и действия лицензирующего органа могут быть обжалованы в установленном порядке в суд.
Публикуем ответ эксперта:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ N 128-ФЗ от 8 августа 2001 года (в редакции от N 309-ФЗ, с изменениями, внесенными по ФЗ от N 177-ФЗ)
Переходные и заключительные положения (в ред. Федерального закона от N 309-ФЗ).
п. 5.1. С 1 июля 2006 года прекращается лицензирование следующих указанных в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона видов деятельности: оценочная деятельность.
Данная формулировка явно отменяет необходимость лицензирования оценщика, и все требования (чаще всего ими грешат нотариусы) являются пустыми, от незнания закона.
Но что же стало взамен лицензии? Как контролировать оценщиков и оценочные компании?
С 2006 года в ФЗ-135 (Федеральный закон об оценочной деятельности) появились поправки, касающиеся определения «субъект оценочной деятельности».
В соответствии с ними оценку имеют право проводить оценщики, состоящие в саморегулируемой организации оценщиков (СРО), и застрахованные от возможных ошибок в одной из страховых компаний. В свою очередь в СРО оценщик может вступить только получив соответствующее специальное образование, и каждые три года оценщик обязан подтверждать свои знания путем прохождения курсов повышения квалификации.
Оценщик также имеет право осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, в частном порядке. Такую оценку принимают не все инстанции, и практически невозможно получить аккредитацию в крупном банке, однако практика существует.
Вопросы и ответы
Источники
Использованные источники информации.
- https://gragdanskii-advokat.ru/licenzija-na-ocenochnuju-dejatelnost-2/
- https://medcollege5.ru/postuplenie-i-ekzameny/sertifikat-otsenshchika-kak-poluchit.html
- https://www.gingerbar.ru/accounting/licenzirovanie-ocenshchikov-kak-poluchit-licenziyu-na-ocenku-nedvizhimosti/