Как устанавливаются тарифы на коммунальные услуги

 

Тарифы ЖКХ – одна из наиболее болезненных тем для населения нашей страны. О том, как и кем они формируются, из чего состоят и почему происходит их повышение, можно узнать из данной статьи. Ежегодные повышения цен вызывают у граждан РФ вопрос о том, кто утверждает тарифы на коммунальные услуги. Узнайте, где узнать актуальные расценки на коммунальные услуги, какие причины вызывают повышение, имеют ли права на повышение ТСН и Управляющая компания, как добиться перерасчета за ошибку, и куда жаловаться, если рост цен произошел незаконно.

Кто предоставляет коммунальную услугу?

Кто предоставляет коммунальную услугу?

Коммунальные услуги предоставляет исполнитель коммунальных услуг. Лицо, являющееся исполнителем коммунальных услуг, зависит от выбранного способа управления многоквартирным домом (далее – МКД). В соответствии с пунктом 9 Правил 354, такими лицами могут быть УО, ТСЖ, ЖСК и в отдельных случаях ресурсоснабжающие организации (далее – РСО).

Обязательства потребителя по оплате потребленной коммунальной услуги возникают именно перед исполнителем услуги, поскольку договор предоставления коммунальной услуги заключается между потребителем и исполнителем. В случае управления домом управляющей организацией положения о порядке предоставления коммунальных услуг включаются в договор управления.

Исковое заявление в суд

В случае если действия, которые описаны выше, не привели к положительным для гражданина результатам, потребуется обратиться в судебную инстанцию для защиты законных прав и интересов. С этой целью потребуется подготовить исковое заявление.

Скачать бланк иска в суд на УК о возмещении убытков, связанных с неправомерным увеличением платы бесплатно в формате word

В соответствии со 131 статьей Гражданско-процессуального кодекса РФ в исковом заявлении должны содержаться следующие сведения:

  • наименование судебной инстанции, в которую направляется иск;
  • фамилия, имя и отчество гражданина, подающего исковое заявление, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес регистрации и фактического проживания, а также номер контактного телефона. Если от имени гражданина будет действовать законный представитель, такие же сведения указываются и о представителе;
  • максимально полные сведения об ответчике;
  • информация о том, как действия ответчика привели к ущемлению законных прав и интересов истца. При этом следует ссылаться на конкретные законодательные нормы, которые были нарушены;
  • факты, подтверждающие правомерность выдвигаемых истцом требований;
  • требования, удовлетворения которых добивается истец. Если требования носят финансовый характер, потребуется приложить расчет, обосновывающий размер этих требований;
  • информация о попытке досудебного урегулирования конфликта;
  • полный перечень прилагаемой к иску документации;
  • исковое заявление скрепляется собственноручной подписью гражданина или законного представителя с указанием даты подписания.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец иска в суд на УК о возмещении убытков, связанных с неправомерным увеличением платы:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Управляющая компания не делает перерасчет за коммунальные услуги.

Кто утверждает нормативы потребления коммунальных услуг?

Кто утверждает нормативы потребления коммунальных услуг?

Очевидно, что для потребителей, помещения которых не оборудованы приборами учета коммунальных ресурсов, существенную роль играют не только тарифы на коммунальные услуги, но и нормативы потребления таких услуг. Некоторые потребители высказывают мнение, что не только тарифы на КУ, но и нормативы потребления таких услуг якобы устанавливаются решением исполнителей коммунальных услуг.

В опровержение озвученного ошибочного мнения процитируем часть 1 статьи 157 ЖК РФ: «Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг…, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации…».

Таким образом, именно органы государственной власти субъектов РФ утверждают не только тарифы на коммунальные услуги, но и нормативы потребления таких услуг.

Причины повышения

Тарифы на жилищно-коммунальные условия зависят от ряда факторов:

  1. территориального нахождения региона;
  2. количества использованных природных ресурсов: газа, электричества, воды;
  3. времени года;
  4. количества зарегистрированных проживающих и наличия льгот.

Размер повышения тарифов на ЖКХ не должен превышать или быть ниже установленных индексов. Тарифы для каждого региона РФ устанавливаются отдельно и могут разительно отличаться. Основными документами, которые регулируют жилищно-коммунальные услуги являются:

  • ЖК РФ 7 Раздел;
  • ФЗ №210 от года «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;
  • Постановлением Правительства РФ №307 с правилами предоставления гражданам коммунальных услуг.

Какой тариф применяется при расчете стоимости коммунальной услуги?

Какой тариф применяется при расчете стоимости коммунальной услуги?

Пункт 38 Правил 354 устанавливает «38. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов)». Во избежание разночтений необходимо особо обратить внимание, что приведенная норма ссылается на тарифы, «установленные ресурсоснабжающей организацИИ» (то есть – установленные для ресурсоснабжающей организации), но никак не «установленные ресурсоснабжающей организацИЕЙ» (у РСО нет права устанавливать тарифы на коммунальные ресурсы).

Таким образом, при расчете стоимости коммунальной услуги применяется тот тариф, который установлен на коммунальный ресурс, поставляемый РСО.

При этом часть 2 статьи 157 ЖК РФ прямо устанавливает, что тарифы утверждают органы государственной власти субъектов РФ: «2. Размер платы за коммунальные услуги … рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом».

Можно сказать, что уже одна эта приведенная норма опровергает мнение о том, что исполнители коммунальных услуг или ресурсоснабжающие организации утверждают тарифы на КУ, однако для полноты картины рассмотрим еще несколько аспектов.

Формирование тарифов

Тарифы на услуги управляющей компании по ремонту и содержанию жилья и общедомового имущества рассчитываются исходя из того, какие конкретно услуги будут оказываться. Чтобы рассчитать тарифы, необходимо определить полный перечень работ, которые будут осуществляться.

Отметим, что большинство управляющих компаний, произведя расчет тарифов, не считают нужным раскрывать информацию о том, исходя из чего рассчитывался этот тариф. Полный объем планируемых работ известен только сотрудникам управляющей компании, а гражданам сообщают конечную цену.

В такой ситуации владельцы объектов недвижимости, расположенных в многоквартирном жилом доме, не могут самостоятельно определить правильность расчета установленных тарифов.

Такая ситуация делает практически невозможным контроль за соблюдением нормы о соразмерности стоимости работ фактически выполненным работам, поскольку периодичность выполнения работ по ремонту и содержанию жилья и общедомового имущества не регулируется законодательством, а устанавливается управляющими компаниями самостоятельно.

Учтите! Очень часто информация о периодичности выполнения работ управляющими компаниями не раскрывается.

Хотя на управляющую компанию возлагается ответственность за поддержание общедомового имущества в надлежащем состоянии, благодаря чему Жилищная инспекция может наложить на управляющую компанию штрафные санкции за малейшее нарушение, в реальности управляющие компании не несут практически никакой ответственности.

Основанием для включения той или иной работы и услуги в перечень работ и услуг по ремонту и содержанию общедомового имущества, оказываемых в рамках договора на управление многоквартирным жилым домом, служит 3 часть 162 статьи Жилищного кодекса РФ.

Исходя из положений 17 пункта Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением правительства РФ от г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», собственники объектов недвижимости, расположенных в многоквартирном жилом доме, должны утвердить на общем собрании, какие конкретно услуги по ремонту и содержанию общедомового имущества будет оказывать управляющая компания.

Минимальный объем услуг по ремонту и содержанию жилья и общедомового имущества установлен в правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда МДК , утвержденных постановлением Госстроя РФ от г. № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

Кроме вышеуказанных существуют и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок включения работ и услуг в перечень для ремонта и содержания жилья и общедомового имущества.

Нормы действующего законодательства РФ устанавливают, что этот перечень работ и услуг устанавливается для каждого многоквартирного жилого дома отдельно с учетом индивидуальных характеристик этого объекта недвижимости.

Существует мнение, что как владельцы объектов недвижимости в многоквартирном жилом доме, так и управляющие компании не в состоянии составить жесткий список оказываемых услуг и выполняемых работ.

Основанием для этого мнения служит то, что никто не может гарантировать, что на протяжении срока действия договора по управлению многоквартирным жилым домом не возникнет необходимости в выполнении работ, которые не были включены в перечень работ по ремонту и содержанию жилья и общедомового имущества.

Существует судебная практика, согласно которой договоры управления многоквартирными жилыми домами не относятся к договорам возмездного оказания услуг.

Исходя из этого, управляющая компания не вправе использовать в качестве ограничений услуги, перечисленные в заключенном договоре управления многоквартирным жилым домом, и отказываться оказывать услуги, не включенные в этот договор, но в оказании которых возникла необходимость.

Тарифы на услуги управляющих компаний по ремонту и содержанию жилья и общедомового имущества должны быть четко обоснованными и при этом позволять управляющей компании поддерживать приемлемый уровень рентабельности. Управляющая компания должна сформировать план проведения работ и рассчитать их себестоимость.

Запомните! Для расчета себестоимости используются:

  • методические рекомендации по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда, утвержденные приказом Госстроя РФ от г. № 303;
  • рекомендации по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда, утвержденные приказом Госстроя РФ от г. № 139;
  • рекомендации по нормированию материальных ресурсов на содержание и ремонт жилищного фонда, утвержденные приказом Госстроя РФ от г. № 191.

Отметим, что кроме вышеперечисленных управляющие компании вправе использовать и иные методические рекомендации, а также различные средства программного обеспечения, позволяющие рассчитать стоимость работ по ремонту и содержанию жилья и общедомового имущества в конкретном многоквартирном жилом доме.

На расчете тарифов специализируются некоторые консалтинговые компании. Тарифы, устанавливаемые на ремонт и содержание жилья, а также общедомового имущества, не подлежат регулированию со стороны государственных органов.

Особо подчеркнем, что правило о том, что стоимость, по которой управляющая компания реализует услугу, должна быть равна стоимости, по которой эта услуга была приобретена, действует только в отношении услуг, оказываемых ресурсоснабжающими компаниями.

Таким образом, управляющие компании вправе устанавливать наценку на стоимость работ и услуг по ремонту и содержанию жилья и общедомового имущества самостоятельно, исходя из своих потребностей. Никаких законных ограничений на размер этих тарифов в настоящее время не существует.

Посмотрите видео. Кто устанавливает тарифы на коммунальные услуги:

Как проверить квартплату

Фото 2

В связи с отсутствием доверия граждан к суммам и тарифам, указанным в платежных документах на ХЖК, создана Федеральная служба по тарифам. ФС предоставляет информацию по конкретному адресу. Введя в поисковую строку калькулятора тарифа улицу и номер дома, получаете данные индивидуальной тарификации и порядок расчета.

Как определяется стоимость коммунальной услуги?

Как определяется стоимость коммунальной услуги?

Порядок расчета стоимости коммунальных услуг, в соответствии со статьей 157 ЖК РФ, установлен Правительством РФ. В соответствии с приведенной нормой Правительством РФ принято постановление от N354 (в этой статье обозначенное Правила 354).

Правила 354 содержат множество формул, но вся их суть сводится к тому, что стоимость коммунальной услуги определяется как произведение тарифа на коммунальную услугу и потребленного объема услуги.

При этом объем услуги может быть определен либо по приборам учета, либо по нормативам потребления (в случае отсутствия приборов учета). Дополнительно может быть применен повышающий коэффициент, но в рамках этой статьи данный вопрос не рассматривается, более важной целью публикации являются разъяснения размера тарифов на коммунальные услуги.

Куда подавать иск

Выбирать, в какую конкретно судебную инстанцию подать исковое заявление, следует исходя из характера и суммы исковых требований. В мировой суд можно обратиться с иском имущественного характера, сумма которого не превышает 50 000 рублей.

С иском неимущественного характера, а также с иском имущественного характера, сумма которого превышает 50 000 рублей, следует обращаться в суд общей юрисдикции.

Суд может быть выбран по месту нахождения истца или ответчика, а также по месту заключения договора.

Коммунальные и жилищные тарифы на 2019 год

Согласно законодательству, ст.157-1 ЖК РФ не допускает превышение предельных индексов. Ежегодная индексация тарифов, как правило, выполняется с 1 июля и определяется на основании изменения размера вносимой гражданами платы в среднем по субъектам РФ. Но в текущем году будет повышение тарифов ЖКХ и с 1 января на 1,7%, в связи с повышением НДС. С 1 июля они будут увеличены в среднем на 2,4%.

Нормы тарифов ЖКХ на 2019 год регламентирует Распоряжение Правительства РФ №1347 от . Оно устанавливает средний индекс по каждому субъекту России на первое и второе полугодие.

Согласно Постановлению Правительства РФ от № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», к обязательным работам относится лишь проверка состояния дома и исправление недостатков, без указания периодичности.

Невнимательность собственников, уникальность каждого дома и недостатки договоров управления позволяют недобросовестным компаниям завышать стоимость работ и услуг. Поэтому вопрос, как рассчитать тарифы управляющих компаний в 2019 году, очень интересует жильцов.

Чтобы исключить вероятность завышения платежей за услуги, основное внимание нужно уделить договору с УК, указав все согласованные тарифы и невозможность их изменения без согласия собственников на протяжении срока действия договора. Особое значение имеет отчетность компании перед жильцами и совместное утверждение дополнительных работ.

Кто устанавливает тарифы ЖКХ

Ст. 156 ЖК РФ предусматривает наложение на управляющие компании или ТСЖ штрафов за нарушение порядка расчета платы за содержание жилого помещения. Из-за необоснованного увеличения размера счетов они обязаны выплатить штраф жильцам в размере 50% от суммы превышения.

Поскольку за тарификацией коммунальных услуг следит антимонопольное законодательство, ответственность за нарушения предусматривает ст. 37 Закона РФ «О защите конкуренции» и раздел 4 Закона РФ «О естественных монополиях». Эти же законы устанавливают, кто контролирует их соблюдение в части тарифного регулирования – Федеральная антимонопольная служба РФ или ее территориальные органы.

К ответственности привлекают должностные лица, назначенные в соответствии с Постановлением Правительства РФ от № 97 «Об утверждении типового положения об органе исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов». Этот документ возлагает все полномочия по ценообразованию и создание экспертных/рабочих групп на региональную энергетическую комиссию.

К санкциям за нарушение антимонопольного законодательства против тех, кто утверждает тарифы на коммунальные услуги и содержание домов, относится:

  • предупреждение;
  • предостережение;
  • предписание на устранение выявленных нарушений;
  • признание сделок недействительными;
  • административная ответственность (ст. ст., КоАП РФ).

Привлечение к ответственности не освобождает от обязанности исполнять предписания и решения антимонопольных органов.

Стоимость в регионах

Тарифы в регионах определяются в соответствии с региональным тарифом — общим показателем, включающим в себя стоимость содержания и проведения ремонтных работ, отопление жилья, ЖКУ, потребляемые жильцами. Расчёт этих показателей производится в соответствии с утвержденной нормой на одного человека или исходя из размера жилого помещения.

Таким образом, итоговая сумма включает в себя тариф за содержание и проведение в доме ремонтных работ, рассчитанный на одну квартиру, сумму, затрачиваемую на отопление, расчёт которой производится методом умножения площади жилья на тариф, установленный для одного квадратного метра, стоимость коммуналки, вычисляемую исходя из установленной на одного человека нормы потребления.

При расчетах используется нормативная площадь жилья, которая определяется исходя из численности проживающих.

Для расчёта положенных населению субсидий берётся региональный стандарт нормативной площади. На одного человека, исходя из нормативов, должно приходиться 33 метра квадратных, двух — 42 метра квадратных, трёх и выше — по 20 метров квадратных на каждого.

Определение тарифов и нормативов осуществляется для каждого муниципалитета в отдельности. При этом в некоторых случаях во внимание принимаются не только квартиры, но и индивидуальное жильё.

Пересчёт регионального стандарта стоимости ЖКУ производится ежегодно местными органами власти. Отталкиваются при этих расчетах от федеральных законодательных норми выпущенных самими органами местного самоуправления постановлений о тарифах.

Наряду с этими нормами, действует ещё один региональный стандарт, определяющий предельно допустимую долю дохода жильцов, которая может быть потрачена на оплату услуг ЖКХ.

Где узнать цены

Фото 3

Тарифы на ЖКХ указываются в платежных документах. Чтобы не искать тарифы по многочисленным сайтам ресурсно-поставляющих компаний (Горгаз, Водоканал, Облэнерго), Государственной Антимонопольной Службой создана единая система проверки тарифов — калькулятор ЖКХ.
На сайте Федеральной Службы Тарифов рассчитывается стоимость коммунальных услуг:

  1. горячей и холодной воды;
  2. отопления;
  3. тепла;
  4. канализации;
  5. газоснабжения.

Стоимость ремонта здания и капитального ремонта по калькулятору не просчитывается. Чтобы принять участие в программе капитального ремонта, Управляющая организация многоквартирного дома должна отправить в управу решение зарегистрированных жильцов:

  • о выборе управляющей организации;
  • о принятии участия в проекте;
  • о долевом участии в капитальном ремонте.

Капитальные ремонтные работы проводится при изнашивании здания более 60%.

Кто устанавливает тарифы?

Для начала следует понять, кто регулирует цены на определенные коммунальные услуги и как возможно на них повлиять. Что касается платы за содержание и ремонт жилого помещения, то тут большое значение имеет наличие самоуправления в многоквартирном доме.

Когда владельцы квартир объединились в товарищество собственников жилья, то стоимость этой услуги они определяют самостоятельно путем проведения собрания и голосования. Но утвержденной суммы должно хватить на поддержание в надлежащем состоянии жилого помещения и его содержания в целом, не нарушая требования законодательства.

Стоит отметить, что размер тарифа за содержание и ремонт определяется собранием как минимум на год и более.

Если многоквартирный дом обслуживает управляющая организация, то жильцы вправе обсудить тарифы на коммунальные услуги и определить их величину, но собранием всех собственников.

Но тогда придется учитывать тарифы, которые предложила управляющая компания.

Такие сборы должны проходить в соответствии с нормами ст. 45-48 Жилищного кодекса РФ.

Если владельцы на собрании не смогли решить размер платы за содержание и ремонт их дома или вовсе не собирались для вынесения такого решения, то тариф будет определяться, согласно ст. 158 ЖК РФ, главой органа местного самоуправления.

Глава по этому поводу вынесет постановление. Если жильцы сами не согласуют стоимость за эту услугу, то она будет определяться постановлением органа местного самоуправления. Тарифы, определенные постановлением, будут действовать на протяжении года.

Расценки на остальные коммунальные услуги устанавливает субъект Российской Федерации или непосредственно орган местного самоуправления, если ему делегированы такие полномочия. Они устанавливают тарифы в соответствии с ч. 2 ст. 157 ЖК РФ.

Схема предоставления коммунальной услуги

Схема предоставления коммунальной услуги

Поскольку подавляющее число исполнителей коммунальных услуг (УО, ТСЖ, ЖСК) не имеют собственных котельных, собственных электростанций, систем очистки воды и другого оборудования, необходимого для самостоятельной выработки электроэнергии, теплоэнергии, воды, необходимых для предоставления коммунальных услуг, возникает вопрос, откуда же указанные блага поступают к жильцам.

Для ответа на этот вопрос необходимо разъяснить схему предоставления коммунальной услуги.

Как уже сказано выше, исполнитель оказывает потребителям коммунальную услугу. При этом пункт 13 Правил 354 устанавливает: «13. Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом … посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям… Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации».

Часть 12 статьи 161 ЖК РФ устанавливает: «12. Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения … договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления)…».

Таким образом, ИКУ в силу закона обязан заключить договор с РСО, по которому приобретает коммунальные ресурсы. Указанные коммунальные ресурсы ИКУ предоставляет потребителям. Именно этот процесс и называется коммунальной услугой (абзац 9 пункта 2 Правил 354 устанавливает: «"коммунальные услуги" – осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений)»).

В целом получается следующая схема: ИКУ приобретает у РСО коммунальный ресурс и поставляет указанный коммунальный ресурс потребителю, тем самым предоставляя коммунальную услугу.

Оплата коммунального ресурса осуществляется, соответственно, в обратном порядке: потребители оплачивают коммунальную услугу исполнителю коммунальных услуг, а ИКУ покупает у РСО коммунальный ресурс. Здесь необходимо отметить, что по решению общего собрания собственников помещений МКД оплата коммунальных услуг может производиться напрямую в РСО (это важный момент, чуть ниже мы о нем вспомним).

Из представленной схемы следует, что в части предоставления коммунальных услуг ИКУ является фактически посредником между РСО и потребителями коммунальных услуг. И тут же возникает вопрос – а сколько стоит такая «посредническая деятельность», сколько зарабатывает ИКУ на коммунальных услугах? Для ответа на этот вопрос продолжим наше исследование.

Суть лжетеории

Суть лжетеории

Поскольку общеизвестно, что потребители коммунальных услуг (далее – КУ) не наделены правом устанавливать тарифы на КУ и нормативы их потребления, при этом оплата таких услуг осуществляется по квитанциям, изготовленным исполнителями коммунальных услуг (далее – ИКУ), делается вывод, что тарифы и нормативы потребления КУ устанавливаются именно исполнителями коммунальных услуг. Более «продвинутые» граждане зачастую утверждают, что тарифы и нормативы устанавливают органы местного самоуправления.

Несмотря на довольное широкое распространение приведенных мнений, их сторонники свои выводы, собственно, ничем не подтверждают. Чаще всего аргументация строится по простой логике – кто является получателем денег за услуги, тот и устанавливает стоимость этих услуг. Логика «продвинутых» граждан заключается в том, что поскольку администрация активно занимается вопросами ЖКХ (как минимум – часто затрагивает эту тему в СМИ и на различных мероприятиях), то именно администрация и определяет стоимость услуг.

Законодательная база

Тарифная политика в жилищно-коммунальной сфере определяется непосредственно Правительством РФ в кооперации с уполномоченными органами исполнительной власти федерального (Минэнерго, Федеральная служба по тарифам, Минэкономразвития и прочие), регионального и муниципального уровней (энергетические комиссии, комитеты, службы по регулированию цен и тарифов).

Изменение тарифов ЖКХ, методы и принципы их расчетов определяются в первую очередь принятым 30 декабря 2004 года ФЗ №210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», а также рядом актов подзаконного уровня.

Значительную роль в тарифном регулировании играет правительственное Постановление под № 520, принятое 14 июля 2008 года и устанавливающее основы ценообразования и порядок регулирования расценок в данной сфере.

Жилищные кооперативы

Фото 4

При формировании ТСЖ или иного жилищного кооператива, расчет происходит по иной схеме. В этой ситуации, объем ежемесячных сборов, связанных с тратами на содержание и ремонт общедомового имущества, определяется правлением ТСЖ/кооператива.

Как прописано в действующих правилах, эта сумма рассчитывается на основании сметы доходов и расходов, которая составляется ежегодно.

Законы о тарификации услуг ЖКХ

В каждом регионе России свои климатические условия, степень развитости инфраструктуры, численность населения, поэтому тарифы на коммунальные услуги отличаются в зависимости от субъекта. Регулирование цен осуществляется на базе ряда нормативно-правовых актов:

Потребитель получает услуги ЖКХ на основании возмездного договора, обязательным условием которого является указание размера оплаты в пределах социальной нормы или сверх нее, согласно ФЗ о коэффициентах на тарифы ЖКХ и ст. 156, 157 ЖК РФ.

Квартплата рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченными органами власти субъектов РФ, а плата за жилое помещение определяется в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в МКД. Там же указано, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями, в числе которых входит утверждение тарифов.

Общий комплекс мер осуществляет Управление регулирования в сфере ЖКХ Федеральной антимонопольной службы РФ.

Схема финансовых потоков

Схема финансовых потоков

Как ранее указывалось, у потребителя услуги возникает обязанность по оплате коммунальной услуги в пользу исполнителя коммунальной услуги. При этом для целей оказания коммунальной услуги исполнитель коммунальных услуг приобретает коммунальный ресурс, тариф на который равен тарифу на коммунальную услугу. При этом объем потребления коммунальной услуге равен объему потребления коммунального ресурса. Таким образом, стоимость коммунальной услуги (рассчитанная как произведение тарифа на объем) равна стоимости коммунального ресурса (так же рассчитанной как произведение тарифа на объем).

Стандарт стоимости услуг в регионах

Региональный стандарт на 2019 год представляет общий показатель, в который входит:

  • стоимость содержания и ремонта;
  • отопление дома;
  • потребление жилищно-коммунальных услуг жильцами.

Эти показатели рассчитанных исходя из нормы на 1 человека или нормы размера площади жилого помещения.

То есть в сумму входит тариф за содержание и ремонт дома, рассчитанный на 1 квартиру, стоимость отопления, рассчитанная путем умножения тарифа на 1 кв. м. и нормативной площади жилья, стоимость коммунальных услуг, рассчитанных на основе нормы потребления одного человека.

Нормативная площадь жилья рассчитывается в зависимости от количества человек. Региональный стандарт нормативной площади жилья берется для расчетов субсидий.

Норма жилплощади на:

  • одного человека составляет 33 кв. м;
  • двух человек — 42 кв. м;
  • трех и более — 20 кв. м на каждого;
  • 48 кв. м — для проживающих в однокомнатной квартире.

Тарифы и нормативы берутся в среднем по каждому муниципальному образованию отдельно. Кроме того, региональный стандарт для некоторых муниципальных образований рассчитывается не только для квартир. Отдельно может быть рассчитан для жилых домов из индивидуального жилищного фонда, но не всегда.

Региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг рассчитывается раз в год органами местного самоуправления. Расчет базируется на законодательных нормах РФ и Постановлениях местного самоуправления о тарифах.

Кроме этих норм, существует региональный стандарт по максимально возможному расходу доходов проживающих на услуги ЖКХ.

По сути это максимальный процент расхода из совокупного дохода проживающих лиц в жилом помещении.

Исходя из этого параметра определяется право на получение субсидии и ее размер. Максимально допустимая доля на оплату услуг ЖКХ равна 22% от общего дохода проживающих лиц.

Плата за содержание имущества

Помимо услуг ЖКХ, ежемесячно с собственников жилья взимается плата за содержание дома в надлежащем состоянии, мелкий ремонт здания и коммуникационных систем.

К ним, традиционно, относятся следующие объекты:

  • лестничные площадки;
  • коридоры;
  • лифты и лифтовое оборудование;
  • чердаки;
  • подвалы;
  • технические этажи;
  • крыши;
  • инженерные системы;
  • система отопления и водоснабжения;
  • этажные щитки и электрошкафы, установленные в подъезде;
  • осветительные приборы;
  • пожарная сигнализация;
  • автоматические двери;
  • придомовая территория со всеми объектами благоустройства.

Если тарифы на основные коммунальные услуги (свет, газ, отопление и прочие) одинаковы, то плата за содержание общедомового имущества может различаться. Такая ситуация обусловлена тем, что размер этих платежей регулируется иначе.

Согласно положениям действующего Жилищного кодекса, размер оплаты за содержание и ремонт дома должен быть таким, чтобы обеспечивать оказание данных услуг в полном объеме. Не существует возможности платить по заниженным ставкам.

Если собственник, по той или иной причине, не в состоянии нести эти расходы, ему необходимо прийти в администрацию с заявлением о получении соответствующей субсидии. Окончательный размер суммы всецело зависит от того, какой метод управления многоквартирным домом был выбран жильцами.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://acato.ru/articles/20160729/mify-zhkh-kto-utverzhdaet-tarify-i-normativy-na-kommunalnye-uslugi
  • https://potreb-prava.com/zhkx/kak-ustanavlivayutsya-tarify-na-kommunalnye-uslugi-v-upravlyayushhix-kompaniyax.html
  • https://ukaz.wiki/zkh/kto-ustanavlivaet-tarify-na-kommunalnye-uslugi
  • https://pravovdom.ru/zhkx/kto-formiruet-tarify-na-zhkx.html
  • https://realtyurist.ru/zhkh/tarify-zhkh/
  • http://terrafaq.ru/kommunalnoe-hozyaystvo/uslugi/tarify-na-kommunalnye-uslugi.html
  • http://bytrf.ru/kommunalnye-uslugi/kto-ustanavlivaet-tarify.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий