Кто осуществляет контроль за охраной труда

 

Государственный контроль в области безопасности и охраны труда. Как происходит контроль, какие государственные органы его осуществляют, самые последние нововведения. Как выполняется на предприятиях РФ контроль за соблюдением требований охраны труда? Органы надзора, осуществляющие проверки деятельности организаций за состоянием безопасности.

Государственный надзор и контроль за охраной труда

Особенности государственного надзора и контроля за охраной труда очерчивает ст. 20 ФЗ «Об основах ОТ в РФ». Этот контроль реализуют федеральные и местные органы власти, каждому из которых выделена своя сфера деятельности.

• Ростехнадзор. С 2004 г. в эту службу объединены Госгортехнадзор, Госэнергонадзор и Госатомнадзор. Это – служба федерального значения, подразделения которой работают во всех субъектах РФ.
• Госгортехнадзор. Объекты контроля – промышленные и горные предприятия, оборудование, работы и промышленные производства повышенной опасности. В дополнение к контролирующим функциям эта организация занимается лицензированием.
• Госатомнадзор. Объекты госрегулирования и контроля – организации, связанные с производством, хранением и применением:

  • радиоактивных веществ;
  • атомной энергии;
  • ядерных материалов.

 Полномочия Госатомнадзора распространяются на военные и гражданские организации. Эта служба занимается также лицензированием деятельности, связанной с ее компетенцией.

• Госэнергонадзор. Объекты контроля – теплоиспользующие и электроустановки, поэтому для проведения мероприятий по государственному надзору за охраной труда проверяющие из этой службы могут попасть практически на любое предприятие страны.
• Рострудинспекция. Входит в Министерство труда и соцразвития. Объекты контроля: соблюдение всех правил, норм, порядков, нормативов, которые регулируют безопасность условий труда, возмещение ущерба здоровью, полноту применения соцстрахования, правильность составления коллективных договоров и др.
• Госсанэпиднадзор. Следит за тем, чтобы предприятия всех форм собственности соблюдали:

  • гигиенические нормы;
  • санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические правила.

• Государственная противопожарная служба. С 2002 г. относится к МЧС, однако продолжает выполнять функции органа надзора и контроля за охраной труда в России в части пожарной безопасности. Эта организация – основной вид пожарной охраны в стране.
• Госэкспертиза условий труда (УТ). Объекты контроля – УТ, ОТ в организациях всех форм собственности, качество аттестации и сертификации рабочих мест, распределение предприятий по степеням профриска. На госуровне этими вопросами занимается Минтруд, на региональных – исполнительные субъектовые власти.
• Госстандарт. Контролируют внедрение ССБТ и соблюдение организациями требований всех касающихся их деятельности стандартов. Работы ведутся в таких подразделениях:

  • лаборатории госнадзора;
  • центры стандартизации и метрологии.

• Госавтоинспекция. Оценивает пригодность к эксплуатации на дорогах автомобилей, принадлежащих юридическим и частным лицам, в том числе отремонтированных или новых.

Государственный надзор и контроль за охраной труда может быть внутриведомственным и межведомственным. Внутриведомственными полномочиями наделены все надзорные органы. Они могут проверять состояние охраны труда в организациях и ведомствах, которые находятся в их подчинении. Полномочия ряда органов надзора и контроля за охраной труда в России существенно шире – в пределах своих компетенций они могут проверять любые предприятия страны (например, специалисты Госэнергонадзора проверяют электрохозяйства заводов, магазинов, школ, салонов красоты).

Органы государственного надзора и контроля за охраной труда могут выполнять проверки самостоятельно либо совместно с общественными организациями: профсоюзными объединениями, фондами, представителями СМИ и др.

Что нового во внеплановых проверках

Основания для проведения внеплановой проверки приведены в ст. 10 Закона № 294-ФЗ, ст. 360 ТК РФ. Ими являются:

1) истечение срока исполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление в федеральную инспекцию труда:

  • информации о фактах нарушения работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок зарплаты, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению зарплаты в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
  • обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте согласно ст. 219 ТК РФ;

3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Роструда или госинспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

 Далее к вышесказанному необходимо отметить, что в силу изменений, внесенных Федеральным законом от  № 502-ФЗ в ст. 360 ТК РФ, основанием для проведения внеплановой проверки будет являться, в частности, поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах:

  • уклонения от оформления трудового договора;
  • ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

Закон вступил в силу .

Внеплановая выездная проверка Роструда по введенному вновь основанию может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры (ст. 360 ТК РФ в редакции Федерального закона № 502-ФЗ).

Как проходит проверка органов надзора и контроля в области охраны труда

 Организация и проведение проверок Роструда попадают под действие Закона № 294-ФЗ. Поэтому контрольный орган будет руководствоваться в первую очередь положениями названного документа. Напомним, что данным законом предусмотрено два вида проверки: плановая и внеплановая.

Плановая проверка Роструда проводится с целью установить (ст. 9 Закона № 294-ФЗ):

  • соблюдает ли юридическое лицо обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
  • соответствуют ли сведения, содержащиеся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

В целом сама процедура проверки осталась прежней, но появились некоторые новшества, подлежащие применению с . Остановимся на них.

Риск-ориентированный подход

 При организации и осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора) применяется риск-ориентированный подход (п. 1 ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ). В частности, такой подход применяется при проведении контроля над соблюдением трудового законодательства.

 В соответствии с п. 2 ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ риск-ори­ентированный подход означает интенсивность проведения контрольных мероприятий в отношении объекта контроля. Категории риска и классы (категории) опасности присваивает контролирующий орган, в данном случае – Роструд (п. 3 ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ). Так, организации, относящиеся к категории высокого риска, подлежат плановой проверке один раз в два года, умеренного риска – один раз в шесть лет. В отношении работодателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся (п. 20 Положения № 875).

 Информацию о присвоенной категории риска или о классе (категории) опасности учреждение может запросить у контролирующего органа. Роструд должен направить информацию в срок, не превышающий 15 рабочих дней от даты поступления такого запроса (п. 13 Правил № 806). Информация о работодателях, которым присвоены категории чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1-й, 2-й, 3-й классы опасности, доступна на официальном сайте контрольного органа (п. 12 Правил № 806).

Размещение такой информации осуществляется с учетом требований законодательства РФ о защите государственной тайны.

Что такое проверочные листы

 В соответствии с п. 11.1 ст. 9 Закона № 294-ФЗ при плановых проверках Роструда будут использоваться проверочные листы (с  в отношении работодателей относящихся к категории умеренного риска, с  – в отношении всех работодателей).

 Проверочные листы – это списки контрольных вопросов, которые разрабатываются контрольным органом. Они включают в себя перечни вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом обязательных требований, составляющих предмет проверки (п. 11.3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Проверочные листы по проверке соблюдения требований трудового законодательства утверждены Приказом Роструда от  № 655 (вступил в силу с ).

 Далее необходимо отметить, что проверочные листы по проверке трудового законодательства составлены по определенной тематике. Например, лист 1 «По проверке порядка оформления приема на работу» содержит семь вопросов, касающихся оформления работника на работу и заключения с ним трудового договора. Лист 4 «По проверке соблюдения порядка прекращения трудового договора» содержит 16 вопросов, которые преследуют цель проверить, соблюдаются ли положения ТК РФ при увольнении, в частности, имеются ли письменные заявления работников об увольнении по собственному желанию, выплачено ли выходное пособие при увольнении в размере двухнедельного среднего заработка в случаях:

  • отказа работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением;
  • призыва работника на военную службу или направления его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
  • восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу;
  • отказа работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем.

 Отдельные проверочные листы применяются в ситуации, когда работодатель занимается определенным видом деятельности (например, лист 107 «По проверке соблюдения гарантий медицинских работников»).

 Как следует из п. 8 Положения № 875, предмет плановой проверки Роструда всех работодателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов). Проверочные листы размещены на сайте контрольного органа, при необходимости работодатель может ознакомиться с ними в целях самоконтроля и выявить нарушения, допущенные им в рамках трудовых отношений. Кроме того, учреждение может проверить себя, воспользовавшись сервисом «Электронный инспектор труда».

Виды надзора и контроля за безопасностью труда

Фото 2

В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:

Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;

Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;

Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий. Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ. Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.

Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.

Срок проверки: изменился или нет

 Хотим сразу успокоить наших читателей: сроки проведения проверки не изменились. Как и ранее, в силу п. 12 Положения № 875 срок проведения каждой из проверок (плановой и внеплановой) не может превышать 20 рабочих дней. В некоторых случаях срок проведения проверки может быть сокращен в соответствии с п. 1.1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ.

 В отношении работодателей – субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

 В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений инспекторов труда, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем Роструда или госинспекции, но не более чем на 20 рабочих дней; в отношении малых предприятий – не более чем на 50 часов, в отношении микропредприятий – не более чем на 15 часов.

О предстоящей проверке учреждение уведомляется контрольным органом:

  • в случае проведения плановой проверки – не позднее чем за три рабочих дня до ее начала (п. 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ);
  • в случае проведения внеплановой выездной проверки – не менее чем за 24 часа до ее начала (п. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Суть контроля и надзора в области охраны труда

Фото 3

Важно следить за правильным исполнением норм охраны труда.

Суть надзора заключается в исполнении наблюдения за соблюдением  установленных законодательством по ОТ и ТК РФ норм, правил, приказов.

Определенное внимание вопросам контроля и надзора за выполнением закона в области трудовых и тесно связанных с ними отношений много раз уделялось со стороны представителей науки трудового права.

Они главным образом освещают данные вопросы в прикладном аспекте, не вдаваясь в глубокий анализ указанных понятий.

Контроль — не только способ выявления совершенных правонарушений, но и очень важное средство их предупреждения. Контроль осуществляется не только относительно подчиненных в административном порядке организаций и руководящих лиц (внутриведомственный контроль), но и не подчиненных органов (внешний вневедомственный контроль).

Органы госконтроля обычно реагируют на такие нарушения принятием организационно-исполнительных актов, направленных на осуществление помощи подконтрольным органам в реализации управленческой деятельности, предоставлением рекомендаций по ее совершенствованию.

Государственный надзор – правоохранительная деятельность по выявлению правонарушений в области ОТ, и принятию актов, обязывающих устранение этих нарушений. Этот правоустанавливающий акт может быть принят специально уполномоченным органом, не наделенным организационно-исполнительными правами по отношению к подназорному объекту.

Акт выполняет правоустанавливающую функцию лишь в том случае, если он устраняет правонарушения подконтрольного органа.

Проверки органов государственного надзора за охраной труда

Проверки органов надзора и контроля за охраной труда в России могут быть плановыми или внеплановыми. Основные причины внеплановых проверок:

  • жалобы, заявления, обращения работников, представителей общественных организаций, фондов, других лиц о нарушениях работодателем требований ОТ;
  • окончание срока для устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
  • требование провести проверку, поступившее от вышестоящей организации, прокурора, Правительства РФ;
  • запрос трудящегося о проведении мониторинга условий его труда;
  • несчастный случай, авария, другое внезапное событие, которое показывает, что в организации есть проблемы с безопасностью труда.

 Когда в организации с безопасностью труда все хорошо, государственный надзор за охраной труда в ней ведется в плановом порядке. Каждый из органов надзора и контроля за охраной труда составляет график проверок, с которым знакомит представителей предприятия. Законодательством установлена периодичность мероприятий контролирующего характера. Например, инспекторы Минтруда посещают организации в плановом порядке 1 раз в 3 года.

Понятие контроля и надзора

Что такое надзор и контроль в области охраны труда?

Разграничение понятий «контроль» и «надзор» и их функций все еще остается одним из наиболее дискуссионных вопросов.

Это обусловлено наличием различных подходов к определению их сущности и недостаточным нормативным регулированием аспектов соотношения соответствующей компетенции по проведению контрольно-надзорной деятельности.

Законодатель при разработке новых или изменении существующих правовых актов по вопросам надзора и контроля практически не берет во внимание научные разработки по этим аспектам.

Поэтому иногда при определении тех или иных полномочий конкретного органа идентичные функции обозначаются или как наблюдательные, или как контрольные.

Если говорить об отличительных чертах, то следует вспомнить, что надзор носит внешнюю направленность в отношении поднадзорных объектов, а контроль может проводиться и «внутри» системы (ведомственный или внутриведомственный контроль).

Методы контроля в области охраны труда

Различные методы осуществления контроля.

Методы контроля должны соответствовать определенным требованиям для выполнения соответствующей контрольной функции государственного органа, а также обеспечивать соответствующее влияние на объект контроля.

Методы государственного контроля осуществляются через государственно-властные отношения. Методам, которые применяются в общественном контроле, должно соответствовать определенное правовое сопровождение.

Должностное лицо в рамках предоставленных полномочий принимает решение об осуществлении контроля с помощью мер и способов, которые обычно предусматриваются для проведения данного вида контроля.

Субъекты госконтроля в сфере ОТ осуществляют свои контрольные функции посредством разнообразных методов и форм, которые являются элементами механизма государственного контроля.

Формой госконтроля в сфере ОТ является выполнение плановой и внеплановой проверки Гострудинспекцией.

Уполномоченные лица Гострудинспекции наделены достаточными полномочиями для того, чтобы отреагировать на выявленные на производстве в процессе проверки нарушения нормативных и правовых предписания по ОТ.

Государственный контроль в области охраны труда

Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу.

Для этого специалисты по безопасности труда:

1.) Регулярно проводят проверки:

  • состояния оборудования, территории, сооружений;
  • правильности ведения документации по ОТ;
  • наличия СИЗ и адекватного их использования работниками;
  • качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;

2.) Анализируют существующие и возможные опасности, ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.
3.) Составляют списки должностей, видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.
4.) Разрабатывают мероприятия по предотвращению опасных ситуаций, снижению влияния на трудящихся производственных опасностей и вредностей.
5.) Оказывают методическую помощь по ОТ подразделениям: снабжают их инструкциями, правилами, нормативами, журналами, помогают составлять списки на медосмотры, СИЗ, предоставляют льготы и др.
6.) Организовывают обучение рабочих и ИТР, участвуют в комиссиях по проверке знаний.
7.)  Участвуют в подготовке документации: коллективного договора, приказов, распоряжений, согласовывают и визируют проекты, порядки и др.
8.) Участвуют в работе комиссий по приемке оборудования из ремонта, введению в эксплуатацию законченных объектов строительства, приемке заказанных у поставщиков спецодежды и СИЗ, др.
9.) Проводят вводные инструктажи.
10.) Составляют и вовремя сдают отчетность по ОТ.
11.) Курируют использование средств фонда ОТ организации.
12.) Хранят документацию по ОТ.

 Чтобы специалисты по безопасности могли проводить надзор и контроль за охраной труда во вверенных им подразделениях беспрепятственно, служба ОТ подчиняется руководителю предприятия или его заместителю с соответствующими должностными обязанностями. Поэтому проверять, как эта служба справляется со своими обязанностями, приходится другим организациям.

Обучение по охране труда дистанционно, без отрыва от производства, по всей России. Звоните нам 8-800-775-09-71 Бесплатно по России!

Понятие контроля в сфере охраны труда

Фото 4

Контроль за охраной труда на производстве.

Большое значение при осуществлении контроля за ОТ объясняется тем, что с каждым годом, несмотря на принимаемые меры, уровень травматизма на производстве, а также и летальных случаев растет.

Определение понятия государственный надзор в сфере ОТ на законодательном уровне не закреплено, однако, его можно определить как метод обеспечения соблюдения законодательных и прочих нормативных актов по ОТ.

Что же касается общественного контроля, то ученые указывают на правильность позиции законодателя относительно наделения определенных представителей трудового коллектива контролирующими полномочиями в сфере ОТ, поскольку сегодня профсоюзы переживают не лучшие свои времена, учитывая то, что в большинстве случаев на производстве они вообще отсутствуют.

В РФ на сегодня традиции общественного контроля почти отсутствуют и большой интерес представляет позитивный зарубежный опыт осуществления различных форм общественного контроля, особенно в тех областях, где нарушение прав и интересов людей являются наиболее распространенными.

К этим сферам относятся и охрана труда, особенно вопросы ОТ на производстве. В развитых странах контроль рассматривают как функцию управления и указывают, что он является самостоятельной функцией, которая не поглощается другими и не является второстепенной, а пронизывает все другие, активно влияет на них, корректирует и даже формирует новые функции и направления управленческой деятельности.

Читайте также: Несчастные случаи: что к ним относится и порядок извещения о них

Определение контрольных функций охраны труда

Что является целью контроля в области охраны труда?

Отметим, что вопросам надзора и контроля придается внимание представителями различных наук, но основное место среди них занимают работы специалистов в сфере административного права.

Читайте также: Приказ о завершении специальной оценки условий труда: правила оформления

Это вполне справедливо, потому что надзор и контроль тесно связан с понятием государственного управления что является предметом изучения данной науки.

Однако и в административно-правовой литературе единого мнения по вопросу о сущности надзора и его взаимосвязи с контролем нет.

Исходя из приведенных точек зрения, позиций, мнений ученых относительно понимания сущности, содержания, природы и характера контроля и надзора в сфере государственного управления, логичными будут следующие важные для дальнейшего исследования методологически-теоретические выводы.

Содержание контроля имеет свою специфику, которая отличает его от других функций управления, что позволяет специализировать на контрольной деятельности определенные подразделения и конкретных должностных лиц.

В литературе, которая рассматривает вопросы процесса управления, наблюдается расхождение точек зрения по этому поводу. По нашему мнению, если рассматривать реализацию структурных элементов управленческого процесса во времени, контроль в основном будет иметь заключительный характер.

Вместе с тем, контроль частично осуществляется в процессе принятия такого решения, он также должен осуществляться и при учете результатов деятельности исполнителей.

Цель контроля состоит в необходимости на основе анализа данных учета отыскать закономерности в массе фактов и явлений, знание которых позволяет своевременно и правильно влиять на процесс управления.

Виды контроля в сфере охраны труда

Несколько видов контроля.

На практике основными видами контроля за состоянием ОТ, есть такие:

  1. Трехстепенный контроль. Формирование «трехстепенного контроля» является распространенным в практике ОТ и закреплен нормативными актами;
  2. Оперативный контроль управляющими за другими ответственными лицами предприятия (например, службой ОТ). Оперативный контроль целесообразно проводить на предприятиях, производствах, которые относятся к высокой степени риска;
  3. Контроль вышестоящей организацией (четвертый или пятый степень контроля);
  4. Контроль местными органами власти;
  5. Ведомственный контроль.

Какой бывает — виды



Согласно статье 212 ТК РФ, наниматель обязан организовать безопасную среду подчинённым в процессе эксплуатации ими строений, оборудования, зданий в целях осуществления технологического процесса.

Трудовым кодексом РФ утверждён порядок разработок и использования обучающего материала в рамках программы по охране труда.

Следовательно, раз имеется межотраслевой план мероприятий по соблюдению государственных нормативных документов, значит, их исполнение должно контролироваться, в том числе ведомственными структурами.

К существенным видам надзора относят проверки за соблюдением:

  • правил внутреннего трудового распорядка, утверждённого нормативными актами (коллективным договором);
  • процессов обучения безопасным методам и технологическим приёмам выполнения работ по охране труда, оказанию необходимой медицинской помощи при наступлении несчастного случая на предприятии;
  • уровня влияния на здоровье работников вредных примесей и опасных производственных факторов;
  • процесса расходования материальных и защитных средств, выделяемых на проведение мероприятий по улучшению безопасной среды и снижению процента загрязнения воздуха на производстве;
  • безопасной эксплуатации недвижимых объектов, оборудования, промышленных инструментов, сырья и иных материалов;
  • систематического направления работодателем персонала в медучреждения с целью диспансеризация или профосмотра;
  • распорядка труда и отдыха;
  • правильности применения средств индивидуальной и коллективной защиты на производстве;
  • санитарно-бытовых и лечебно-профилактических норм;
  • принятия профилактических мер по сохранению жизни и здоровья персонала в результате возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • организации процесса проведения разбирательств и фиксации несчастных случаев на производстве, возмещения причинённого вреда;
  • исполнения протоколов нарушений, выданных должностными лицами ведомственных госструктур.

Таким образом, весь надзор можно разделить на пять групп.

Для каждого типа будет определён конкретный ответственный исполнитель:

  1. Ежедневный контроль выполнения плановых задач по охране труда – Начальник структурного подразделения, бригадир.
  2. Регулярные проверки состояния производственной среды – Инженер по ОТ.
  3. Многоуровневый контроль состояния условий труда на каждом отдельно взятом рабочем месте – Административный блок + Профсоюзная организация.
  4. Проверка системы управления охраной труда – Профком.
  5. Внешний надзор органом по сертификации организаций с последующей выдачей документа соответствия – Органы Госнадзора, Инспекция труда.

Во избежание нарушений по контролю безопасности на предприятии, в обязанности работодателя входит обеспечение должным образом безопасной среды, а также своевременное выявление и устранение изъянов, которые были установлены в результате проведения внутреннего аудита или после выдачи предписаний уполномоченными органами.

Виды контроля состояния ОТ на предприятии:

  • общественный;
  • государственный;
  • производственный;
  • трехступенчатый.

Для чего контролируется состояние ОТ?



Задачей любой тематической проверки является предотвращение наступления несчастного случая на производстве, травматизма и позднего диагностирования профессиональных заболеваний.

Поэтому методика своевременного проведения аудита осуществляется на 3-х уровнях:

  1. на первом этапе объектом контроля выступает участок подразделения, смена или бригада (ежедневная проверка);
  2. на втором этапе надзору подлежит структурное подразделение (по графику);
  3. на третьем этапе проверку проходит организация в целом (1 раз в квартал).

По выявленным нарушения на первой степени контроля разрабатывается план мероприятий по их устранению с конкретными сроками и списком ответственных за исполнение лиц.

Итоги фиксируются в специальном журнале, который хранится у руководителя.

Для проведения второй ступени контроля потребуется создать комиссию, в состав которой войдут: инспектор по ОТ, профсоюзный представитель, специалист подразделения и служб организации.

Итоги проверки также подлежат фиксации в журнале 2-й степени контроля. Если на лицо имеются грубые нарушения правил и норм ОТ, влекущие за собой причинение ущерба здоровью работающих, в такой ситуации работы на предприятии прекращаются по решению комиссии до устранения всех недочётов.

В контроле 3-ей степени участие принимает руководитель предприятия, начальник службы ОТ, руководители надзорных служб, профорг. Данная комиссия может быть разделена на подкомиссии во главе ведущих специалистов.

Проверка завершается подведением итогов, обсуждением планов по устранению нарушений, назначением ответственных исполнителей и установлением нормативных сроков.

Результаты аудита оформляются актом.

По окончании процедуры, чтобы обязать работников устранить выявленные недочёты, чаще всего издаётся распорядительный документ, по форме установленной делопроизводством.

Органы надзора за соблюдением требований ОТ на предприятиях РФ



Согласно статье 462 Трудового кодекса, надзор за соблюдением требований законодательства об охране труда проводит ведомственные государственные организации, действующие в рамках Российского законодательства.

Кто осуществляет контроль за соблюдением требований безопасности труда на предприятии, указано в таблице ниже:

При осуществлении государственного надзора и контроля ведомства взаимодействуют между собой, а также структурами, осуществляющими общественный контроль.

Надзор и контроль за охраной труда

Фото 5

Из этой статьи вы узнаете, какие существуют виды надзора и контроля за безопасностью труда, какие органы надзора и контроля за охраной труда в России их реализуют на практике, ознакомитесь с кратким перечнем их основных полномочий, узнаете, как проходит проверка по ОТ.

Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу. Для этого специалисты по безопасности труда:

1. Регулярно проводят проверки:

• состояния оборудования, территории, сооружений;
• правильности ведения документации по ОТ;
• наличия СИЗ и адекватного их использования работниками;
• качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;

2. Анализируют существующие и возможные опасности, ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.

3. Составляют списки должностей, видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.

4. Разрабатывают мероприятия по предотвращению опасных ситуаций, снижению влияния на трудящихся производственных опасностей и вредностей.

5. Оказывают методическую помощь по ОТ подразделениям: снабжают их инструкциями, правилами, нормативами, журналами, помогают составлять списки на медосмотры, СИЗ, предоставляют льготы и др.

6. Организовывают обучение рабочих и ИТР, участвуют в комиссиях по проверке знаний.

7. Участвуют в подготовке документации: коллективного договора, приказов, распоряжений, согласовывают и визируют проекты, порядки и др.

8. Участвуют в работе комиссий по приемке оборудования из ремонта, введению в эксплуатацию законченных объектов строительства, приемке заказанных у поставщиков спецодежды и СИЗ, др.

9. Проводят вводные инструктажи.

10. Составляют и вовремя сдают отчетность по ОТ.

11. Курируют использование средств фонда ОТ организации.

12. Хранят документацию по ОТ.

Содержание

  • 1 Надзор и контроль за охраной труда
  • 2 Виды надзора и контроля за безопасностью труда
  • 3 Государственный надзор и контроль за охраной труда
  • 4 Проверки органов государственного надзора за охраной труда
  • 5 Как проходит проверка органов надзора и контроля в области охраны труда?

Чтобы специалисты по безопасности могли проводить надзор и контроль за охраной труда во вверенных им подразделениях беспрепятственно, служба ОТ подчиняется руководителю предприятия или его заместителю с соответствующими должностными обязанностями. Поэтому проверять, как эта служба справляется со своими обязанностями, приходится другим организациям.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://expert123.ru/gosudarstvennyj-kontrol-v-oblasti-bezopasnosti-i-ohrany-truda/
  • https://beltrud.ru/organi-nadzora-i-kontrolya-za-ohranoy-truda/
  • https://naimtruda.com/ohrana/nadzor-i-kontrol-za-soblyudeniem-trebovanij-ohrany-truda.html
  • https://azbukaprav.com/ohrana-truda/kontrol/nadzor-za-ot.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий